Норвегия готовится отпраздновать 150-летие Эдварда Мунка
Норвегия готовится отпраздновать 150-летие Эдварда Мунка — художника, написавшего одну из самых знаменитых картин в истории человечества
Эдвард Мунк для многих сегодня — художник единственной картины. Его «Крик» — один из самых узнаваемых и растиражированных образов в мировой истории искусства, а с мая этого года еще и самое дорогое произведение искусства, когда-либо проданное на аукционных торгах. 120 млн долларов, заплаченные за картину американским финансистом Леоном Блэком, еще больше подогрели популярность работы. Сейчас она выставлена в нью-йоркском МОМА, в состав совета директоров которого входит бизнесмен, и это тоже можно считать частью юбилейной программы. В 2013 году Мунку исполняется 150, а «Крику» — 120 лет. Праздновать двойной юбилей начинают загодя — масштабная программа торжеств стартует в день рождения художника за год до 150-летия. Нетипичный случай для мировой практики, но очень уж число красивое — 12.12.12. Гордость нации
Для Норвегии, страны, не избалованной фигурами мирового масштаба, Мунк — предмет особой национальной гордости. С тем же почтением здесь относятся разве что к драматургу Генрику Ибсену. С Мунком они были знакомы, хотя и не были дружны (Ибсен на тридцать с лишним лет старше), к тому же Мунк писал, что видит себя в драматических героях соотечественника, а его декорации к «Привидениям» в постановке немецкого режиссера Макса Рейнхардта в свое время наделали немало шуму.
В центре юбилейных торжеств — большая выставка, состоящая более чем из 250 работ и последовательно раскрывающая все периоды, жанры и излюбленные темы художника (откроется 2 июня). Наследие Мунка, завещанное им муниципалитету Осло (а это около тысячи живописных полотен, 4,5 тыс. рисунков и 15 тыс. печатных листов), хранится в двух собраниях — Музее Мунка и Национальном музее искусств, архитектуры и дизайна. Доверить столь лакомую выставку кому-то одному не смогли, пришлось поделить ее на две части — ранний период, работы с 1880-го по 1903 год, включая реконструкцию «Фриза жизни» в том составе, который сам Мунк выбрал для выставки Сецессиона в 1902 году в Берлине, покажут в Национальной галерее. Вторая часть — работы с 1904-го по 1944 год — будет выставлена в Музее Мунка.
Но это хоть и главное, но далеко не единственное событие. 12 декабря, с началом официального Года Мунка, в тур по Норвегии отправится «Автопортрет с сигаретой», купленный Национальной галереей у самого художника еще при его жизни. Проехав через семь городов, он вернется в столицу как раз к юбилейной выставке. В Музее Мунка уже сейчас проходит масштабная выставка The Modern Eye («Современный взгляд»), показанная перед этим в Париже, Франкфурте и Лондоне. Издан альбом детских рисунков художника. Впервые откроется для посещения его мастерская в Хвитстене. Своего Мунка выставят все, у кого он есть: и галерея Thiel в Стокгольме, и Кунстхаус в Цюрихе, и Музей Ибсена в Осло, и частные коллекционеры. В Нью-Йорке в «Скандинавском доме» сопоставят литографии Мунка с шелкографиями Энди Уорхола, выполненными по мотивам известных работ норвежского художника. Лондонскую Трафальгарскую площадь украсят репродукции. Исполнение посвященных Мунку музыкальных произведений и перформансов пройдет по всему миру от Осло до Вашингтона — словом, из юбилея сделали праздник такой насыщенности и такого масштаба, какие не снились многим более заслуженным мастерам. Кажется, даже венская «климтомания» (Климт на год старше Мунка) не может с ним сравниться.
Успех и смех, любовь и кровь
Драматические события жизни и связанные с ними переживания Эдварда Мунка выплескивались на холст — это было кредо художника. Экспрессионизм, провозвестником и родоначальником которого он является, ценит драму личности и душевный эксгибиционизм. Попробуйте угадать настроение молодых Ренуара и Моне, писавших «Лягушатню». Оба — нищие и непризнанные, Моне подумывает о самоубийстве, но на холстах — солнечный свет, блики на воде и знаменитая французская joie de vivre, радость жизни, в чистом виде. От «Крика» Мунка «Лягушатню» отделяет четверть века, и за это время для европейского искусства стало важным не столько произвести впечатление (impression), сколько выразить себя (expression). Мунку было всего пять лет, когда умерла его мать, а следом и сестра. И хотя сам он прожил 80 лет, тема болезни и смерти часто встречается в его работах, особенно в щемящих сюжетах убитых горем родственников у постели умирающего. Роман с Туллой (Матильдой) Ларсен, дочерью богатого норвежского виноторговца закончился ссорой, во время которой она нечаянно прострелила ему руку, и Мунк начинает рифмовать «любовь» и «кровь». Вот у него «Разлука», где женская фигура удаляется, как белый призрак в развевающихся одеждах, оставляя мужчину страдать на переднем плане, прижимая к сердцу руку, контуры которой нарочито выделены кроваво-красной краской. А вот «Вампир» — многократно повторенный сюжет, живописный вариант которого издалека можно принять за нежный поцелуй. И наконец, та же рифма читается в алом нимбе вызывающе эротичной «Мадонны».
Мунк был успешен — с юности он постоянно выставлялся, сначала в Норвегии, а потом и по всей Европе; он много путешествовал, изучая классическое наследие и современные течения в Париже, Риме и Флоренции, подолгу жил во Франции и Германии. Пара громких скандалов вокруг его выставок, освистанных прессой, сделали ему отличную рекламу, у него были свои коллекционеры, заказчики и покровители. Мунку не было и тридцати, когда Национальная галерея впервые купила для своей коллекции его картину «Ночь в Ницце». И следом вышел первый искусствоведческий труд о работах Мунка, среди авторов которого были польский писатель-модернист Станислав Пшибышевский и немецкий арт-критик Юлиус Мейер-Грефе, много писавший об импрессионистах и приложивший руку к популяризации Ван Гога. Прижизненная ретроспектива Мунка в Национальной галерее сравнима по масштабу с той, что намечена на следующий год.
И несмотря на внешний успех, как результат постоянного стремления вывернуть душу наизнанку и выплеснуть на холст, были в его жизни пристрастие к алкоголю, нервное расстройство и лечение в клинике.
Главным учителем Мунка был Кристиан Крог, известный художник-реалист. Ранние работы выполнены под его влиянием, но реализм не подходил для выражения сильных эмоций. Путешествия по Европе, последняя выставка импрессионистов в Париже, знакомство с творчеством Сера, Ван Гога и Тулуз-Лотрека дали толчок к экспериментам — в работах Мунка можно встретить чистый импрессионизм («Улица Лафайет», 1891, Национальный музей) и синтетизм Гогена и понт-авенской школы с упрощенными формами и локальными цветами («Новый снег на аллее», 1906, Музей Мунка). В мягких текучих линиях одних фигур слышатся отголоски ар-нуво, в других угадывается влияние Мане и примитивистов.
Его ранние выступления сопровождали жестокие насмешки публики и прессы. В первой же персональной выставке 26-летнего художника критики увидели «изобилие наглости и недостаток самокритики». А выставку в Берлине, к участию в которой Мунк был приглашен, Союзу художников пришлось закрыть через неделю. Но Мунк не расстраивался. «Я никогда еще не проводил время с таким удовольствием — невероятно, что столь невинная вещь, как живопись, может стать причиной такого возмущения», — писал он родственникам из Берлина. Он увидел рекламные возможности скандала и тут же заключил контракт с арт-дилером Эдуардом Шульте на показ выставки в Кельне и Дюссельдорфе. А когда выставка вернулась в Берлин, Мунк, хоть и не продал ни одной работы, неплохо заработал на билетах — все хотели увидеть «оскорбление искусства», как называли выставку в прессе. Значительно позже, в 1912 году, когда мнение и публики, и прессы изменится, он получит приглашение участвовать в выставке в Кельне, где его работы повесят рядом с полотнами Ван Гога, Пикассо и Сезанна, и, ошеломленный, он напишет: «Все самые яркие вещи, созданные в Европе, собраны здесь. На их фоне я — бледный классицист».
К началу 1900-х Мунк известен и всеми признан. К этому времени уже созданы все ключевые работы — «Крик», «Мадонна», «Вампир», «Меланхолия» и другие, хотя к отдельным образам он возвращается снова и снова. Последующие десятилетия он живет по большей части в Норвегии, пишет портреты, в том числе заказные, расписывает большой зал университета и шоколадную фабрику Freia в Осло, готовит проект росписей ратуши. Он увлекается гравюрами на дереве и камне, воспроизводит собственные образы, и они оказываются не менее выразительны, чем живописные работы, — упрощение линий и форм лишь усиливает эмоциональный эффект. Кроме того, гравюры позволяли более смелые эксперименты — и без того фраппировавшая почтенную публику «Мадонна» в печатном варианте дополнена рамкой с изображением сперматозоидов. Занимает его и ставшая модной фотография — еще в 1902 году он покупает первую камеру и с тех пор довольно много снимает. Как появляются шедевры
В фильме «Афера Томаса Крауна» есть момент, где экскурсовод, отчаявшись объяснить детям, в чем заключается красота работ импрессионистов, говорит: «Посмотрите, эта картина стоит сто миллионов долларов», и группа замирает перед полотном. В такой же ситуации может оказаться зритель перед «Криком» Мунка. Кажется, что среди его работ есть и более интересные, и более впечатляющие. Что делает картину общепризнанным шедевром — удачный пиар, своевременный скандал или кража (как было с «Моной Лизой») или все же реальные художественные достоинства, — риторический вопрос, на который еще никто не дал однозначного ответа. Но в истории «Крика» было всего понемногу (за последние двадцать лет его крали дважды, но быстро возвращали на место). В отличие от таких известных работ, как «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне или кубистические «Авиньонские девушки» Пабло Пикассо, «Крик» Эдварда Мунка стал не просто символом или точкой отсчета нового направления в искусстве, но его квинтэссенцией. Экспрессионизм — это и есть крик. Ужас, боль, страх и другие сильные эмоции, выраженные средствами живописи. «Экспрессионизм — это “искусство кричать”», — пишет один из современных историков искусства Валерий Турчин. В начале XIX века знаменитый немецкий философ Артур Шопенгауэр заявлял, что главное ограничение силы экспрессии произведения искусства — это невозможность воспроизвести крик. Но Мунку удалось с помощью деформированных линий, света и цвета передать ощущение звука, изобразить экзистенциальный ужас современного цивилизованного человека. Исследователи более позднего времени видели в «Крике» предвестие всех бед XX века.
С 1893-го по 1910 год Мунк написал четыре варианта композиции, которая изначально называлась «Крик природы». Сам он так описывал историю ее создания: «Я шел вдоль дороги с двумя друзьями. Солнце садилось. Небо стало кроваво-красным. И я почувствовал дыхание Меланхолии. Я остановился, смертельно уставший. Над иссиня-черным фьордом и городом повисли кровавые языки пламени. Мои друзья ушли. Я остался позади, дрожащий от Беспокойства. Я почувствовал ужасный Крик Природы». «Крик» был задуман как центральная часть «Фриза жизни» — большого цикла, который, по замыслу Мунка, должен был стать «поэмой о любви, беспокойстве и смерти», «объяснить жизнь и ее значение и помочь другим прояснить их жизни». В него входят «Вампир», «Ревность», «Сфинкс и Меланхолия», «Девушка и Смерть» — всего более двадцати работ, их состав постоянно менялся, а над основными образами Мунк работал на протяжении 30 лет.
Один из вариантов «Крика» хранится в Национальном музее, два других — в Музее Мунка и еще один — в частной коллекции. До мая этого года он принадлежал норвежскому бизнесмену Петеру Олсену, отец которого с конца 1920-х годов жил по соседству с Мунком в Хвитстене и активно покупал его работы, а во время Второй мировой войны буквально спас 74 работы Мунка от нацистов, по мнению которых, экспрессионизм стоило отнести к «дегенеративному» искусству. Торги Sotheby’s стартовали с 40 млн долларов, за 12 минут цена поднялась почти в три раза, и написанный пастелью «Крик» установил новый рекорд в 120 млн долларов, обогнав в цене портрет одной из муз Пикассо и бронзового «Шагающего человека» Джакометти. Невозможно даже предположить, какое произведение искусства сможет обогнать его на следующих торгах.
Читать: Эдвард Мунк - краткая биография
Читайте также: Эдвард Мунк
Эдвард Мунк - Берлин Эдвард Мунк - XX ВЕК Эдвард Мунк - Успех и неудачи Эдвард Мунк - Возвращение в Норвегию
Музей Мунка в Осло
Фотоэкскурсия по музею Эдварда Мунка в Осло
Крик
Мадонна
Норвежский художник Эдвард Мунк
Галерея картин Э.Мунка
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Expert.ru Автор: Ирина Осипова
Норвегия готовится отпраздновать 150-летие Эдварда Мунка
|