Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/События и юбилеи/Год Нансена–Амундсена/Амундсен/Два круга судьбы Руаля Амундсена/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Год БьёрнсонаНансен Год Нансена–Амундсена
Амундсен Новостные материалыГод 2012
Архив культурных мероприятийМероприятияСтатьи
Юбилейный 2013Материалы норге.ру прошлых летЮбилейный 2014

Два круга судьбы Руаля Амундсена

Сто лет назад, 14 декабря 1911 года, человек впервые в истории вышел на ту географическую точку, которую называют Южным полюсом Земли. Этим человеком был норвежец. Звали его Руаль Амундсен — имя, уже тогда известное всему миру. Имя человека легендарного, фантастически смелого, упорного, энергичного, выносливого, целеустремленного. Спустя 15 лет, в 1926 году, Амундсен совершит полет над Северным полюсом и станет первым человеком, побывавшим на обоих полюсах планеты — Северном и Южном. Он путешествовал до конца своих дней. В самом прямом смысле...

Полное имя этого человека — Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (Roald Engelbregt Gravning Amundsen) (1872-1928). Мечтой его детства были море и путешествия. По настоянию матери он поступил на медицинский факультет университета в Кристиании (Осло), но после ее смерти бросает учение. Руаль был не просто «болен» морем.

Много позже он напишет, что с малых лет был увлечен загадочной судьбой английского капитана Джона Франклина, в 1850 году отправившегося на поиски Северо-западного прохода (морской путь из Атлантического в Тихий океан через Северный Ледовитый океан и Канадский архипелаг). Экспедиция Франклина пропала. Руаля томила мечта пройти через Северо-западный морской путь, доказать его судоходность. Но к этому примешивалась еще одна страсть: «Во мне загорелось странное стремление претерпеть когда-нибудь такие же страдания. Я тоже хотел пострадать за своё дело — не в знойной пустыне по пути в Иерусалим, а на ледяном Севере, на пути к широкому познанию доселе неведомой великой пустыни». Этими страданиями судьба его щедро одарила.

В 1892-м закончил школу штурманов. Далее: матрос на судах. Первое путешествие в 22 года (в 1896-м) — участие в арктической экспедиции на бельгийском судне «Бельжик». В 1897-м на том же корабле — уже в качестве штурмана, а потом помощника капитана — по заданию бельгийской компании плывет к берегам Антарктиды. Там, у берегов, корабль был затерт льдами. Капитан судна тяжело заболел, Амундсен принял командование на себя и в конце концов вывел «Бельжик» на открытую воду. За этот подвиг в 1898 году получил свою первую награду — бельгийский кавалерский крест ордена Леопольда. Но то была прелюдия к главным деяниям, главным страданиям и триумфам.

Мечта Амундсена претерпевает изменения: «Во время этого путешествия [на „Бельжик“ — Ред.] созрел мой план. Мне хотелось связать мечту детских лет о Северо-Западном проходе с гораздо более важной для науки целью: установить нынешнее местоположение Северного магнитного полюса».

Дальше — время серьезной подготовки — теоретической и научной. К 1900 году Амундсен — сотрудник Германской морской геофизической обсерватории в Гамбурге. Знаком с норвежским метеорологом и астрономом Хенриком Моном, с великим полярником Фритьофом Нансеном. С ними определяет научные задачи будущего путешествия. Покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjøa») с дизельным двигателем всего в 13 лошадиных сил и полгода проводит на ней в испытательном плавании в Баренцевом море. В 1902 году получает капитанский диплом, а 16 июня 1903 года «Йоа» выходит из Кристиании курсом на Северную Атлантику. Команда яхты состояла из семи человек. Амундсену — 30 лет. С яхтой «Йоа» они одного года рождения.

Слабосильная яхта дважды была остановлена льдами. Две зимы жили на льду, в домиках из продовольственных ящиков. Температура внутри дома не поднималась выше +5°C. Закупленные газокалильные керосиновые лампы оказалась непригодными, большую часть полярной ночи команда провела в потёмках. Охота была затруднена.

Несмотря ни на что, Амундсен проводит научные исследования. На первом месте — изучение свойств земного магнетизма. Велись и этнографические работы — на Канадском архипелаге изучал обитающих в тех местах эскимосов, удивительный народ, приспособившийся к жизни в тяжелых полярных условиях. Амундсен перенял у эскимосов способ управления собачьими упряжками; чуть не первым стал носить эскимосскую кухлянку (род мехового комбинезона с капюшоном), учился добыванию пищи среди льдов.

В августе 1905 года яхта «Йоа» завершает проход через Северо-западный морской путь. Амундсен достиг главной цели путешествия и осуществил детскую мечту. Выход из Канадского архипелага был особенно труден — льды, мелководье (от киля до дна порой было не больше дюйма — 2,5 см.). У берегов Гренландии яхта снова вмерзает в лед. Перспектива еще одной зимы во льдах Амундсена не устраивает. Вдвоем с коллегой он отправляется на собаках к берегам Аляски, до первого телеграфного агентства. Три месяца два человека преодолевали те 500 ледяных миль, что отделяли «Йоа» от ближайшего городка Игл Сити на Аляске. В Игл Сити прибыли 5 декабря. Амундсен вспоминал: «По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33».

Так закончилось второе серьезное путешествие Амундсена. Мир рукоплескал. Его ставили рядом с Нансеном как великого полярного исследователя времени. Но первый круг судьбы еще не завершился, звездный час Руаля был впереди

Далее — упорная подготовка к экспедиции на Северный полюс. Как и Нансен в 1895-98 годах, Амундсен намеревался совершить через Арктику трансполярный дрейф во льдах — но уже до самой точки полюса. Он добился в этом содействия Нансена, и в 1907 году тот передал ему для экспедиции судно «Фрам», оснащенное для дрейфа во льдах, на котором плавал сам. Для передачи судна потребовался парламентский акт — «Фрам» принадлежал государству. Но в 1908-м мир облетело известие — Северный полюс покорен американцем Фредериком Куком. А вскоре к Северному полюсу вышел англичанин Роберт Пири, старый друг и соратник Амундсена. В мире шла своеобразная «полярная» гонка. Путешествие для Амундсена теряло смысл. Решение было принято сразу — идти к Южному полюсу. У Амундсена был сильный конкурент — англичанин Роберт Скотт, также приятель и почитатель Амундсена. Он готовил экспедицию открыто и «громко», с привлечением прессы. Но Амундсен готовился к тайно — даже тайно от команды, даже от Нансена. Только после отплытия в августе 1910 года Руаль прислал письмо Нансену, где раскрывал свой план. Тогда же предложил команде выбирать — плыть с ним или остаться. Остались все. В октябре, подходя к южному материку, послал телеграмму Скотту: «Фрам направляется в Антарктиду». Но скрытность сослужила плохую службу — Амундсен не смог привлечь новых спонсоров, и бюджет экспедиции оказался скромным. Спонсоры — среди них были король Норвегии Хокон VII и королева Мод, также стортинг (парламент) — выделяли средства в расчете на северный поход.

Плывя в Антарктику, особого энтузиазма Амундсен не испытывал. Вместе с удаляющимся берегом уплывала его детская мечта. «Не могу сказать, что достиг цели своей жизни, — писал он позже, когда побывал на Южном полюсе. — Я скажу прямо, что, по-моему, ещё никогда никто из людей не стоял в точке, диаметрально противоположной цели его стремлений...»

В январе 1911 года «Фрам» бросил якорь в Китовой бухте у берегов Антарктиды. Вскоре в 650 км от бухты пришвартовался барк Скотта «Терра нова» («Новая земля»). На берегу командой Амундсена был выстроен дом из привезенных досок — «Фрамхейм» («Дом Фрама»). В течение восьми месяцев готовились к походу к полюсу, делали пробные выходы, устанавливали вблизи базы ориентиры из привезенных бамбуковых шестов и ледяных башенок. В путь отправились в середине октября на трех санях. Отправились только пять человек во главе с Амундсеном. Путь был нелегкий. По морозу в минус 30-35 предстояло подниматься на ледники и перевалы, достигавшие 3260 м над уровнем моря. Постоянно на пути — зоны глубоких трещин. Впадины, обрывы. Путешественники давали названия географическим точкам: Чертов ледник, Танцплощадка Дьявола... Люди и собаки страдали от горной болезни (кислородная недостаточность), от усталости; от штормовых ветров появлялись гнойные нарывы на лице. 14 декабря 1911 года, в 15.00 достигли Южного полюса. Равнина вокруг была названа именем Хокона VII. В честь события расчетное место полюса отметили норвежским флагом. Затем установили шелковую палатку «Пульхейм», возле которой выкурили по припасенной сигаре.

Вот имена пятерых смельчаков, первыми побывавших на Южном полюсе: норвежцы Роаль Амундсен, Хельмер Хансен, Сверре Хассель, Оскар Вистинг, Олаф Бьолан.

Во «Фрамхейм» вернулись 12 января 1912 года с двумя нартами и 12 собаками. Всего экспедиция была в пути 99 дней и прошла около 3000 км.

34 дня спустя к Южному полюсу вышла команда Скотта...

Это было третье триумфальное путешествие Амундсена. Покорение Южного полюса сделало Руаля одним из самых известных людей на планете.

Но Амундсен не намеревался останавливаться. Готовился к четвертому триумфу, намереваясь все же достичь в дрейфе Северного полюса.

Он строит свой корабль. Дает ему имя «Мод» — имя королевы Норвегии. В июле 1918 года оснащенный самой современной научной аппаратурой для исследований, «Мод» выходит из Кристиании и направляется в Северный Ледовитый океан.

Но с этого момента судьба перестает потворствовать исследователю. Судьба полярника словно «главный круг», и далее все пошло под откос. Экспедиция на «Мод» приносила одно разочарование за другим. У мыса Челюскина «Мод» вмерз в береговой лед. Пришлось провести в дрейфе во льдах две зимы — вторую зиму провели у острова Айон, недалеко от острова Врангеля. В августе 1920 года «Мод» прибыл в город Ном на Аляске, и на этом, по сути, экспедиция бесславно завершилась, географические ее цели достигнуты не были, правда, Амундсен собрал ценный научный материал.

Неудача долго мешала Амундсену загореться новым проектом. Но в мае 1925-го мир узнает, что великий полярник в составе экспедиции из двух гидросамолетов отправился со Шпицбергена на Аляску, имея целью долететь до Северного полюса. И будто снова вмешалась судьба. Один из самолетов вышел из строя, когда до полюса оставалось 150 км. Второй гидроплан с трудом поднял в воздух шестерых и едва долетел до Шпицбергена. Неудавшийся подвиг Амундсена вызвал, однако, восторг в мире. В Осло Амундсену устроили такую торжественную встречу, что он называл этот день одним из самых счастливых в жизни.

На этот раз неудача вдохновила. Он вернулся к недавней мысли о путешествии к полюсу на дирижабле. Найти спонсоров для Амундсена уже не составляло труда. 11 мая 1926-го с острова Шпицберген поднялся дирижабль «Норвегия». Команда состояла из 14 человек, в нее входили Амундсен и конструктор и капитан дирижабля — Умберто Нобиле. Через 16 часов полета достигли Северного полюса. С дирижабля были сброшены норвежский, итальянский и американский флаги. 14 мая дирижабль приземлился на Аляске. Полет занял 72 часа. Пройденное расстояние — 5500 км. Это был первый перелет из Европы в Америку через Северный полюс. Мир рукоплескал. Но мореплаватель Амундсен испытывал чувство неудовлетворения.

Если это и был триумф, то последний.

Между тем, шла подготовка к новому полету к полюсу. Но Амундсена не устроила конструкция дирижабля «Италия», построенного Нобиле, и он повздорил с конструктором. В мае 1928 года Нобиле отправился в полет без великого норвежца. А вскоре пришло известие о крушении «Италии» и о застрявших среди льдов людях. Вопроса «что делать?» для Амундсена в этом случае не могло быть. С пятью членами экипажа французского гидросамолета «Латам» он вылетел из норвежского города Тромсё на поиски экспедиции. Через три часа связь с самолетом прервалась. Больше об Амундсене известий не было...

По поводу судьбы спасателей есть разные версии. Кто полагает, что самолет упал в море. Кто — что самолет вынужденно сел во льдах, и люди погибли от голода и мороза. Так или иначе, обратный круг судьбы завершился. Странным образом Руаль Амундсен, с детства бредивший подвигом капитана Франклина, повторил его судьбу. Как и пропавший без вести англичанин, он все еще продолжает свою экспедицию...

Опубликовано:  15.12.2011 БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Журнал Соотечественник Автор: Юрий Кружнов



Важно знать о Норвегии Юрий Кружнов - Два круга судьбы Руаля Амундсена

Юрий Кружнов - Два круга судьбы Руаля Амундсена


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Два круга судьбы Руаля Амундсена Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru