Два круга судьбы Руаля Амундсена
Сто лет назад, 14 декабря 1911 года, человек впервые в истории вышел на ту географическую точку, которую называют Южным полюсом Земли. Этим человеком был норвежец. Звали его Руаль Амундсен — имя, уже тогда известное всему миру. Имя человека легендарного, фантастически смелого, упорного, энергичного, выносливого, целеустремленного. Спустя 15 лет, в 1926 году, Амундсен совершит полет над Северным полюсом и станет первым человеком, побывавшим на обоих полюсах планеты — Северном и Южном. Он путешествовал до конца своих дней. В самом прямом смысле...
Полное имя этого человека — Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (Roald Engelbregt Gravning Amundsen) (1872-1928). Мечтой его детства были море и путешествия. По настоянию матери он поступил на медицинский факультет университета в Кристиании (Осло), но после ее смерти бросает учение. Руаль был не просто «болен» морем.
Много позже он напишет, что с малых лет был увлечен загадочной судьбой английского капитана Джона Франклина, в 1850 году отправившегося на поиски Северо-западного прохода (морской путь из Атлантического в Тихий океан через Северный Ледовитый океан и Канадский архипелаг). Экспедиция Франклина пропала. Руаля томила мечта пройти через Северо-западный морской путь, доказать его судоходность. Но к этому примешивалась еще одна страсть: «Во мне загорелось странное стремление претерпеть когда-нибудь такие же страдания. Я тоже хотел пострадать за своё дело — не в знойной пустыне по пути в Иерусалим, а на ледяном Севере, на пути к широкому познанию доселе неведомой великой пустыни». Этими страданиями судьба его щедро одарила.
В 1892-м закончил школу штурманов. Далее: матрос на судах. Первое путешествие в 22 года (в 1896-м) — участие в арктической экспедиции на бельгийском судне «Бельжик». В 1897-м на том же корабле — уже в качестве штурмана, а потом помощника капитана — по заданию бельгийской компании плывет к берегам Антарктиды. Там, у берегов, корабль был затерт льдами. Капитан судна тяжело заболел, Амундсен принял командование на себя и в конце концов вывел «Бельжик» на открытую воду. За этот подвиг в 1898 году получил свою первую награду — бельгийский кавалерский крест ордена Леопольда. Но то была прелюдия к главным деяниям, главным страданиям и триумфам.
Мечта Амундсена претерпевает изменения: «Во время этого путешествия [на „Бельжик“ — Ред.] созрел мой план. Мне хотелось связать мечту детских лет о Северо-Западном проходе с гораздо более важной для науки целью: установить нынешнее местоположение Северного магнитного полюса».
Дальше — время серьезной подготовки — теоретической и научной. К 1900 году Амундсен — сотрудник Германской морской геофизической обсерватории в Гамбурге. Знаком с норвежским метеорологом и астрономом Хенриком Моном, с великим полярником Фритьофом Нансеном. С ними определяет научные задачи будущего путешествия. Покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjøa») с дизельным двигателем всего в 13 лошадиных сил и полгода проводит на ней в испытательном плавании в Баренцевом море. В 1902 году получает капитанский диплом, а 16 июня 1903 года «Йоа» выходит из Кристиании курсом на Северную Атлантику. Команда яхты состояла из семи человек. Амундсену — 30 лет. С яхтой «Йоа» они одного года рождения.
Слабосильная яхта дважды была остановлена льдами. Две зимы жили на льду, в домиках из продовольственных ящиков. Температура внутри дома не поднималась выше +5°C. Закупленные газокалильные керосиновые лампы оказалась непригодными, большую часть полярной ночи команда провела в потёмках. Охота была затруднена.
Несмотря ни на что, Амундсен проводит научные исследования. На первом месте — изучение свойств земного магнетизма. Велись и этнографические работы — на Канадском архипелаге изучал обитающих в тех местах эскимосов, удивительный народ, приспособившийся к жизни в тяжелых полярных условиях. Амундсен перенял у эскимосов способ управления собачьими упряжками; чуть не первым стал носить эскимосскую кухлянку (род мехового комбинезона с капюшоном), учился добыванию пищи среди льдов.
В августе 1905 года яхта «Йоа» завершает проход через Северо-западный морской путь. Амундсен достиг главной цели путешествия и осуществил детскую мечту. Выход из Канадского архипелага был особенно труден — льды, мелководье (от киля до дна порой было не больше дюйма — 2,5 см.). У берегов Гренландии яхта снова вмерзает в лед. Перспектива еще одной зимы во льдах Амундсена не устраивает. Вдвоем с коллегой он отправляется на собаках к берегам Аляски, до первого телеграфного агентства. Три месяца два человека преодолевали те 500 ледяных миль, что отделяли «Йоа» от ближайшего городка Игл Сити на Аляске. В Игл Сити прибыли 5 декабря. Амундсен вспоминал: «По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33».
Так закончилось второе серьезное путешествие Амундсена. Мир рукоплескал. Его ставили рядом с Нансеном как великого полярного исследователя времени. Но первый круг судьбы еще не завершился, звездный час Руаля был впереди
Далее — упорная подготовка к экспедиции на Северный полюс. Как и Нансен в 1895-98 годах, Амундсен намеревался совершить через Арктику трансполярный дрейф во льдах — но уже до самой точки полюса. Он добился в этом содействия Нансена, и в 1907 году тот передал ему для экспедиции судно «Фрам», оснащенное для дрейфа во льдах, на котором плавал сам. Для передачи судна потребовался парламентский акт — «Фрам» принадлежал государству. Но в 1908-м мир облетело известие — Северный полюс покорен американцем Фредериком Куком. А вскоре к Северному полюсу вышел англичанин Роберт Пири, старый друг и соратник Амундсена. В мире шла своеобразная «полярная» гонка. Путешествие для Амундсена теряло смысл. Решение было принято сразу — идти к Южному полюсу. У Амундсена был сильный конкурент — англичанин Роберт Скотт, также приятель и почитатель Амундсена. Он готовил экспедицию открыто и «громко», с привлечением прессы. Но Амундсен готовился к тайно — даже тайно от команды, даже от Нансена. Только после отплытия в августе 1910 года Руаль прислал письмо Нансену, где раскрывал свой план. Тогда же предложил команде выбирать — плыть с ним или остаться. Остались все. В октябре, подходя к южному материку, послал телеграмму Скотту: «Фрам направляется в Антарктиду». Но скрытность сослужила плохую службу — Амундсен не смог привлечь новых спонсоров, и бюджет экспедиции оказался скромным. Спонсоры — среди них были король Норвегии Хокон VII и королева Мод, также стортинг (парламент) — выделяли средства в расчете на северный поход.
Плывя в Антарктику, особого энтузиазма Амундсен не испытывал. Вместе с удаляющимся берегом уплывала его детская мечта. «Не могу сказать, что достиг цели своей жизни, — писал он позже, когда побывал на Южном полюсе. — Я скажу прямо, что, по-моему, ещё никогда никто из людей не стоял в точке, диаметрально противоположной цели его стремлений...»
В январе 1911 года «Фрам» бросил якорь в Китовой бухте у берегов Антарктиды. Вскоре в 650 км от бухты пришвартовался барк Скотта «Терра нова» («Новая земля»). На берегу командой Амундсена был выстроен дом из привезенных досок — «Фрамхейм» («Дом Фрама»). В течение восьми месяцев готовились к походу к полюсу, делали пробные выходы, устанавливали вблизи базы ориентиры из привезенных бамбуковых шестов и ледяных башенок. В путь отправились в середине октября на трех санях. Отправились только пять человек во главе с Амундсеном. Путь был нелегкий. По морозу в минус 30-35 предстояло подниматься на ледники и перевалы, достигавшие 3260 м над уровнем моря. Постоянно на пути — зоны глубоких трещин. Впадины, обрывы. Путешественники давали названия географическим точкам: Чертов ледник, Танцплощадка Дьявола... Люди и собаки страдали от горной болезни (кислородная недостаточность), от усталости; от штормовых ветров появлялись гнойные нарывы на лице. 14 декабря 1911 года, в 15.00 достигли Южного полюса. Равнина вокруг была названа именем Хокона VII. В честь события расчетное место полюса отметили норвежским флагом. Затем установили шелковую палатку «Пульхейм», возле которой выкурили по припасенной сигаре.
Вот имена пятерых смельчаков, первыми побывавших на Южном полюсе: норвежцы Роаль Амундсен, Хельмер Хансен, Сверре Хассель, Оскар Вистинг, Олаф Бьолан.
Во «Фрамхейм» вернулись 12 января 1912 года с двумя нартами и 12 собаками. Всего экспедиция была в пути 99 дней и прошла около 3000 км.
34 дня спустя к Южному полюсу вышла команда Скотта...
Это было третье триумфальное путешествие Амундсена. Покорение Южного полюса сделало Руаля одним из самых известных людей на планете.
Но Амундсен не намеревался останавливаться. Готовился к четвертому триумфу, намереваясь все же достичь в дрейфе Северного полюса.
Он строит свой корабль. Дает ему имя «Мод» — имя королевы Норвегии. В июле 1918 года оснащенный самой современной научной аппаратурой для исследований, «Мод» выходит из Кристиании и направляется в Северный Ледовитый океан.
Но с этого момента судьба перестает потворствовать исследователю. Судьба полярника словно «главный круг», и далее все пошло под откос. Экспедиция на «Мод» приносила одно разочарование за другим. У мыса Челюскина «Мод» вмерз в береговой лед. Пришлось провести в дрейфе во льдах две зимы — вторую зиму провели у острова Айон, недалеко от острова Врангеля. В августе 1920 года «Мод» прибыл в город Ном на Аляске, и на этом, по сути, экспедиция бесславно завершилась, географические ее цели достигнуты не были, правда, Амундсен собрал ценный научный материал.
Неудача долго мешала Амундсену загореться новым проектом. Но в мае 1925-го мир узнает, что великий полярник в составе экспедиции из двух гидросамолетов отправился со Шпицбергена на Аляску, имея целью долететь до Северного полюса. И будто снова вмешалась судьба. Один из самолетов вышел из строя, когда до полюса оставалось 150 км. Второй гидроплан с трудом поднял в воздух шестерых и едва долетел до Шпицбергена. Неудавшийся подвиг Амундсена вызвал, однако, восторг в мире. В Осло Амундсену устроили такую торжественную встречу, что он называл этот день одним из самых счастливых в жизни.
На этот раз неудача вдохновила. Он вернулся к недавней мысли о путешествии к полюсу на дирижабле. Найти спонсоров для Амундсена уже не составляло труда. 11 мая 1926-го с острова Шпицберген поднялся дирижабль «Норвегия». Команда состояла из 14 человек, в нее входили Амундсен и конструктор и капитан дирижабля — Умберто Нобиле. Через 16 часов полета достигли Северного полюса. С дирижабля были сброшены норвежский, итальянский и американский флаги. 14 мая дирижабль приземлился на Аляске. Полет занял 72 часа. Пройденное расстояние — 5500 км. Это был первый перелет из Европы в Америку через Северный полюс. Мир рукоплескал. Но мореплаватель Амундсен испытывал чувство неудовлетворения.
Если это и был триумф, то последний.
Между тем, шла подготовка к новому полету к полюсу. Но Амундсена не устроила конструкция дирижабля «Италия», построенного Нобиле, и он повздорил с конструктором. В мае 1928 года Нобиле отправился в полет без великого норвежца. А вскоре пришло известие о крушении «Италии» и о застрявших среди льдов людях. Вопроса «что делать?» для Амундсена в этом случае не могло быть. С пятью членами экипажа французского гидросамолета «Латам» он вылетел из норвежского города Тромсё на поиски экспедиции. Через три часа связь с самолетом прервалась. Больше об Амундсене известий не было...
По поводу судьбы спасателей есть разные версии. Кто полагает, что самолет упал в море. Кто — что самолет вынужденно сел во льдах, и люди погибли от голода и мороза. Так или иначе, обратный круг судьбы завершился. Странным образом Руаль Амундсен, с детства бредивший подвигом капитана Франклина, повторил его судьбу. Как и пропавший без вести англичанин, он все еще продолжает свою экспедицию...
Опубликовано: 15.12.2011 БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Журнал Соотечественник Автор: Юрий Кружнов
Юрий Кружнов - Два круга судьбы Руаля Амундсена Юрий Кружнов - Два круга судьбы Руаля Амундсена
|