Андреас Мунк (1811-1884)
Андреас Мунк (Andreas Munch, 1811-1884) считается наиболее типичным представителем норвежской литературы эпохи «национального прорыва». Он был сыном известного пастора, общественного деятеля и поэта Юхана Сторма Мунка (1778-1832). Андреас Мунк пробовал себя во многих жанрах литературы, его обширное творческое наследие включает в себя и драмы, и прозу, и стихи. Мунк был едва ли не самым популярным и читаемым автором эпохи «прорыва», но после смерти его творчество было вскоре забыто (последнее собрание его сочинений вышло ещё в конце 19 века!) В какой-то степени это было заслуженно: по словам Кр. Эльстера, «почти всё, что написано Мунком, - отзвук…датского и немецкого романтизма». В. Дал считает его «эпигоном в большей части того, чем он занимался». Вместе с тем его фигура и его творчество типичны для своей эпохи, а его поэзия прочно вошла в классику норвежской литературы. Как поэт Мунк был близок Ю.С. Вельхавену – как в области поэтики, так и по той задумчиво-меланхолической интонации, которой были пронизаны его стихи. По замечанию Ф. Горна, Мунк «во многих отношениях может быть рассматриваем как натура родственная с Вельгавеном, хотя у него и нет такой оригинальности». Поэта волновали как личные переживания (смерти жены и ребёнка Мунк посвятил целый сборник «Скорбь и утешение» - Sorg og Trøst, 1852 г.), так и общечеловеческие. В стихотворении «Смирение» (Resignation) поэт рисует неутешительную картину наступления царства «скрипучих машин», в котором нет места поэтической фантазии, а поэзия вынуждена прятаться в заповедных лесах. Годы службы при университетской библиотеке нашли отражение в стихотворении «В библиотеке» (Paa Biblioteket, 1852) – по словам Кр. Эльстера, наиболее ярком произведении Мунка. За стенами библиотеки герой причащается высшей мудрости; «великие умы прошлого» (Fortidens store Aander) даруют ему свои лучшие мысли, спасают его от трагического разлада с земным миром. На книжной полке стоят рядом друзья и недруги, поэты и учёные – они словно бы примирились друг с другом, и этот покой снисходит в душу героя, подобный освежающей вечерней росе. И самое главное – здесь герой находит свидетельство тому, что «душа человека / Уже здесь, на земле / Способна Смерть пережить» (at Menneskes Sjæl / allerede her paa Jord / kan overleve Døden) . Интересна также пейзажная лирика Мунка – стихотворения «Горное озеро» (Et Fjeld-Vand), «Свадебное шествие» (Brudefærden). Последнее написано под впечатлением от картины Х. Гюде и А. Тидеманна «Свадебное шествие в Хардангере» (Brudefærden i Hardanger, 1849). Поэт рисует праздничную картину крестьянской свадьбы, где всё блистает яркими красками и солнечными бликами. В праздничном убранстве долины и «могучие горы». «Так же прекрасна, как фьорд и сам день», у штевня восседает нарядная невеста, подобная гордым королевам прошлого (som en Oldtids Kongedatter saa prud). Радуются жених и гости, безостановочно наполняя бокал во славу новобрачных; сама жизнь предстаёт как свадебный пир. Стихотворение завершается восторженным гимном искусству художников, сумевших уловить «трепещущий, текучий миг» (bævende, flygtige Nu) и сохранить его для мира:
at Alle kan kjende vort hellige Hjem og vide de Eventyr klare som Norges Fjorder bevare. (чтобы все узнали нашу чудесную Родину и те светлые предания, что хранят норвежские фьорды).
Как и Вельхавен, Мунк был «европейцем» по своему типу мышления и мечтал вывести норвежскую лирику на общеевропейский уровень. Вероятно, этим в какой-то степени оправдывается его «подражательство». Ула Ракнес называет его «самым датским из наших поэтов», подчёркивая тот факт, что последние двадцать лет жизни Мунк прожил в Дании.
Библиография произведений Мунка:
Ephemerer (1836) Kong Sverres Ungdom (1837) Sangerinden (1837) Donna Clara (1840) Den Eensomme: en Sjælehistorie (1846) Digte: gamle og nye (1848) Billeder fra Nord og Syd (1849) Nye Digte (1850) Sorg og Trøst (1852) Erindringer fra en Reise i Belgien Sommeren 1852 (1852) Salomon de Caus (1854) Digte og Fortællinger, ældre og nyere (1855) En Aften paa Giske (1855) Lord William Russell (1857) Kongehallen i Bergen (1860) Pigen fra Norge (1861) Kongedatterens Brudefart (1861) Nyeste Digte (1861) Hertug Skule (1864) Reiseminder (1865) Eftersommer: ny Digtsamling (1867) Moder og Søn (1871) Barndoms- og Ungdoms-Minder (1874) Fjeldsøen (1875) Fangen paa Munkholm (1875) Mindedigte (1877) Pave og Reformator (1880) I Finmarken (1882)
(с) А.А. Сельницин (БНИЦ)
Андреас Мунк (1811-1884)
|