Новый дизайн
В то время как 1930-е годы ознаменовались общемировым спадом экономики, Аурланн подавал хорошие надежды. Новая обувь была готова выйти на мировой рынок, и это был большой успех. В то время обувь носила имя «Aurlandsmokasinen», но позже была переименована в «Aurlandsko».
Нильс Тверангер стоял за идеей и дизайном новой модели. Новая обувь была схожа с обувью «Tesesko», производимой в Аурланне со второй половины 19-го века.
Новые «Aurlandsmokasinen» бстали очень популярны после Второй мировой войны. Все хотели иметь популярную обувь, которая была модным решением для обоих полов. Обувь стала частью так называемой «сексуальной революции» в 1960-х годах, когда и мужчины, и женщины хотели носить удобную обувь по форме ноги. Для женщин эта обувь также стала символом избавления от высоких каблуков.
Вдохновение из Америки
Новые «Aurlandsko» были созданы в 1930-х годах. Считается, что Нильс Тверангер черпал вдохновение из мокасин— обуви американских индейцев племени Ирокезов.
Также Тверангер мог вдохновляться «Tesesko»— «обувью коренных жителей Аурланна. Эту обувь, похожую на мокасины, начали производить в Аурланне раньше 1900 года, еще до прихода Тверангера.
Нельзя с уверенностью сказать, строил ли он свое производство на оригинальной идее или вдохновлялся и основывался на уже сложившихся традициях. Когда он выпустил свою обувь, это одновременно потрясло мир моды и сделало самому Тверангеру хорошую рекламу на мировом рынке. Заигрывания с обувью индейцев и идеей свободного человека в собственной индейской обуви пришлись как раз кстати к новым веяниям в моде того времени.
Продажи через агентов
Позднее в 20-м веке продажи обуви начались через сеть агентов или торговых представителей. Они ездили по стране и ходили из дома в дом с образцами обуви. Обувь высылалась почтовыми отправлениями.
«Aurlandsko» экспортировались в больших количествах в Великобританию, Канаду и США. Даже на Шпицбергене эта обувь стала популярной. В соседней Дании эту обувь называли норвежской дачной обувью.
Тяжелые времена и упадок
С конца 1960-х годов для производства обуви в Норвегии настали тяжелые времена. Производители обуви в Аурланне также сталкиваются с невзгодами. По всей Норвегии закрываются обувные фабрики, не выдержавшие конкуренции с обувью из стран с более низким уровнем оплаты труда. Для многих это был тяжелый переходный период. «Aurlandsko», ранее позиционируемая как дешевая обувь для всех, становится имиджевой обувью для определенного круга лиц.
В конце 1960-х годов в долине Аурланн начинается строительство ГЭС. Это был огромный строительный проект, и, как строительные фирмы, так и предприниматели смогли обеспечить рабочие места с высокой зарплатой и постоянной занятостью. ГЭС исполнила роль «золотой лихорадки в Клондайке» в отношении производства обуви, и только отдельные обувные мастерские пережили этот период.
В конце концов, в Аурланне остались всего несколько производителей обуви. Одним из них был Ансгар Ванген со своей «Aurland Skofabrikk». Он считал, что когда все сворачивают производство, кто-то должен остаться на рынке, чтобы удовлетворять спрос.
С 1989 года «Aurland Skofabrikk»— единственный производитель «Aurlandsko». Без финансовых вложений и жертв, принесенных Ансгаром, его женой Эльдбьёрг, сыном Свеном Идаром и теми, кто работал на фабрике в течение многих лет, производство обуви в Аурланне сегодня не сохранилось бы.
«Aurlandsko» сегодня — важнейшая торговая марка для населения Аурланна. «Все» слышали про «Aurlandsko». С созданием нового музея и информационного центра «Aurlandskoen Economusee» можно не сомневаться в том, что производство обуви в Аурланне сохранится на протяжении многих лет.
Автор: Павел Архаров, под ред. Шепелева К.В.
Опубликовано: БНИЦ, 06.06.2012