Бьёрнстьерне Мартинус Бьёрнсон
Бьёрнстьерне Мартинус Бьёрнсон (Bjørnstjerne Martinus Bjørnson; (8 декабря 1832, Квикне (Тинсет), Норвегия — 26 апреля 1910, Париж, Франция) — великий норвежский поэт. Обладатель Нобелевской премии по литературе 1903 года. Автор текста к гимну Норвегии.
Норвежский поэт, драматург, прозаик и журналист Бьернстьерне Мартиниус Бьернсон был старшим из шести сыновей лютеранского пастора Педера Бьернсона и дочери коммерсанта Элизы Бьернсон (урожденной Нурдрок). Когда Бьернсону было 5 лет, его семья переехала из Квикне, маленького церковного прихода в горах, в живописный район Ромсдал в Западной Норвегии, где мальчика определили в школу в прибрежном городе Молде. Не по годам развитый, Бьернсон писал стихи, издавал рукописную газету, проявлял большой интерес к политике.
В 1849 г. Бьернсон приехал в Христианию (ныне Осло) готовиться к вступительным экзаменам в университет, здесь он встретился с Генриком Ибсеном и другими крупными норвежскими писателями. В университет Бьернсон поступил в 1852 г., однако, достигнув в следующем году совершеннолетия, он перестал посещать занятия и окунулся в политическую, театральную и литературную жизнь города. На протяжении двух лет в разных газетах выходили его театральные обозрения и критические статьи, им также была начата кампания по созданию норвежского национального театра Бьернсон становится ведущим культурным деятелем страны.
В 1854 г. Бьернсон работает театральным критиком в утренней газете Осло «Моргенбладет» ("Morgenbladet"), а два года спустя начинает издавать «Иллюстререт Фолькебладет» ("Illustreret Folkebladet") – журнал, в котором были впервые опубликованы записанные им народные сказки. Летом 1856 г. Бьернсон едет на студенческую сходку в Швецию, где, по словам критика Харальда Ларсона, «он был потрясен воспоминаниями о прошлом, видом национальных костюмов, оружия, надгробий шведских королей». Вдохновившись идеей воссоздания истории своей собственной страны, Бьернсон пишет очерк «Как я стал поэтом», в котором торжественно поклялся создать «галерею предков» из исторических пьес, с тем чтобы возродить у норвежского народа чувство национальной гордости.
Стремясь выполнить свои обязательства перед национальным театром, Бьернсон в 1857 г. становится директором нового «Норске театер» в Бергене. В следующем году Бьернсон женится на актрисе Каролине Реймерс, от брака с которой у него было несколько детей. Один из сыновей писателя, Бьерн, стал известным артистом и режиссером, а дочь Берглют вышла замуж за сына Ибсена, Сигурда. Работая в театре, Бьернсон продолжал писать стихи, пьесы и повести, издавал газету, занимался политикой. Его стихотворение «Да, мы любим эту землю» ("Ja, vi elsker dette Landet"), написанное в 1859 г., было впоследствии положено на музыку и стало норвежским национальным гимном.
Возвратившись в 1859 г. в Осло, Бьернсон начал издавать ежедневную вечернюю газету «Афтенбладет» ("Aftenbladet"), ставшую при нем органом новой либеральной партии. Однако его либеральные и реформистские передовицы оказались настолько непопулярными, что вскоре писателю пришлось уйти с поста главного редактора. С 1860 по 1863 г. Бьернсон живет за границей, преимущественно в Италии, а по возвращении в Осло становится директором «Христиания театер» (1865...1867).
До 1873 г. Бьернсон в основном пишет стихи, песни, сказки, повести и пьесы на исторические темы. Как и у Ибсена, главными героями этих произведений были крестьяне и средневековые герои норвежских саг. Такие лирические повести, как «Сюнневе Сульбаккен» ("Synneve Solbakken", 1857), «Арне» ("Arne", 1859) и «Веселый парень» ("En Glad Gut", 1860), стилистически близкие норвежским устным народным преданиям, живописуют жизнь крестьянства в современном обществе и обычно завершаются на положительной ноте. Влиятельный датский критик Георг Брандес в 1886 г. отмечал в одном из своих очерков, что «Веселый парень» «подобен освежающему ветерку, несущему избавление от тоскливой меланхолии, отягчающей норвежский ум». И все же Бьернсон стремился не столько воспеть жизнь веселых селян, сколько показать, что со своим стоицизмом и любовью к приключениям они являются духовными наследниками тех нередко обреченных героев его исторических трагедий, которые боролись за примирение язычества с христианством. Свою первую пьесу «Вальборг» ("Valborg") Бьернсон снял с постановки, так как счел ее слишком банальной, – поэтому первой пьесой писателя принято считать «Между битвами» ("Mellem Slagene", 1857). За этой исторической пьесой, где описываются драматические события XII в. в Норвегии, последовали другие: «Хромая Гульда» ("Halte Hulda", 1858), «Король Сверре» ("Kong Sverre", 1861), «Сигурд Злой» ("Sigurd Slembe", 1863) и «Мария Стюарт в Шотландии» ("Maria Stuart i Skotland", 1864). Трилогия «Сигурд Злой», повествующая о таинственном претенденте на средневековый престол, считается лучшей из пьес, написанных Б. по мотивам норвежских саг, и ставится в один ряд с «Борьбой за престол» Ибсена.
К концу 1860-х гг. поэтическое творчество Бьернсон достигло своего расцвета. В 1870 г. вышли его «Стихи и песни» ("Digte og Sange"), многие из которых были позднее положены на музыку. Эпическая поэма в пятнадцати песнях «Арнлют Геллине» ("Arnljot Gelline") была опубликована в том же, 1870 г., и получила высокую оценку Георга Брандеса, назвавшего ее «не превзойденной по красоте описания природы». Впрочем, тот же Брандес, увлеченный идеями Чарлза Дарвина, Джона Стюарта Милля, Шарля Огюстена Сент-Бева и Ипполита Тэна, убеждал Бьернсона изменить свои литературные пристрастия. В цикле лекций, прочитанных в Копенгагене в 1871 г., Брандес призывал скандинавских писателей отказаться от романтических и националистических представлений в пользу реалистической трактовки человеческих проблем, и Б. вскоре последовал его призыву.
В 1873...1876 гг. писатель живет в Риме, в это время он оставляет фольклорные и исторические темы и обращается к социальной критике. Страстный защитник политической и культурной независимости Норвегии, Бьернсон разделяет идеи «пан-скандинавизма», ратует за мир и международные гражданские права. Несмотря на то, что Бьернсон считал христианство жизнеутверждающей религией, он отвергал божественную природу Христа и открыто критиковал лютеранскую церковь за непонимание законов эволюции и за то значение, которое лютеране придают греху и осуждению на вечные муки. Взгляды Бьернсона заставили набожных норвежцев осудить его как еретика. Возможно, именно по этой причине писатель и провел долгое время за границей, в том числе в Соединенных Штатах (1881). В 1893 г. Б. поселился на ферме в Норвегии, откуда он часто ездил в Данию, Францию, Германию и Италию.
Бьернсон был первым норвежским писателем, начавшим писать пьесы с серьезной социальной проблематикой – жанр, который предстояло развить Ибсену. В «Банкротстве» ("En fallit", 1875) запечатлена деятельность биржевых спекулянтов – тема, раньше считавшаяся для серьезной драмы запретной. В «Редакторе» ("Redaktøren", 1875) описываются последствия журналистской сенсации. В драматической поэме «Король» ("Kongen", 1877) – эклектичной смеси комедии и мелодрамы – писатель выступает с критикой монархии и церковной догмы.
В 1880-х гг. Бьернсон создает свои лучшие «проблемные» пьесы. В «Перчатке» ("En handske", 1883) писатель бросает вызов двойственности буржуазной морали в вопросах пола. Суть драмы «Свыше наших сил» ("Over Evne", 1886), где выведен фанатичный священник, который умышленно не спасает жену, в том, что мораль и общечеловеческие ценности должны взять верх над религиозным фанатизмом. Эта драма с успехом прошла по всей Европе, а в ее нью-йоркской постановке в главной роли играла Патрик Кэмпбелл. Свою собственную страсть к политическим кампаниям Бьернсон высмеял в пьесе «Любовь и география» ("Geografi og kjaerlighed", 1885).
В 1884 г. Бьернсон написал довольно неровный реалистический роман «Флаги веют над городом и над гаванью» ("Det Flager i Buen og pa havnen"), где рассказывается о сексуальном воспитании в школе для девочек. В другом реалистическом романе «По божьему пути» ("Pa Guds Veje", 1889) раскрывается конфликт между наукой и религией. Эти произведения, по словам английского критика Эдмунда Госсе, «отличаются точностью деталей и наблюдательностью».
В 1903 г. Бьернсон был награжден Нобелевской премией по литературе «за благородную высокую и разностороннюю поэзию, которая всегда отличалась свежестью вдохновения и редкой чистотой духа», а также за «эпический и драматический талант». В своей Нобелевской лекции Бьернсон говорил, что настоящий писатель должен уметь отличать добро от зла: «Хорошие и дурные идеи сыграли свою роль во всех областях нашей жизни; они являются частью нашей тяги к знаниям, питают нашу жизненную энергию... Цель любого искусства состоит в том, чтобы отразить эти идеи».
В 1910 г., через год после выхода в свет последней драмы писателя «Когда зацветет новый виноград» ("Nar den ny vin blomstrer"), Бьернсон умер в Париже в возрасте 77 лет. Девятитомное собрание сочинений писателя было опубликовано в 1919 г.
По словам американского критика, выходца из Норвегии Ялмара Йорса Бойесена, Бьернсон «видел в оборванном норвежском крестьянине национальное величие, а прикладывая ухо к сердцу нации, слышал биение ее скрытых эмоций. И когда он подал голос и запел, каждый скандинав почувствовал, что это его собственный голос». Хотя в свое время Бьернсона сравнивали с Ибсеном, сегодня его лучше знают и выше ценят как поэта и сказителя, чем как драматурга. Сила стихов Бьернсона, писал английский критик XX в. Джеймс Уолтер Макфарлейн, состоит в «их чистосердечной жертвенности, в простоте и естественности чувств», а также в лиризме и патриотическом порыве. Сравнивая Бьернсона с Ибсеном (который так и не был удостоен Нобелевской премии), английский критик Брайан В. Даунз отметил, что «будущее на стороне Ибсена, который остается великой державой литературного мира, чего нельзя сказать о Бьернсоне и в то же время произведения Бьернсона, как правило, заслуживают внимания». Источник информации:
Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992. © The H.W. Wilson Company, 1987.
Библиография
* Synnøve Solbakken (1857) * Mellem Slagene (1857) * Halte-Hulda (1858) * Arne (1859) * En glad gut (1860) * Smaastykker (1860) * Kong Sverre (1861) * Sigurd Slembe (1862) * Maria Stuart i Skottland (1864) * De Nygifte (1865) * Fiskerjenten (1868) * Digte og Sange (1870) * Arnljot Gelline (1870) * Fortællinger I-II (1872) * Brude-Slaatten (1872) * Sigurd Jorsalfar (1872) * Kong Eystejn (1873) * En Fallit (1875) * Redaktøren (1875) * Magnhild (1877)
* Kongen (1877) * Kaptejn Mansana (1879) * Det nye System (1879) * Leonarda (1879) * Støv (1882) * Over Ævne. Første Stykke (1883) * En Hanske (1883) * Det flager i Byen og paa Havnen (1884) * Geografi og Kærlighed (1885) * Paa Guds Veje (1889) * Nye Fortællinger (1894) * Over Ævne. Andre Stykke (1895) * Lyset (1895) * Paul Lange og Tora Parsberg (1898) * To Fortællinger (1901) * Laboremus (1901) * På Storhove (1902) * Daglannet (1904) * Mary (1906) * Når den ny vin blomstrer (1909)
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.
Бьёрнстьерне Мартинус Бьёрнсон - великий норвежский поэт.
|