О традициях чернокнижья
Каждому из нас знакомо слово "чернокнижник", и многие наслышаны о существовании так называемых "чёрных книг". С этими загадочными книгами связано множество легенд, поверий и преданий. "Чёрные книги" стали принадлежностью многих национальных традиций. Так, на Руси существовали "Чёрная книга" в восьми частях, а также многочисленные "колдовские тетради", имевшие хождение вплоть до конца XIX - начала XX вв. "Чёрные книги" получили распространение и в Скандинавских странах. В нашей статье пойдёт речь о норвежских "чёрных книгах" -
Svarteboka, или же на датский манер - Den Sorte Bog. Эти книги появляются в Норвегии и в Дании в XVII-XVIII вв. Они становятся незаменимым справочным пособием для местных колдунов и чародеев, а также прочих "мудрецов" (kloke Folk), связавших себя договором с нечистой силой или же, как правило, с самим Дьяволом.
Возникновение "чёрных книг" связано с именем известного средневекового мага Киприана из Антиокеи - персонажа не менее популярного, чем доктор Фауст. Согласно легенде, Киприан влюбился в женщину, отличавшуюся христианской добродетелью и целомудрием. Пытаясь добиться её любви, злосчастный маг посылал к ней толпы чертей, но та успешно противостояла всем соблазнам. Тогда Киприан отрёкся от дьявола, разорвал свой договор с ним и покаялся. В качестве наказания за своё чернокнижие он носил епитимью в течение 290 лет.
По замечанию Эрнульфа Ходне, содержание "чёрных книг" представляет собой пёструю смесь оккультных знаний многих стран и эпох. В них смешались античные искусства прорицания, древнескандинавские заклинания, средневековая народная магия и медицина. Эти поверья бытовали не только и не столько в малообразованной крестьянской среде, но и среди священников (знавших больше, чем "Отче наш") и образованных чиновников .
В 1969 году в Осло, в издательстве Olaf Nordis, вышла "Чёрная книга" под редакцией Тура Оге Брингсверда . Это издание было максимально приближено к "оригиналу": издатели постарались воссоздать, насколько это возможно, "Чёрную книгу" в том виде, в каком она существовала столетия назад. Это маленькая книжка карманного формата, внешне напоминающая Библию, и недаром: считалось, будто изначально "Чёрная книга" была частью Ветхого Завета. До того, как Лютер отредактировал Библию, в ней было 7 книг Моисеевых: две последние рассказывали о египетском колдовском искусстве, и в Норвегию их завезли финны.
В настоящей "Чёрной книге" красные буквы писались (или же печатались) на чёрном фоне. Не исключено, что при этом использовалась человеческая кровь - дабы заклинания и рецепты, приводимые в книге, имели большую силу. На первых страницах книги Киприан рассказывает о том, как он заключил контракт с Дьяволом в четверг ночью на перекрёстке. За это он был наделён сверхъестественной силой и могуществом. Здесь же приводится и сам контракт, который предлагалось подписать новоявленному владельцу книги. Без этого "Чёрная книга" представлялась ненужной безделушкой. Книгу можно было приобрести у немецких купцов на рынке в Кристиании, и часто при покупке книги заключался контракт. Приобрести книгу можно было лишь по предварительному заказу, который исполнялся через год.
Почему "чёрные книги" везли из Германии? По преданию, в Виттенберге находилась специальная школа, где обучали будущих чернокнижников. Подготовкой их занимались также в университетах Парижа и Саламанки. В этой "чёрной школе" не было учителя - книга сама рассказывала о себе. Роль классной дамы исполняла большая чёрная собака, которая следила за порядком и опекала учащихся. По итогам обучения проводился экзамен, и тот, то проваливался, тут же отправлялся прямиком в Ад. Согласно одной легенде, в такой "чёрной школе" обучался некто Петер Дасс. Однажды в класс явился чёрт с намерением забрать того ученика, который ниже всех ростом. Таковым оказался Петер. Но находчивый школяр выкрутился, указав чёрту на свою тень: действительно, она была ниже всех! Чёрт довольствовался тенью, и с тех пор Петер Дасс не имел тени. Интересно, что имя школяра совпадает с именем великого норвежского поэта XVII в., автора поэмы "Глас Нурланна" (Nordlands Trompet), а мотив потери тени имеет параллели в мировой литературе (например, он встречается в "Удивительной истории Петера Шлемиля", написанной немецким писателем-романтиком Адельбертом фон Шамиссо).
Но вернёмся к нашей "Чёрной книге". Многочисленные рецепты, предлагаемые ей, можно условно разделить на две группы. Первые связаны с достижением определённых сверхъестественных способностей. Так, чтобы обрести дар ясновидения, предлагается взять сердце воронёнка, поделить на три части и съесть (S.80), а для хорошей памяти отведать ласточкиного сердца, сварив его с мёдом (S.81).
Вторая группа рецептов, более многочисленная, связана с причинением вреда окружающим. Так, если бросить человеку в постель ласточкин глаз, можно лишить его сна, или же заставить его, пардон, гадить по ночам в постель (рецепт сей опускаем во избежание излишних злоупотреблений)...
Широко представлены любовные рецепты. Так, чтобы проверить девушку на предмет целомудрия, нужно бросить в огонь клок её волос, или же дать ей испить крови летучей мыши. И тогда та девица, что уже познала сладости любви, начнёт ходить под себя... Юным донжуанам особенно полезен следующий рецепт: на куске пергамента пишутся слова AMISTRA ASTERIT. Идя в гости к возлюбленной, следует положить пергамент под порог, - тогда она встретит гостя в чём мать родила (S.23). "Чёрная книга" предлагает широкий арсенал противозачаточных средств, любовных приворотов, способов остановки менструаций и т.п., кои мы опускаем по этическим соображениям, а если кому интересно - лучше обратиться к первоисточнику. Заметим лишь один любопытный факт: часто для самых злобных деяний колдуны призывали на помощь деву Марию и читали "Отче наш"...
Завершается издание Брингсверда рецептом "дурного глаза" (det onde Oie). Согласно ему, взрослый мужчина должен испить грудного молока у своей жены. После этого он способен умертвить любого своим взглядом (S.92).
С "Чёрной книгой" было связано множество верований. Книга принадлежала владельцу до самой смерти и возвращалась к нему, если он пытался её выбросить. Дом, где находилась книга, не мог сгореть во время пожара, а тот, кто пытался обокрасть его хозяев, всякий раз оказывался пойманным. По смерти владельца книга, если её никто не успевал выкупить, отправлялась к нему в гроб.
В предисловии к "Чёрной книге" Брингсверд предупреждает: "Это - не научное издание!" Возможно, он хотел предостеречь чересчур впечатлительных читателей от буквального понимания того, что написано в книге. Того же мы советуем и нашим читателям, искренне надеясь, что никто из вас не станет употреблять рецепты "чёрной книги" во вред ближнему своему...
Hodne, Ornulf. Norsk folketro. - Oslo: J.W.Cappelens Forlag, 1999. - S.14. Den sorte Bog. Ocksaa kaldet Svarteboka. Redigert og med etterskrift af Tor Age Bringsv?rd. I samarbeid med Den Sorte Skole i Wittenberg. - Oslo: Olaf Nordis Forlag, 1969. - 110 S. Все рецепты приводятся по этому изданию, с указанием в скобках номера страницы.
Алексей Сельницин, 2 октября 2002
Несколько слов о традициях "чернокнижья" в Норвегии - Статьи - История Норвегии О традициях чернокнижья в Скандинавии (Норвегии). Возникновение "чёрных книг" связано с именем известного средневекового мага Киприана из Антиокеи - персонажа не менее популярного. По преданию, в Виттенберге находилась специальная школа, где обучали будущих чернокнижников.
|