Южный полюс. Карстен Борхгревинк.
18-й век, идет борьба за колонии. Только что закончилась Семилетняя война, французы потерпели поражение, потеряв Канаду, Луизиану, Индию. Франция видит выход только в поиске новых земель. Мысли будоражит таинственный южный материк. В него верят моряки, о нем спорят географы, на него рассчитывают серьёзные торговые люди. Англичане очень неспокойно отнеслись к известию, что Франция послала на юг экспедиции Дюфрена и Крегелена, и посылают на поиски Южного материка Джемса Кука буквально сразу после того, как он вернулся из кругосветного плавания. Англичане беспокоились зря – Крегеллен не пошел далеко на юг, удовлетворившись открытием группы мрачных и скалистых островов, и потеряв часть экипажа. Во Франции он описал своё открытие как райский материк. Во время второй экспедиции обман открылся, и Кергеллена судили. Благодаря наличию высоких покровителей, ему удалось избежать наказания, но географы всего мира были на него весьма и весьма злы. Кук не верил в существование материка, расходясь в этом с ещё одним авторитетом того времени – Александром Дальримплем, который претендовал на роль начальника экспедиции. Джемс Кук очень хотел практически опровергнуть точку зрения соперника, поэтому он на протяжении двух лет упорно пробивается на юг. 30 января 1774 года он достигает 71º 10´ южной широты и окончательно поворачивает на север, остановленный непроходимыми льдами. Он изменил свою точку зрения на существование материка: «Я не стану отрицать, что вблизи полюса находится континент или значительная земля, - писал он, - Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов, всё это доказывает, что земля на юге должна быть.» Но с другой стороны, он совершенно однозначно доказал, что материка в умеренных широтах не существует. Мечты о колонии пришлось оставить. «Если кто-либо обнаружит решимость и упорство, чтобы разрешить этот вопрос, и проникнет дальше на юг, я не стану завидовать славе его открытий. Но должен сказать, что миру его открытия принесут немного пользы.» Таким образом, торговцы интерес к Южному материку потеряли, и он отныне становится целью исключительно учёных и путешественников, стремящихся удовлетворить своё любопытство. 15 июля 1819 года с Кронштадтского рейда снялись два корабля – «Восток» и «мирный». Они вернутся на тот же самый рейд 5 августа 1821 года, пройдя 49 тысяч морских миль, проведя в плавании 751 день, и открыв Антарктиду. Нет, результаты экспедиции этим не ограничивались: «Русские начали свою работу с тщательной съемки южной стороны Южной Георгии, которую Кук не видел. и сделали это так тщательно, что результаты её использовались на официальных картах в течение следующих 80 лет» - это писал английский географ Дебенем, участник экспедиции Скотта. Но главным всё-таки было открытие Антарктиды. В 1823 г. английский капитан Джемс Уэделл в поисках тюленей достигает 74º 15´ ю.ш. Море было свободным, но Уэделл, повернул назад. Открытое им море он назвал морем Георга IV, но позднее оно было названо морем Уэделла. Интересно, что никто и никогда больше не видел его свободным ото льдов. В 1831 году был открыт северный магнитный полюс, и Гаусс выдвигает теорию о распределении магнитного поля Земли. Он вычисляет. что Южный магнитный полюс должен находится в районе 66º ю.ш. и 146° в.д. В 1838-43 г.г. было проведено три экспедиции – французская, американская и английская – с целью достижения Южного магнитного полюса. 20 января 1840 г. французы наткнулись на высокий ледяной берег. Высадившись на один из прибрежных островков и проведя измерения, они вычислили, что магнитный полюс находится примерно в 300 километрах дальше, на 71º ю.ш. Найденный берег был назван в честь жены Дюрвилля – Землёй Адели. Американцы под командованием Чарлза Уилкса нанесли на карту участок побережья между 150-м и 100-м мередианами восточной долготы, поэтому он впоследствии стал называться Землёй Уилкса. Англичанами командовал Джемс Росс, в 1831 г. он участвовал в той самой экспедиции, которая открыла Северный магнитный полюс, а возглавлял ту экспедицию его дядя – Джон Росс. Джеймс Кларк Росс был ознакомлен с результатами экспедиций Дюрвиля и Уилкса, и решил исследовать восточную область. В январе 1841 г. Экспедиция достигла антарктического берега, который получил название Земли королевы Виктории. 27 января были открыты два вулкана – действующий и потухший. Они получили названия кораблей экспедиции – Эребус и Террор. Ему удалось пройти на юг дальше всех – до 78º4´ ю.ш. На следующий день англичане увидели ледяной обрыв, высотой около 50 метров. Несколько дней они плыли на восток вдоль обрыва, но конца так и не увидели. Это был великий ледяной барьер, Барьер Росса – край находящегося на плаву ледника. Осенью 1841 г. Росс ещё раз пытается найти проход в Барьере, но безуспешно. В следующем плавании он пытается пройти маршрутом Уэделла, но его останавливают тяжёлые льды. Джемс Росс возвращается в Англию, в твёрдой убеждённости, что никакого материка нет, а есть только группа крупных островов.
Потом в исследовании Антарктиды наступает пауза, пока в 70-е г.г. Белый материк не привлекает к себе китобоев. Их исследования носят специфический характер, но кое-что добавляют в общую копилку. В 1874 г. в антарктических водах появляется английское океанографическое судно «Челленджер» под командование Мэррея. Эта экспедиция проводит первые исследования рельефа и донных осадков. Но самым важным стало то, что обработав результаты экспедиции и проанализировав материалы предшественников, Мэррей нарисовал вокруг Южного Полюса единый материк и дал ему название – Антарктида.
В 1894 г. в Мельбурнский порт приходит норвежское судно «Антарктик». Оно послано промышленником Свеном Фойном для разведки китовых промыслов. Несколько молодых учёных уговаривают взять их на борт, но судно маленькое, мест для пассажиров нет, и добиться желаемого удаётся только тридцатилетнему преподавателю естествознания Карстену Борхгревинку. Карстен Эгеберг Борхгревинк родился 1 декабря 1864 года в Христиании. В 1888 г. он эмигрирует в Австралию, где работает сначала геодезистом, исколесив страну вдоль и поперёк, а потом – преподавателем в сиднейском Корвелл-коледже. С детства он мечтает об Антарктиде, он читает всё, что ему удаётся раздобыть. уже в Австралии он завязывает обширную переписку с огромным количеством людей, занимающихся полярными исследованиями. Его поддерживает профессор мельбурнского университета барон фон Мюллер, который и обратил внимание Карстена на море Росса. Арчибальд Арчер – брат Колина Арчера, строителя легендарного «Фрама» - становится его другом и советчиком. Борхгревинк твёрдо намерен посвятить свою жизнь исследованию Антарктиды. Когда «Антарктик» прибыл в Мельбурн, Борхгревинк отказывается от должности преподавателя и является на борт с капитаном Кристенсеном и коммерческим уполномоченным Генрихом Буллем. Он норвежец, и это помогает ему устроиться на норвежском судне. К тому же, его австралийским коллегам стало дурно от запаха ворвани. Борхгревинка не пугает даже то, что его берут на судно рядовым матросом. На свои сбережения он покупает необходимый инструмент, и счастливый отчаливает на юг. Плаванье было тяжёлым, и Карлстен не раз и не два позавидовал своим австралийским друзьям, которые остались дома. Обязанности матроса оставляли мало времени для научных изысканий. Но все трудности оказались позабыты, когда 24 января Борхгревинк увидел с борта судна мыс Адера – часть берега была свободна ото льда. «Моё страстное желание ступить на неведомую землю заразило и капитана Кристенсена. Была спущена шлюпка, на которой мы попытались добраться сквозь льды до берега.» Люди впервые ступили на берег антарктического материка. За несколько часов Борхгревинк успел только собрать несколько образцов, установить наличие на земле растительности, а в воде – жизни. На обратном пути он планирует большую оснащённую экспедицию. Он торопится – в Лондоне скоро начинается IV Международный географический конгресс, и ему надо на него успеть. Только там он может найти поддержку. На последние деньги он покупает билет на пароход, но, прибыв в Неаполь, понимает, что не успевает. Тогда он сходит с парохода и едет через Европу на поезде. В Лондон Борхгревинк прибывает в день первого заседания антарктической секции Конгресса. На Конгрессе он делает доклад о своих исследованиях и получает одобрение нескольких авторитетных лиц, в том числе и Мэррея, который впоследствии поддерживал все его начинания. Но с организацией экспедиции – гораздо хуже. Ведь Борхгревинк задумал невиданное – он хочет остаться на Белом материке на зиму. Как же это возможно – отпустить корабль, остаться без связи с миром, без возможности вернуться домой? Нет, это невозможно, человек не может выжить в Антарктиде зимой. Одной поддержки Мэррея и ещё нескольких учёных мало, нужны деньги, а их нет. Борхгревинк пытается найти средства в родной Норвегии, но норвежцы только что снарядили экспедицию Нансена, к тому же, не исключена вероятность, что может понадобиться ещё одна – для его поисков. В Англии денег добыть тоже не удаётся. Тем временем дошли сведения о бельгийской экспедиции: судно было затёрто льдами и людям пришлось остаться на вынужденную зимовку. В экспедиции не хватало продовольствия, началась цинга. Один матрос умер, двое сошли с ума. По каким-то непонятным причинам начальник экспедиции Жерлаш запретил экспедиции есть мясо тюленей и пингвинов. Капитан его поддержал. Не послушались начальства два человека – штурман, норвежец Руал Амундсен и врач американец Фредерик Кук. Но питаться тюлениной им приходилось едва ли не тайком. Находясь при смерти, Жерлаш сделал две вещи: написал завещание и передал руководство Амундсену. Второе решение спасло экспедицию – Амундсен первым делом приказал приготовить свежее тюленье мясо. Цинга пошла на убыль, смертей больше не было, и в конце марта 1899 г. «Бельжика» выбралась из ледяного плена. А Борхгревинк искал деньги. В это время президент Лондонского Географического общества Клеменс Маркем планирует собственную экспедицию, и шансы норвежца, и прежде невеликие, становятся совсем микроскопическими. С большим сожалением Джон Мэррей констатирует, что надежд на успех нет. Но Борхгревинк упорен: «…трудности только укрепляли мою решимость. С удвоенной энергией я стремился раздобыть средства для реализации своих планов.» Наконец, его упорство вознаграждается – крупный издатель Джордж Ньюнс выделяет норвежцу 35 тысяч фунтов за монопольное право публикации его книги. Экспедиция была снаряжена на английские деньги, на гафеле «Южного Креста», развевался Юнион Джек, но Борхгревинк подчёркивает. что экипаж состоял в большинстве своём из норвежцев, оборудование в основном изготовлено из норвежских материалов. 17 февраля 1899 г. «Южный Крест» подошёл к мысу Адер. 2 марта он отчалил в Австралию, оставив на мысе 10 зимовщиков. «Какая судьба ждала нас? Что суждено здесь найти в будущем году «Южному Кресту»? Сможем ли мы сохранить свою жизнь на мысе Адер? Хватит ли наших человеческих сл, чтобы справиться с трудными условиями жизни и противостоять грозным силам природы? Если «Южный Крест» на обратном пути будт раздавлен льдами, то как долго нам придётся ждать своей смерти здесь, у Южного полюса?» Сначала зимовщикам пришлось выдержать ураганные ветры. Они чуть было не остались без жилья, но вовремя укрепили два своих дома тросами. В конце апреля, когда море замёрзло, четверо исследователей вышли на картографическую вылазку. Это мероприятие чуть не стоило им жизни, им пришлось спасаться от шторма на крохотном островке, удирать от взломанного льда, пересекать зимнее антарктическое море на парусиновой лодке, карабкаться на крутой ледник. Когда они вернулись на базу, их уже считали погибшими. Ещё не кончилась зима, а Борхгревинк отправился на новую вылазку. В подобных экспедициях прошел весь сезон. Метеорологические наблюдения снимались каждые два часа. Регулярно проводились магнитные измерения. В ноябре 1899 года зимовщики принялись за активную заготовку пингвиних яиц и мяса, на тот случай, если корабль не сможет к ним пробиться. Но корабль пробился. 28 января 1900 г. обитатели домика на мысе Адера были разбужены громким криком капитана Йенсена: «Принимай почту!» Но радость была неполной – один из участников корабля не дождался. Ещё в самом начале зимовки биолог Гансон заболел. Ему становилось то чуть лучше, то хуже. Он не мог принимать пищу, худел, у него немели и отнимались конечности. Сделанная врачом операция не помогла, и 15 октября Гансон умер. Снявшись с мыса Адер, Борхгревинк не торопится домой, как этого можно было бы ожидать. Он направляется к Барьеру Росса. Там, несмотря на риск попасть в ледовый плен и остаться на вторую зимовку, он ищет проход в Барьере, находит его и высаживается на Барьер. С трудом, но «Южный Крест» прорывается в чистое море и уходит в Австралию. Экспедиция Борхгревинка стала настоящим прорывом в исследовании Антарктиды. Был сделан важный шаг – с корабля на сушу. Впервые исследователи не ограничивались тем, что могли рассмотреть с борта корабля. Также были заброшены первые зёрна английско-норвежского соперничества на Ледяном континенте. Экспедиция снаряжалась на английские деньги, но большинство участников были норвежцами, и в истории экспедиция осталась как норвежская. В качестве транспорта использовались собаки, слабых и наименее ценных убивали и скармливали товарищам по упряжке. Делалось это не из природного садизма, а исключительно из практических соображений. И именно этот подход впоследствии привёл норвежцев к Полюсу, и именно отрицание подобного практицизма привело впоследствии англичан к гибели. Заметим, что по окончании экспедиции Борхгревинк имел немало проблем с тем, чтобы нормально пристроить оставшихся собак. Но он решил эти проблемы. В дальнейшем более эффектные, более сенсационные экспедиции Скотта, Шеклтона и Амундсена отодвинули Борхгревинка на второй план. Но именно он первым начал исследовать Антарктиду по-настоящему, он открыл новую эпоху в полярных исследованиях. Нужно было срочно отрабатывать средства, отпущенные на экспедицию, и Карстен садится за книгу. Уже в 1901 г. первое издание выходит в Англии. Потом Борхгревинк участвует в исследовании действующего вулкана на Мартинике. Возвращается в Норвегию, работает на биостанции на севере, председательствует в охотничьем комитете. Умер он в 1934 году.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В.
Южный полюс. Карстен Борхгревинк.
|