БЮНАД
Наталия Будур: БЮНАД, НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ И ФЕСТДРАКТ
Если вам посчастливится и вы попадете на 17 мая в Норвегию, приготовьтесь – вас ждет незабываемое зрелище: все улицы городов и поселков расцвечиваются национальными флагами, а по улицам идут настоящие демонстрации людей в национальных костюмах. Вот только сами норвежцы никак не могут договориться, что же такое бюнад и чем он отличается от национального костюма.
На разных сайтах и в разных статьях в прессе, посвященных этой теме, высказываются часто прямо противоположные точки зрение.
В одном месте вы можете прочитать, что бюнад – это общее название множества национальных костюмов, которые носят в разных областях Норвегии, и, кроме того, это еще и название реконструированных в XX веке праздничных одежд в национальном стиле.
Другой историк будет утверждать, что бюнад – это праздничная одежда в национальном стиле, существовавшая испокон веков, которая надевается в исключительно торжественных случаях. Он, бюнад, отличается от «ненастоящих» народных костюмов для торжественных случаев, которые были «сконструированы» в случаях, когда знаний старых традиций не хватало, и дизайнеры черпали вдохновение из отдельных элементов бюнада или росписи розами (rosemaling) и резьбы по дереву или вышивки. Такие «реконструкции» часто называют «праздничным нарядом» - фестдракт. В магазинах бюнадов они продаются именно как festdrakt, а не как bunad. Так, например, известен и очень популярен у покупателей очень красивый фестдракт Силье, который был придуман Дагни Бертельсен.
Третий искусствовед скажет, что бюнад отличается от национального костюма, ибо под национальным костюмом следует понимать каждодневную одежду, а бюнад – одежда праздничная.
С каждой точкой зрения можно поспорить, тем более что само слово «бюнад» произошло от древнесеверного búnaðr – «одежда для дома» - и дает каждой стороне возможность утверждать, что права она.
Подобные споры вряд ли интересны иностранцу, потому что и бюнад, и фестдракт потрясающе красивы, и увидевший их в первый раз человек надолго замирает в восхищении, приоткрыв рот.
В Норвегии существует на сегодняшний день около 200 видов бюнадов (плюс еще множество вариаций). В полный комплект женского одеяния входят: украшенные вышивками блуза, жилет, жакет, юбка, чулки (специальные, тоже иногда вышитые!!!), сумочка с серебряным замочком, шаль, варежки для зимы и ручной работы украшения из серебра или реже золота – особые застежки, пуговицы, броши, которые именуются сёлье (sølje), серьги, запонки (женские), серьги, кольца, пояса и особые туфли. «Находка» последних пару лет – специальные зонтики к бюнаду из шерсти, украшенные ручной вышивкой и специальной серебряной табликой с именем на ручке!
Мужской костюм состоит из рубашки, жилета, жакета, брюк, чулок, шляпы, отлитых из серебра застежек, пряжки, запонок, пуговиц и специальных «бюнадных» туфель.
Практически в каждом селении (не говоря уже о городе!) есть свой тип бюнада. У каждого есть свое «прошлое» и свои «традиции». Очень часто бюнад из одной местности может быть выполнен в разных цветах. Иногда в одном селении бывает несколько видов национального костюма.
Большинство национальных костюмов сохранилось в более или менее первозданном виде, и лишь небольшая часть была реконструирована в начале XX века на основе исторических источников.
Интерес к национальному костюму возник в Норвегии во второй половине XIX века как одно из проявлений национального романтизма. Страна стремилась к независимости и самоопределению, жаждала обрести национальные символы. Одним из таких символов и стал национальный костюм. Многие женщины из привилегированных и интеллигентных семей стали не только носить бюнады, но еще и интересоваться их историей.
Постепенно возникло своего рода женское движение, которое сначала изучало историю национальных танцев, а потом стало заниматься и национальным костюмом. Возглавили это «движение» Хюльда Гарборг (1862-1934), жена известного писателя Арне Гарборга, и Клара Семб (1884-1970). Они были первыми, кто обратил внимание, что костюм должен быть не просто красивым и похожим на настоящей национальным, но должен быть подлинно историческим – при этом необходимо учитывать цвет и качество ткани, узор вышивки, виды украшений и пуговиц. Восстановить бюнады в первоначальном виде было не столь уж и сложно – потому что, к счастью, в Норвегии в то время существовали замечательные «подручные» материалы в виде акварелей Юхана Ф.Л. Дрейера и литографии Юхана Х. Сеннса начала XIX века, на которых были изображены старинные национальные костюмы.
В 1947 году был основан специальный «Совет по бюнадам и национальному костюму Норвегии» (первоначально назывался «Landsnemda for Bunadspørsmål», сейчас именуется «Bunad- og folkedraktrådet»).
Исследователи бюнадов могут представить в Совет свои реконструкции старинных национальных костюмов и в дальнейшем начать их «производство», но при этом они должны соответствовать следующим требованиям:
- исследователь должен представить исторические документы (копии), на которые опирался в своей реконструкции, а также сам костюм или отдельные его части указанного в заявке времени;
- одежда, которая будет реконструирована и затем запущена в производство, должен строго соответствовать при производстве своим историческим параметрам – например, виду ткани, фасону, украшениям;
- помимо одежды, в Совет требуется предоставить и имеющиеся в наличии у исследователя художественные материалы – например, старинные акварели или гравюры;
- при запуске производства нового бюнада в комплект непременно должны входить все части костюма старинного, начиная с одежды и кончая обувью и украшениями;
- бюнад должен производиться тем же способом, что и раньше – то есть. Должны учитываться нитки, способ вышивки, виды швов и т.д. Например, если воспроизводится бюнад XVIII века, то и шиться он должен вручную;
- Бюнад должен производиться в разных вариантах, как было в старые добрые времена, и не превращаться в униформу на все случае жизни.
Лишь когда все требования удовлетворены, а исследователь присылает в Совет современный вариант бюнада, на который собирается получить лицензию, он может начинать его воспроизводить и продавать в специальных магазинах.
«Самыми» старинными, а потому истинно норвежскими, считаются бюнады из Бергена, Сетесдала, Телемарка, Нумедала, Халлингдала, Гюдбрандалена и Рёроса.
Становится понятно, что благодаря Совету в Норвегии существует «полиция бюнадов» («bunadspolitiet»), которая отслеживает правильность изготовления и ношения национальных костюмов. Все дело в том, что надеть любой национальный костюм норвежцы не могут – существует негласное правило, что можно носить платье той области, где ты родился или (на крайний случай) где прожил большую часть жизни.
Если совет обнаружит, что какой-то магазин продает бюнад без лицензии, то это может быть поводом для судебного разбирательства. Также магазин с лицензированными национальными костюмами может подать в суд на магазин, который продает такие же костюмы без лицензии.
Бюнады есть у более 70% норвежек, а в последние годы резко увеличилось число мужчин, также купивших себе национальный костюм. Социологи считают это выражением своеобразного протеста против вступления Норвегии в ЕС. По некоторым подсчетам, общий «гардероб» бюнадов в Норвегии оценивается в более чем 30 миллиардов крон (150 миллиардов рублей в грубом подсчете) и его стоимость продолжает расти.
Нельзя сказать. Чтобы традиция ношения национального костюма была уникальной норвежской «находкой». Так. национальные костюма носят по торжественным случаям и в соседней Швеции, но там лишь 10% шведок имеют «бюнад» в своем шкафу. В Норвегии же бюнады стали почти универсальной одеждой для абсолютно всех праздников – от 17 мая до свадьбы и крестин.
Стоит такой наряд очень недешево – от 15 000 и до бесконечности. Средняя цена красивого бюнада, богато украшенного вышивкой, – около 30 000 крон.
У современного бюнада есть свои тайны. Если в старые добрые времена украшения делались из чистейшего олова, то сегодня – из оксидированного серебра (это серебро, покрытое оксидной пленкой, которая защищает металл от потускнения и предназначена для повышения декоративных свойств и антикоррозионных качеств серебряного изделия). Но, как и раньше, мужчинам в Финнмарке предоставляется право выбора – они могут заказать коротки или длинные брюки к своему наряду. А в Хардангере вообще не существует единого бюнада – каждый хутор может похвастаться своим вариантом.
Особой красотой отличались бюнады невесты, потому что к ним «прилагалась» свадебная корона.
В наши дни все чаще и чаще обычаи старинных свадеб с коронами стали возвращаться, что не удивительно: о таком платье и таких украшениях может мечтать любая девушка!
Ссылки на норвежские и английские сайты о бюнадах:
http://www.folkedans.com/bunader/bunader.htm
http://www.bunad-magasinet.no/
http://www.bunadraadet.no/index.php
http://www.bunadrosen.no/index.html
http://www.folkedrakt.no/
http://www.lailas.net/bunads/index.htm
Галерея бюнадов и аксессуаров
Читать статью: Эвелин Калдоя - Интерес жителей Норвегии к национальной одежде
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В.
Наталия Будур: БЮНАД, НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ И ФЕСТДРАКТ
|