Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Культура Норвегии/Живопись Норвегии/Изобразительное искусство Норвегии/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Праздники в НорвегииИскусство НорвегииСтатьи о культуре
Фотоальбом НорвегииАрхитектураТеатр Норвегии
Наука Норвегии Живопись Норвегии Национальная кухня Норвегии
Фольклор НорвегииКультура и искусство в норвежской школеНациональный костюм

Изобразительное искусство Норвегии

В 1814 г. в Норвегии была принята конституция — одна из наиболее демократических буржуазных конституций, существовавших тогда в Европе. Однако бедственное положение норвежской экономики - состояние, в котором она находилась после отделения от Дании, препятствовало развитию изобразительного искусства. В Университете Осло не было факультета истории искусств. Кроме того, в 1821 г. Стортингом было отменено дворянство – и многие художники лишились потенциальных заказчиков, поскольку среди аристократии были модно заказывать портреты. Особую известность в начале XIX в. приобрели портретисты Якоб Мунк (1776-1839) и  Маттиас Столтенберг (1799-1871).
Постепенно на смену портрету под влиянием романтизма приходит увлечение пейзажами. Среди норвежских пейзажистов первое место принадлежит Йохану Кристиану Далю (1788-1857), который прославился картинами, на которых изображена Западная Норвегия. В 1836 г. Даль, получивший образование в Дрездене, центре немецкого романтизма, создает первое Общество искусств, которое сыграло большую роль в формировании национального самосознания. Даль «вырастил» новое поколение норвежских художников-романтиков, которых, по месту получения ими художественного образования,  вошли в историю как «дюссельдорфцы». Эта эпоха норвежского романтизма связана с творчеством Адольфа Тидемана (1814-1876) и Хансом Гюде (1825-1903). Именно они совместно написали картину «Свадебное путешествие в Хардангере», ставшую своеобразным манифестом романтиков. К этому же поколению принадлежат Август Каппелен (1827-1852), писавший пейзажа Телемарка, и Ларс Хертервиг (1830-1902), Амальдус Нильсен (1838-1932), Олаф Исаксен (1835-1893) и Карлс Сундт-Хансен (1841-1907). Приверженцы романтизма неизменно изображали на своих картинах сцены из крестьянской жизни, изображая своих соотечественников в национальных костюмах - бюнадах.
Интерес к национальному костюму возник в Норвегии во второй половине XIX века как одно из проявлений национального романтизма. Страна стремилась к независимости и самоопределению, жаждала обрести национальные символы. Одним из таких символов и стал национальный костюм. Многие женщины из привилегированных и интеллигентных семей стали не только носить бюнады, но еще и интересоваться их историей.
Постепенно возникло своего рода женское движение, которое сначала изучало историю национальных танцев, а потом стало заниматься и национальным костюмом. Возглавили это движение Хюльда Гарборг  (1862 - 1934), жена известного писателя Арне Гарборга, и Клара Семб (1884 - 1970). Они были первыми, кто обратил внимание, что костюм должен быть не просто красивым и похожим на настоящей национальным, но должен быть подлинно историческим – при этом необходимо учитывать цвет и качество ткани, узор вышивки, виды украшений и пуговиц. Восстановить бюнады в первоначальном виде было не столь уж и сложно – потому что, к счастью, в Норвегии в то время существовали замечательные «подручные» материалы в виде акварелей Юхана Ф.Л. Дрейера и литографии Юхана Х. Сеннса начала XIX века, на которых были изображены старинные национальные костюмы.


* * *

Норвежский национальный романтизм неразрывно связан со стилем дракона, который проявился не только в архитектуре, но и в ювелирном искусстве.
Мы можем говорить о сознательном использовании стиля «дракона» в норвежском ювелирном искусстве, начиная с 1854 года, когда поэт Осмунд Олавсен Винье, корреспондент  газеты «Драмменс Тидене», так  описывал выставку в Союзе художников Кристиании (Осло): «В воскресенье на небольшом столике в Союзе художников были разложены работы из серебра ювелиров из Телемарка. Эти работы заслуживали самого пристального внимания. Тонкие и изящные по части филиграни и позолоты, они одновременно поражали воображение какой-то варварской силой композиции и сюжетов, а их заостренные и резкие очертания несомненно напоминали старинные национальные украшения и   орнаменты  церквей». По орнаментами церквей подразумеваются орнаменты и украшения «ставкирок». И это первый случай упоминания роли деревянных церквей в ювелирном и изобразительном искусстве. Для «северного» стиля ювелирных вещей в Норвегии было характерно сочетание рельефных чеканок, романских плавных закруглений и изображение героев мифов и легенд. Как элементы этого стиля часто встречаются изображения драконов ставкирок и викингских кораблей, которые и дали название стилю.
Среди художников-ювелиров особенную известность приобрели Якоб Тоструп (1806 – 1890), его сын Олав Тоструп (1842– 1882), Якоб Торольф Прютц (1886-1962), а также Теодор Ульсен (1837 - 1890).
Украшения Густава Гаудернака (1865 – 1914), выполненные в период с конца 1890-х гг. до 1910-х гг., по праву можно считать уникальным вкладом в норвежское искусство. Стилизованные драконы, завязанные в сложные узлы, их плавно изгибающиеся в овале ленточные  или вытянутые тела, оканчивающиеся  разевающими пасть головами, составляли собой броши, пряжки на ремни, заколки и прочие украшения. Именно в украшениях Гаудернак стал использовать формы модерна, которые позволили представить стиль «дракона» миру и сделать его международным. Так называемый «зверь из Урнеса», помесь дракона с неким реальным животным, взятым из резьбы, украшающей ставкирку в Урнесе, был любимым мотивом его стилизованных и элегантным украшений, выполненных с ориентацией на формы модерна
На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. всеобщее внимание привлек драккар архитектора и ювелира Хенрика Бюля (1864 – 1953)  с возвышающейся  на колонне посредине  корабля фигурой бога-громовержца Тора. Статуя и колонна впоследствии исчезли, зато корабль сохранился до наших дней и находится в Музее искусств в Осло и является прекрасным примером того, как  органично может быть слияние стиля «дракона» с модерном.  При помощи ритмической игры линий декоративные детали и основание корабля образуют единое целое, не часто встречающееся в норвежском искусстве того времени.
В конце 1870-х гг. местом притяжения для группы молодых норвежских художников-реалистов становится Мюнхен. К ним относятся Ханс Хейердал (1857-1913), Китти Л. Кьелланд (1843-1924), Теодор Киттельсен (1857-1914) и Гехард Мюнте (1849-1929). В 1880-х гг. эти художники живут в Париже, где к норвежской богемной диаспоре присоединились Кристиан Крог (1852-1925) и Фриц Таулов (1847-1906). Еще один известный художник-реалист, Эйлиф Петерссен (1852-1928), учился не в Париже, а в Италии.
В 1882 г. часть художников возвращается в Норвегию, где в 1882 году они создали Хёстутстиллинген («Осенняя выставка»), коллекцию современного норвежского искусства, которая финансировалась государством с 1884 г., а сегодня лежит в основе Национальной Выставку Искусств. В то же время они создают новую выставочную систему, в рамках которой художники сами продают собственные картины, а также решают, что именно должно выставляться на вернисажах, и даже лично отбирают лучшие картины для народных комиссий искусств.
В различных городах Норвегии в это время работают группы художников-единомышленников. Самые известные из них – Скагенская группа и кружок Лисакера.
Скагенская группа – это колония художников, живших в Скагене в Юлланже, которая прославилась картинами, созданными в 1870 - 1880-х гг. Это, прежде всего, реалистические пейзажи и жанровые сценки. Возглавлял Скагенскую группу Кристиан Крог (1852 – 1925) – художник-натуралист, на которого, тем не менее, оказали большое влияние французские импрессионисты (прежде всего Моне), писатель и журналист. Крог писал реалистические картины, на которых изображал повседневную жизнь – и часто мало привлекательные ее стороны. В частности, излюбленным его сюжетом были проститутки. Им же же посвящен его роман «Альбертине» (1886). Крог был профессором и ректором государственной академии художеств (1909 – 1925), а также принимал активное участие в организационной деятельности норвежских художников, а именно: был в составе учредителей Дома художников и председателем Союза художников Норвегии (1907–1925).
В 1888 г. женился на своей ученице художнице Оде Крог Ларссон (1860–1935). У них родился сын Пер Крог (1889–1965), который учился у А. Матисса и также стал известным художником-кубистом, и дочь Нана.
Ода Крог известна своими пейзажами «У Кристианийского фьорда» (1886), «В поле» (1889), а также картинами «По пути с вечеринки» (1892), «Rouge et Noir» (1912) и «Кристиан Крог на улице Карла-Юхана» (1912).
Вместе с мужем они были часть так называемой кристианийской богемы – политического и культурного движения 1880-х гг., возглавлял которое писатель Ханс Йегер Ханс Йегер (1854 - 1910), натуралистический роман которго «Из жизни богемы Кристиании» (1885) был запрещен сразу же после выхода в свет, а сам он осужден за оскорбление чувства стыдливости. Все участники движения, которые ставили своей основой целью достижение больших свобод для художников во всех областях жизни, были натуралистами, но именно они стояли у истоков зарождавшегося модернизма.
Кристианийская богема также известна своими девятью заповедями, одной из которых было обязательство лишить себя жизни, что часть участников движения и сделали – если не прямо, то косвенно – благодаря свободному образу жизни.
Ода Крог  была «принцессой богемы». На картине Э. Мунка «Интерьер кафе» (1893) изобразена ода в окружении «богемцев» и им сочувствующих: самого Мунка, К. Крога, Я. Нильссена, Х. Йегера, Г. Хейберга и Й. Энгельхарта у Оды были близкие отношения, о чем знал и муж. Любовный треугольник с Одой, Крогом и им самим был описан Йегером в книге «Болезненная любовь» (1893).
Противостоял кристианийской богеме соблюдавший (по крайней мере внешне) принципы традиционной морали и этики лисакерский кружок, в который входили  Эрик Вереншёльд (1855 – 1938), Герхард Мюнте, Эйлиф Петерссен, семья Фритьоф Нансена и некоторые другие.
Э. Вереншёльд получил образование в Кристиании, Мюнхене и Париже. Вернувшись в 1883 г. в Норвегию, он пишет реалистические картины и делает зарисовки из жизни норвежских крестьян, а также создает несколько портретов известных людей – например, Хенрика Ибсена и Бьёрнстьерне Бьёрнсона. Одновременно он продолжает начатую еще в Мюнхене работу по иллюстрированию народных сказок Норвегии./ Вышедшая в 1879 г.  книга с его рисунками сразу стала «бестеллером». Работу над иллюстрированием сказок он продолжил совместно с Теодором Киттельсеном в 1882–1887 гг. Результатом стал трехтомный сборник  сказок (1910), который переиздается до наших дней.  Затем Вереншёльд создает не менее известную свою работу – цикл иллюстраций к королевским сагам «Круг земной» Снорри Стурлусона. (1903).
Работая в 1880 – 1890-е гг. в стиле натурализма, Вереншёльд постоянно пробует себя в других направлениях и видах искусства. Так, он расписывает стены в вилле своего друга Ф. Нансена в Лисакере, занимается литографией (в частности. выполняет литографии по рисункам Нансена), делает эскизы для кованых замков и сундуков и др.
У Вернешельда были сыновья Вернер (1883–1961), который стал геологом, и Дагфин (1892–1977). Дагфин стал не менее известным художником и скульптуром, чем отец.
Учеником Вереншёльда был Теодор Киттельсена (1857 - 1914), который известен своими «портретами» троллей - и который считается непревзойденным иллюстратором норвежских сказок. Он лучше всех знал норвежских троллей и всю свою жизнь рисовал их. Дочь Киттельсена - Игрид Киттельсен Трейдер - в воспоминаниях о детстве писала: «Мы никогда не видели вблизи в лесу троллей, но прекрасно знали, что они прячутся неподалеку и подстерегают нас - особенно, когда мы совершаем прогулку в одиночестве. И поэтому мы предпочитали гулять вместе с папой, потому что в этом случае нам не приходилось опасаться даже тролля. В том, что папы видел троллей, водяных и хюльдр, мы нисколько не сомневались. И нам тем более не показалась странным, что, когда папа узнал о рисунках троллей, выполненных художником Блоком, он воскликнул: «Он рисует троллей? Он? Да ведь он в жизни ни разу не видел тролля!» Нам, детям, казалось настоящим оскорблением, если кто-то другой, кроме папы, пытался нарисовать тролля, ведь им и пытаться не стоило - им, которые в жизни своей ни разу не видели тролля».
Тролли Киттельсена – гротескные и не очень красивые, в них создланные под влиянием суровой северо-норвежской природы. В норвегии принято считать, что именно Киттельсен нарисовал троллей такими, «какими они есть на самом деле».
Он также широко известен как карикатурист и резчик по дереву. Он прекрасным скульптором, а также писал прозу и стихи. Его перу принадлежит несколько книг, в том числе и знаменитая поэма «Черная смерть».
К другим последователям Вереншёльда относятся Кристиан Скредсвиг (1854 - 1924), который также был писателем, и Эйлиф Петерссен (1852 – 1928). Скредсвиг известен своими романтическими пейзажами. В 1881 г. он, единственный из норвежских художников, получил на Салоне в Париже золотую медаль за картину «Une ferme a Venoix». Петерссен писал исторические картины в стиле работ старых мастеров. Он также был художником-геральдистом, и в 1905 г. сделал эскиз норвежского герба с королевским львом, который до сих пор используется в качестве герба королевской семьи.
Китти Л. Хьелланд (1843 – 1914)  - одна из немногих абсолютных пейзажистов этого периода, работала в основном с натуры) в Йерене на западном побережье Норвегии. Она – первая норвежская женщина-пейзажист и принимала активное участие в борьбе за права женщин, выступая в открытых дебатах, что было неслыханной смелостью в 1890-х гг.
Герхард Мюнте (1849 - 1929), также работавший в это время и живший в Лисакере,  был художником, иллюстратором, декоратором и создавал эскизы для гобеленов. Мюнте начинал свою карьеру хуждоника с пейзажей в темных тонах, но в 1890-х гг. стал работать в технике акварели. В 1888 -1890 гг. стал изучать традиции норвежского ткачества и народные орнаменты. После периода экспериментов в стиле натурализма создает собственный стиль, который принято считать основанным на народном творчестве и принципах модерна.
Самыми известные его работы – цикл иллюстрация к «Кругу земному» Снорри Стурлуссона (1896 – 1899) и иллюстрации к средневековой «Балладе о сновидении» (1904). Шрифт, созданный им к балладе,  сам художник по заказу немецкой типографии  «Gebr» переработал в 1910 г. и вошел в историю книгопечатания как «шрифт Мюнте» («Muntheschrift»).


* * *

Изобразительное искусство Норвегии рубежа веков было признано во всем мире, а В. Стасов говорит о нем как об «одной из замечательнейших и самостоятельнейших школ искусства». Его расцвет, как и расцвет литературы, был в первую очередь связан с пробуждением национального самосознания, утверждением демократических принципов в искусстве.
Самыми известными художниками этого периода являются Эдвард Мунк (1863 - 1944) и Фриц Юхан Фредерик Таулов, а также скульптор и резчик по дереву Густав Вигелан (1869 - 1943)
Мунк полностью принял новые тенденции развития европйеского искусства, включая поздний импрессионизм, фовизм, Арт Нуво, но при этом в своей собственной интерпретации формы, линии и цвета. В 1889 году, в Париже, Эдвард Мунк в дневнике сформулировал свое кредо: "Я не хочу писать скучные интерьеры с читающими мужчинами и вяжущими женщинами. Я буду писать живых людей, которые дышат, страдают и любят. Людей, преклоняющихся перед Вечностью и снимающих свои шляпы перед входом в церковь».
Фриц Таулов был поклонником импрессионистов и восхищался эмоциональностью и сложностью колористических задач новой живописи, однако более строг и сдержан в проявлении своих чувств, а красочная гамма его картин менее интенсивна. Он писал городские пейзажи (тихие окраины маленьких городов Норвегии), но  главной его темой была природа Норвегии - мы видим горные речки, весело журчащие среди снегов («Горная речка», 1890-е годы), освещенные ярким солнечным светом, заснеженные улицы деревень, причудливую игру красок природы гор («Горный пейзаж в Норвегии», 1892). Художник больше всего любил писать зимние и осенние пейзажи, с их сложностью переходов цвета и особой, «влажной» воздушной атмосферой. Работы Таулова, как правило, очень просты, естественны по композиции. Непосредственность в диалоге с природой для него — первое условие творчества. Отсюда — подчеркивание безыскусственности мотива, известная фрагментарность.  Начиная с 1890 годов, можно отметить усложнение решаемых им колористических задач, усиление декоративности цвета.
Современники Мунка и Таулова Арне Кавли (1878-1970) и Торвальд Эриксен (1868-1939), а также Хальвард Эгдус (1877-1899), Харальд Сольберг (1869-1935) и Николай Аструп (1880-1928) развили тенденции 1890-х, продолжая работать в реалистичной стиле, однако стараясь придавая ему более абстрактное выражение.
Другой известный художник, Людвиг Карстен (1876 - 1926) был  представителем позднего импрессионизма, полностью находившийся под влиянием французских художников и вдохновленный творчеством Мунка.
В Норвегии было немало последователей Анри Матисса. Самым известными из них являются Хенрик Сёренсен (1882-1962) и Жан Хейберг (1884-1976). «Группа Матисса» выступила против традиционного искусства и в 1914 г. отказалась принимать участие в  большой Выставке 1914, устроенной Осло в честь столетней годовщины национальной независимости, а организовала собственную выставку, названную «Павильон 14-ти».
Первым норвежским художником-абстракционистом стал Торвальд Хельсен (1888-1937), который во время первой мировой войны развил декоративный, абстрактный стиль – во многом под влиянием Фернанда Лежера. Также учениками Лежера в 1920-е являлись Шарлотта Ванкель (1888-1969), Рагнхильд Корбё (1889-1949) и Рагнхильд Кейзер (1889-1943).
Другими художниками, снискавшими попоулярность в начале ХХ в., стали Аксель Револд (1887-1962), Альф Рольфсен (1895-1979) и Аксель Вальдемар Юхансен (1880-1922), которые изображали на своих картинах рабочий класс и «маленького человека». Работы Юхансена были признаны только после его смерти, поэтому его часто называют «забытым художником».
Многие художники этого поколения уже не хотели заниматься ради искусства, а видели свое предназначение в служении обществу, а именно - в декорировании стен общественных зданий в технике фрески. В это время было расписано множество зданий, в том числе Акселя Бергенская фондовая биржа (работа А. Револда, 1918-1923), настенная Школе моряков в Осло ( работа П. Крога, 1921-1924) и Крематорий в Осло (работа А. Рольфсена, 1932-1937).
Представителями сюрреализм в Норвегии являются Вильхельмом Бьерке Петерсеном (1909 – 1957),  Олав Стрёмме (1909-1978), Александр Шульц (1901-1981) и др.


* * *

После Второй мировой войны в творчестве молодых норвежских художников появилась ярко выраженная политическая направленность, которая выражалась при помощи средств  абстрактной живописи. Послевоенное поколение использовало выражения, полностью свободные от каких-либо границ, уставленных в искусстве  нацистами. Абстрактный импрессионизм получил свое развитие в картинах  молодых художников - Людвига Эйкос (р.1920), Якоба Вейдемана (р.1923), Кнута Румора (р.1916) и др.
1965 год принято считать датой окончания влияния на норвежских художников  французских традиций и начало ориентации их на  достижения английских и американских коллег. В стране начинает развиваться  «поп-арт». Художники выражают собственное видение как мировых так и внутригосударственных проблем, от Вьетнамской войны  до референдума о членстве Норвегии в Евросоюзе 1972 года. Представителями этого поколения являются Пер Клейв (р.1933), Андерс Кьэр (р.1940),  Арне Мальмедаль (р.1937) и Кьель Пар-Иверсен (р.1936). Достойные внимания фигуры 1980-х -  это Бьёрн Рансве (р.1944), который представлял норвежский постмодернизм; Кьель Торрисет (р.1950), Ида Лоренцен (р.1951) и Ульф Нильсен (р.1950), все они экспериментировали с различными формами искусства; Кьель Эрик Килли Олсен (р.1952), Хокон Гульвог (р.1959), Бьёрг Холене (р.1947) и Тереза Нортведт (р.1953), чьи картины принято называть  сюрреалистическими, и Бьёрн Карлсен (р.1945), представитель экспрессионизма.
В первой половине XX в. выдающимися норвежскими графиками были Рульф Неш (1893 - 1975), который добился международного признания за свою оригинальную технику металлографии, и саамский художник Джон Савьо (1902-1938), который работал преимущественно в технике ксилографии.
Традиции Неша продолжил Сигурд Винге (1909 – 1970), который работал с травлением, экспериментируя с контрастами между светлыми и темными цветами.
1970-е годы представили разнообразие новых техник, включая трафаретную печать. В это время также возник интерес к искусству травления. 1970-е часто относят к «золотому веку» графического искусства. Известными мастерами этого периода стали  Бьёрн-Вилли Мортенсен (1941-1993), Пер Клейв (р. 1933) и Андрес Кьэр (р.1940).
Во все времена в Норвегии были художники, работающие с деревом. Долгое время работа с деревом считалась привилегией мужчин и чисто мужским искусством, но со времени организации Союза художников-ремесленников в 1975 году многие женщины стали работать с этими материалами и добились большого успеха. Одна из самых успешных художниц этого периода - Лив Бловарп (р. 1956).
Возникший интерес к работе с деревом и созданию из него произведений искусства не может рассматриваться в отрыве от прокатившейся по Норвегии в постмодернистское время волне «неотрадиционализма». Художники стали искать экзотику в родной культуре. Местные древние техники и традиционные материалы вновь стали популярны и получили новое значение на самом высоком художественном уровне.

Литература: Мухина Т. Д. Русско-скандинавские художественные связи конца 19 – начала 20 в. М., 1984; Norsk kunsthistorie, Oslo, 1927; Norsk Kunstnerleksikon. Oslo, 1983; Norske malere og billedhuggere, 3 bd., Oslo, 1904–07; Danbolt G.Norsk kunsthistorie. Oslo, 2009; Gløersen I.A. Nikolai Astrup. Oslo, 1954; Gløersen I.A. Den Munch jeg møtte. Oslo, 1956; Gløersen I.A. Mefisto i djævelklubben: boken om maleren Ravensberg. Oslo, 1958; Langballe A.M.H. Norsk kunsthistorisk bibliografi. Skrifter om norsk kunst utgitt til og med 1970. Oslo, 1976; Schnitler C. W. Kunsten og den gode form. Artikler og avhandlinger 1902–1922. Oslo, 1927

 

 

Автор: Наталия Будур


Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В



Важно знать о Норвегии Наталия Будур - Изобразительное искусство Норвегии

Наталия Будур - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО НОРВЕГИИ


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Изобразительное искусство Норвегии Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru