Творчество Камиллы Коллетт
Творчество Камиллы Коллетт (1813-1895) занимает особое место в истории норвежской литературы. Она была первой значительной писательницей в новейшей истории, а её роман «Дочери амтманна» считается первым произведением литературы реализма.
Творчество Коллетт охватывает период с 1840-х по 1880-е годы. За эти четыре десятилетия молодая норвежская литература пережила бурный период развития и добилась признания за рубежом.
1850-е годы традиционно считаются эпохой так называемого «поэтического реализма». Наиболее ярким примером является цикл «Крестьянских повестей» Бьёрнстьерне Бьёрнсона, имевших огромный успех у читающей публики. Основной задачей «поэтического реализма» было изображение типических персонажей в повседневной жизни. В то же время действительность, как зачастую и сами герои, по замечанию П. Т. Андерсена, «измерялись высоким аршином идеалов». Идеализация имела место, но важно учитывать, что она преследовала цель «культивации», просвещения читателей, приобщения их к культурным идеалам. И что самое главное – даже при такого рода идеализации литература сохраняла критический потенциал. Именно эта критическая составляющая стала определяющей для Коллетт в «Дочерях амтманна».
Важно также заметить, что жанр романа в норвежской литературе первой половины и середины XIX века был чем-то маргинальным – на фоне расцвета лирики, а с 1850-х гг. – драмы. Романтические произведения Морица Хансена были популярны при жизни автора, но очень быстро утратили свою актуальность. На этом фоне «Дочери амтманна» стояли особняком как в плане жанра, так в плане проблематики и способа отражения действительности.
Первые попытки художественного творчества Коллетт пришлись на 1840-е годы. Муж писательницы Петер Юнас Коллетт всячески поощрял её попытки взяться за перо и был её литературным наставником. Первые произведения – критические и публицистические статьи – были опубликованы анонимно в газете Den Constitutionelle, одним из постоянных авторов которой был Коллетт. Эссе «Наблюдения за вязанием» (Nogle Strikketøisbetragtninger) вышли в 1842 году в качестве фельетона и содержали резкую критику столичной «светской» жизни, которую Коллетт обвиняла в дикости и бездуховности. Важно то, что в очерках отражена точка зрения женщины, и больше всего достаётся «господам» с их вычурными манерами и «двойной моралью».
Первыми художественными произведениями писательницы стали новеллы «Королевская усадьба» (Kongsgaard, 1846) и «Свидание» (Et Gjensyn, 1850), опубликованные в сборниках, которые издавал Петер Кристен Асбьёрнсен. В основе сюжета произведений лежит любовная интрига, при этом Коллетт показала себя как талантливый бытописатель.
Работа над главным художественным произведением – романом «Дочери амтманна» - началась ещё при жизни мужа. Коллетт умер в 1851 году, оставив Камиллу с четырьмя детьми, и оставшейся после него пенсии едва хватало на жизнь. Писательница решает всерьёз заняться литературой и публицистикой, предпочтя роли заботливой матери семейства странствующую жизнь «свободного художника». В основном она живёт в Копенгагене. Первая часть романа выходит в конце 1854 года, а полгода спустя появляется вторая.
Образ главной героини – дочери амтманна Софии Рамм – несёт явные автобиографические черты, однако её историю любви, лёгшую в основу сюжета, едва ли можно назвать в такой же степени автобиографичной - хотя во многом типичной для своего времени. София отличается как внешней красотой, так и богатством внутреннего мира, её с полным правом можно назвать неординарной личностью. Героиня влюбляется в домашнего учителя Георга Колла – и тот отвечает взаимностью а её чувства. Однако нравы того времени не позволяют влюблённым самим вершить свою судьбу, и они вынуждены скрывать свои отношения. Случайно подслушанная Софией беседа, в которой Колл отрицает связь с Софией, становится причиной разрыва. Героиня оказывается максималистской и не желает больше с ним встречаться, так что у героя даже не оказывается возможности объясниться. А Софию ждёт типичный для женщин той эпохи удел – замужество по расчёту. Пастор Рейн – человек уже немолодой и вполне порядочный, изображённый не без симпатий со стороны автора, однако София его не любит, а просто уважает. В итоге она чувствует как физические недомогания, так и душевное «окаменение».
Та же участь ждёт двух старших сестёр Софии – Марию и Луису, и её подругу Маргрете, чей голос мы слышим благодаря оставленным ею дневниковым заметкам. История её любви навеяна драматическими переживаниями самой писательницы, связанными с её непростыми отношениями с поэтом Юханом Себастианом Вельхавеном. Именно устами Маргрете автор выражает произносит хрестоматийные слова, характеризующие отношения мужчин и женщин того времени:
Когда было возможно, мужчинам вообще не следовало делать выбор. Они выбирали в основном сообразно своим чувственным фантазиям, они завладевали всем.
Женщинам также не следовало выбирать. Они настолько мало развиты, что вообще не могут сделать разумный выбор, руководствуясь разумом. Можно прийти в ужас, видя мотивы, которые зачастую движут ими, когда они принимают предложение. (…)
Есть лишь одно, что в действительности должно делать выбор, и это – женская любовь…
Повествование в романе выглядит вполне традиционным, с типичными для романов 19 века отступлениями в виде комментариев рассказчика, выдержек из писем и дневниковых заметок. Однако характер изображения действительности, проблематика и типизация героев позволяют причислить «Дочерей амтманна» к литературе реализма, которая лишь спустя пару десятилетий станет определять лицо норвежской литературы. Смелость автора, рискнувшего поднять столь актуальный вопрос, могла показаться многим читателям дерзостью. Коллетт ясно даёт понять, что если мужчина в любви – субъект, то женщина – всего лишь объект, она прямо называет её «товаром». Образ деспотичной фру Рамм – матери Софии и её сестёр – также типичен для своей эпохи, и что важно – её судьба повторяется в судьбах её дочерей: ведь в своё время она также вынуждена была помимо воли выйти замуж не по любви.
В романе постоянно подчёркивается проблема невозможности получения женщинами образования. Уже при первой встрече с фру Рамм мы узнаём, что ей не хватает как знаний, так и душевной чуткости. А Маргрете жалуется на то, что молодым девушкам приходится расти «без настоящих знаний, без глубоких интересов, бессодержательной жизнью, полной пустых радостей». Положение женщин привилегированного сословия можно сравнить с настоящим рабством. Освободиться от этого рабства женщина может благодаря любви и возможности соединиться в браке с тем, кого она любит. Эта романтическая по сути идея звучит основным пафосом романа.
К третьему изданию 1879 года Коллетт подготовила предисловие, в котором подчеркнула новизну и актуальность произведения, заключавшуюся в описании «социальных отношений в том виде, в котором они после нашего политического возрождения проявились в жизни норвежских патрициев».
Роман «Дочери амтманна» стал одним из ключевых произведений норвежской литературы девятнадцатого столетия, во многом предопределив её дальнейшее развитие. Жанр романа постепенно становится ведущим благодаря Александру Хьелланну, Юнасу Ли и Арне Гарборгу, а проблема положения женщины становится одной из ведущих в творчестве реалистов.
Последующие произведения Коллетт – в основном эссе, мемуары, дневники и публицистика – заостряют и углубляют проблематику «Дочерей амтманна». Книга воспоминаний «Долгими ночами» (I de lange Nætter) также была издана анонимно, но читающей публике было ясно, кто её автор. Это – цикл воспоминаний, от беззаботного детства к драматической юности и потрясениям взрослой жизни. Мемуары окрашены грустью и болью, но при этом Коллетт показала себя как блестящий стилист, мастерски владеющий пером и способный донести до читателя самые противоречивые чувства главной героини. В последующих сборниках статей и эссе – «Из стана немых» (Fra de Stummes Leir, 1877), «Против течения» (Mod Strømmen, 1 часть - 1879 и 2 часть - 1885) и других произведениях – Коллетт выступает как полемик и публицист, в центре внимания которого по-прежнему остаётся положение женщины в обществе. Она сама во многом шла «против течения», однако её вклад как в эмансипацию норвежских женщин, так и в литературную жизнь стал определяющим. Её идеи были подхвачены как писателями, так и общественными деятелями, а роман «Дочери амтманна», по словам литературоведа Сигурда О. Орнеса, является «старейшим норвежским романом, который до сих пор читают».
Избранная библиография
1854–1855: Amtmandens Døttre – roman, omarbeidede utgaver utgitt 1860 og 1879 1860: Fortællinger – kortprosa 1863: I de lange Nætter – erindringer 1868, 1872, 1873: Sidste Blade, 1ste-5te Række – artikler i 3 volumer 1877: Fra de Stummes Leir – artikler 1879–1885: Mod Strømmen I–II – artikler 1892–1893: Skrifter I–X – samlede verker, inkl. Efterslæt (1837-1895) 1926–1934: Dagbøker og breve – med Peter Jonas Collett
Читать также: Камилла Коллетт - краткая биография; Н. Будур: Первая феминистка Норвегии
Читать произведения К. Коллетт на норвежском языке
(с) А.А. Сельницин (БНИЦ), опубликовано: 9.03.2013
Творчество Камиллы Коллетт
|