Хроника джаз-фестиваля 2003
В конце октября прошел первый Российско-норвежский джаз-фестиваль, на который собрался самый цвет норвежских джазменов. Представители norge.ru были в самом центре событий, и теперь вы можете прочитать интервью с некоторыми участниками фестиваля.
Глава 1. Сигурд Кён: "Позови меня с собой"
Ему было уготовано стать заложником всего одной песни - I Call Your Name. Она закрыла своей тенью все остальное, но ведь как ни вспомнить о ней, когда в 1991 году на фестивале в Рио-де-Жанейро (Бразилия) ее одновременно слушало 195 000 человек! Абсолютный рекорд.
Наш разговор начался с совершенно безобидного вопроса в машине:
- Бывал ли ты когда-нибудь раньше в России?
- Да, в Санкт-Петербурге и никогда прежде в Москве. Но это было очень давно…
- Знаешь, а я очень хорошо помню тот год. Это было в июне 1994-го. Правда?
- Да. Это был фестиваль.
- Фестиваль "Белые ночи в Санкт-Петербурге". И ты был там вместе с A-ha!
- Неужели?
- Бесспорно. У меня есть доказательство твоей причастности: фотографии с этого концерта, где ты стоишь рядом с Мортеном Харкетом.
- Ок! Ты поймала меня! Но я действительно не думал, что здесь кто-то помнит об этом. Не об A-ha (о них, конечно же, всегда помнят!), обо мне.
- Тебя сложно было забыть после того шикарного соло в I Call Your Name.
- Спасибо!
Это удивительно талантливый человек. Несколько смущенный повышенным интересом к его персоне. Он приехал в Москву со своей группой-квартетом The Real Thing, с которой играет последние годы.
Мы продолжили разговор спустя время в более спокойной обстановке.
- Каким тебе показался Санкт-Петербург тогда?
- Мы были в России почти десять лет назад. Я думаю, что очень многое изменилось с тех пор в вашей стране. Тогда это напоминало больше разведку. Сейчас же мы чувствуем себя как дома, ибо нас окружают очень милые дружелюбные люди. Все замечательно: и люди, и организация нынешнего фестиваля. Абсолютно все. И жаль, что нынешний визит так короток. Я хотел бы вернуться в Москву.
- Также я знаю, что ты работал с блюзовым гитаристом Видаром Бюском какое-то время.
- Да, но это выглядело по-настоящему смешно. Тогда в 1997 году Видар только-только вернулся из Америки и был очень молод. Он искал музыкантов, с которыми можно было сыграть пару концертов. К тому время я уже играл в The Real Thing и не думал отвлекаться на какие-то другие проекты… Видар позвонил мне, сказал, что ему нужен саксофонист для нескольких концертов. Я сказал, что, возможно, не смогу играть с ним, потому что очень занят. Тогда он предложил встретиться и обсудить. Когда я впервые посмотрел на него, то подумал: а почему бы и нет? Ты же знаешь Видара, насколько он оригинален…
- О, да! Сложно пройти мимо такого оригинала!
- … Потом "несколько концертов" превратилось в участие в записи альбомов Stompin' Our Feet With Joy (1997), I Came Here To Rock (1998) и Atomic Swing (1999), а также целой череды концертов, включая выступление с оркестром на Spellmannprisen в 1999-м. Видар просто затянул меня… Также мы много встречались и играли вместе на разных джаз- и блюз- фестивалях в Норвегии. Но я не принимал участия в записи его альбома Venus, Texas (2001). Это уже не было то, что обычно играю я.
- Я слышала, что твоим учителем был Ян Гарбарек. Это правда?
- Да. Тогда я был очень молод, и мне было необходимо учиться и учиться. Ян - очень, очень замечательный человек… Это довольно забавная история. Было начало 70-х: Ян уже начинал свою карьеру в других странах. Его имя стало известно на международной джазовой сцене, и он был на самом пике успеха. А я был еще просто студентом. Но все равно решил встретиться с ним, попытать свое счастье и, может быть, оправдать свои надежды. Я нашел его на одном из концертов и спросил: не сможет ли он дать несколько уроков для меня. Ян сказал, что с удовольствием научит меня чему-нибудь. И это была очень впечатляющая встреча для меня.
- Что ты играешь?
- Наверное, все: джаз, блюз, свинг, поп, фанк…. Невозможно выбрать какой-то один стиль и "жить" в нем всю жизнь.
- Скажи мне, пожалуйста, какая может быть тебе, серьезному джазовому музыканту, польза от работы в поп-стиле?
- Ну, почему же? Вместе с А-ha я объехал весь мир. Разве это можно было бы сделать с джазовым квартетом?
- Да, но тем не менее ты вернулся к их музыке сам по себе, когда уже не работал с A-ha, и записал на своем сольном альбоме песню "October". Может быть, где-то в душе ты все-таки немного "поп"-саксофонист?
- Мне очень нравится эта мелодия. Но я постарался сделать иначе аранжировку и переписал ее, чтобы она выглядела более джазово. Ты можешь это прекрасно слышать. Я много ездил с A-ha и было просто приятно вернуться к этой песне.
- Три года назад Магне Фурухолмен (A-ha) выпустил книгу о джазе. Поэт Хеннинг К.Даль написал стихи, посвященные известным джазовым музыкантам, а Магне оформил это своими иллюстрациями. Очень "экспериментальная" книга. Что ты думаешь по поводу этой книги?
- Ааааа, она стоит у меня дома. Когда Магне презентовал книгу, я играл концерт в тот вечер по его приглашению. По-моему, все получилось симпатично.
- Каждому музыканту был выбран особый цвет. Почему?
- Ну, Магне - художник. Фантазия у него такая! Но я знаю, что он очень интересуется джазовыми исполнителями и разбирается в джазе. Кроме того, он же - сам композитор. Хороший композитор, а не только поп-артист… Возможно, через цвет он попытался показать свое ощущение того или иного музыканта.
- Вот, мне кажется, что в Норвегии поп-музыка не настолько популярна. Большинство норвежцев делает выбор в пользу джаза, блюза, рока. Как ты думаешь, почему?
- Ну, нет. Поп-музыка все-таки является доминирующей в Норвегии тоже. Любители иных музыкальных стилей составляют где-то всего 10 % от общего числа. Люди слушают и покупают ту музыку, которую они слышат на радио и телевидение. Конечно же, это в первую очередь - поп. Возможно, ситуация когда-нибудь изменится и будет так, как говоришь ты. Или поп-музыканты будут более серьезно относиться к качеству.
- Спасибо за интервью! Было потрясающе встретиться с тобой!
- Не за что. До встречи на концертах в Норвегии! или, быть может, в Москве? Кто знает!
Светлана Фунтусова октябрь 2003, Москва
Хроника джаз-фестиваля
|