Интервью с Эйнаром Нёклебергом
Эйнар Нёклеберг (Einar Steen-Nøkleberg) начал заниматься музыкой с 4 лет. В этом возрасте юный музыкант уже играл на аккордеоне. В 6 лет сел за фортепиано. Всё начиналось с огромной любви Нёклеберга к пению. В юности Эйнар играл в танцевальном ансамбле. Обучался в Высшей школе музыки в Ганновере и Зальцбурге, Германия. Несколько раз успел побывать России. Впервые он посетил нашу необъятную Родину ещё в Советское время, в рамках трёх больших музыкальных турне по всему миру, проводимых при поддержке Госконцерта. Позже в Бергене познакомился с Валерией Блок, руководителем общества Грига в России и российским виолончелистом Александром Загоринским, с которым дружит и сотрудничает уже двадцать лет. В июне этого года состоится их совместный концерт в Малом зале Филармонии.
- Вы окончили Высшую школу музыки в Ганновере. А обучались ли Вы в каких-нибудь других странах?
- Да. Здесь в России. Но это нельзя назвать именно обучением. У меня был наставник - пианист Татьяна Николаева. Она не обучала меня, но показала много важных приёмов.
- Как известно, Вы являетесь кавалером ордена Святого Олафа. За какие заслуги Вы были им награждены?
- Я играл много-много норвежской музыки, особенно Грига, в очень большом количестве стран.
- А популярна ли сейчас классическая в Норвегии?
- Очень популярна! Я знаю многих молодых талантливых музыкантов и дирижёров.
- А как обстоят дела с традиционной и фольклорной музыкой в Норвегии?
- Она также популярна. Но для того, чтобы понимать норвежскую музыку, необходимо хорошо знать историю Норвегии. Дело в том, что Норвегия на протяжении 500 лет была провинцией Дании, а потом – Швеции. В связи с этим, норвежский язык и норвежская традиционная музыка лучше всего сохранились в самых северных районах страны. Несмотря на это, фольклорная норвежская музыка практически не разбавлена европейской. Эдвард Григ черпал вдохновение в норвежских пейзажах и норвежской народной музыке, поэтому музыка Грига – фольклорная музыка. Поэтому в Норвегии два этих стиля в музыке тесно связаны.
- Ни для кого не секрет, что Норвегия становится всё более мультикультурной, не думаете ли Вы, что норвежская культура может попросту исчезнуть?
- Да, в Норвегии много иммигрантов, особенно из Африки и Пакистана. И все они привносят свою культуру, в том числе и музыку. Но я считаю, что это не угрожает самой норвежской культуре, так как норвежцы заботятся о ней. И это касается не только пожилого поколения – молодежь также твёрдо стоит за норвежскую культуру. Здесь я очень оптимистичен.
- Если можно, немного о семье…
- Моя жена былародом из Индии. К сожалению, она умерла. У нас трое детей: две дочери и сын. Старшая дочь – адвокат, младшая – актриса и живёт сейчас в Нью-Йорке. А мой сын…он просто прожигатель жизни.
- А каковы Ваши отношения с Александром Загоринским, это просто бизнес или что-то большее?
- Это не просто плодотворное сотрудничество. Мы хорошие друзья, много общаемся и дружим семьями. И это прекрасно.
Автор: Геннадий Шерстянкин, под редакцией Кирилла Шепелева
Опубликовано: БНИЦ, 30.04.2012
Шерстянкин Геннадий: Интервью с Эйнаром Нёклебергом
|