Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/Mузыка Норвегии/Статьи о музыке Норвегии/Женское лицо норвежской электронной музыки. Часть I/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Норвежские исполнителиМузыкальные группы Норвегии Статьи о музыке Норвегии
Архив музыкальных событийФестивали в НорвегииДискография
Композиторы НорвегииОбщество П.И. Чайковского в Осло 

Женское лицо норвежской электронной музыки. Часть I

В музыке 80-х самым важным новшеством стало использование синтезатора, а через пару лет он уже перестал быть чем-то экспериментальным и прочно вошел в арсенал многих музыкантов. Тогда же все больше стало создаваться музыки исключительно электронной. Эффект от захвативших массы волн музыки в стиле техно и хаус был потрясающим. Техника постепенно совершенствовалось и в то же время, постоянно дешевела. Если раньше создание музыки с помощью различной электронной техники было связано с большими затратами, то теперь хорошего звучания можно было добиться и у себя дома, используя компьютер и сэмплы. Теперь успех не зависел ни от внешнего вида участников групп, ни тем более от звукозаписывающих компаний. Музыканты, исполняющие музыку техно, принадлежали к культуре андеграунда, но пытались выйти на поверхность. Название «хаус» (от англ. house ‘дом’) относится ко времени зарождения жанра на вечеринках, которые проводились в частных домах, в гаражах, складских помещениях и заброшенных фабриках. В то время как в Осло и его пригороде народ больше устраивал вечеринки, в Тромсё были более заняты созданием музыки, и благодаря таким музыкантам как Bjørn Torske, Mental Overdrive, Alanïa, Those Norwegians, Röyksopp, Biosphere и Bel Canto, город заполучил титул столицы электронной музыки. Аннели Дрекер (Anneli Drecker) из Bel Canto тогда заявляла, что по ее мнению, город не заслуживает всех этих лестных отзывов: «Тромсё начинает гордиться и хвастаться нами только тогда, когда мы на волне успеха, но сам город сильно перехвалили. Он ничего не делает для поддержания молодых музыкантов. Это неслучайно, что столько техно-музыкантов именно из Тромсё: Здесь нет рок клуба. И поэтому музыканты сидят дома в одиночестве и сочиняют музыку.»

Аннели было всего 16, когда она создала группу вместе со своими друзьями Геиром Йенссеном (Geir Jenssen) и Нильсом Юхансеном (Nils Johansen) в 1985 году. Хотя само название группы Bel Canto означает «красивое пение», преподаватель пения  говорил юной Дрекер, что ее голос не имеет потенциала. Хорошо, что она его не послушала. Группа выделялась на фоне других техно-музыкантов, потому что они возникли как поп-группа, а не как безликие музыканты, записывающие музыку у себя дома. Группа была еще только в начале своего становления, когда она отправилась попытать счастье в Европу, надеясь завоевать признание инди-сообщества. В Бельгии ими заинтересовалась рекорд компания Crammed Discs, с которой они подписали контракт на запись пяти альбомов. Группа перебралась в Брюссель и, когда вышел их первый альбом ‘White Out Conditions’ в 1987 году, про нее стали говорить, что это норвежский ответ Cocteau Twins. Их музыка в стиле синти-поп была мелодична и туменно-неуловима, с некоторыми восточными мотивами, а тексты песен были весьма абстрактны. Во Франции, странах Бенилюкс и Германии группу приняли весьма хорошо, но у себя на родине в Норвегии дела шли несколько хуже. Их фирменное «арктическое звучание» было чуждо большинству норвежцев, и поэтому они по большей части работали в континентальной Европе.

Впервые норвежцы действительно обратили на них внимание только после выхода их третьего альбома. Тогда Геир переехал обратно в Тромсё и занялся сольной карьерой под именем Biosphere, а Нильс и Аннели продолжили совместное творчество в Осло. Звучание их альбома ‘Shimmering Warm and Bright’, вышедшего в 1992 году, было более теплым и органичным, по сравнению с предыдущими записями, и поэтому легче для восприятия. ‘Puls’ означал, что альбом «может дать религиозные чувства каждому, исходят ли они из христианства, исламского фундаментализма или норвежского язычества». Они получили музыкальную награду как поп-музыканты и начали выступать по всему миру. Сама Аннели описывает их музыку так: «Мы летим на космическом корабле. Нильс пилот и ведет нас в новые миры. А когда мы приземляемся, то я должна осмотреть местность и составить описание и диалоги. Прямо как герои Brødrene Dal*, когда они охотятся за спектральным камнем.»

Bel Canto выпустили много альбомов и объездили всю Европу с турами. Аннели Дрекер выпустила свой первый сольный альбом ‘Tundra’ в 2000 году. Основной его темой стала потерянная любовь, и в то же самое время в этом альбоме воспевались горы Финнмарксвидда (Finnmarksvidda) и северная природа. Аннели сотрудничала с такими артистами как Röyksopp, Мартин Хорнтвет (Martin Horntveth), a-ha, Кьетил Бьёрнстад (Ketil Bjørnstad), Motorpsycho, Mental Overdrive и Симфоническим оркестром города Тромсё. Но, несмотря на успех, слушатели не рассматривали Аннели как часть коммерческой музыкальной индустрии, и поэтому многие удивились, когда она появилась в качестве одной из судей на телевизионном проекте Idol. Сама она говорит: «Весь этот цирк под названием Idol, вернее его организаторы и участники, в какой-то мере мои враги и соперники. Но я подумала: ‘If you can’t beat them, join them.’** Я захотела поближе познакомиться с этими соперниками, и знакомство вышло весьма интересным. Хотя бы тем, что я посмотрела,  как людей оценивают. Меня шокировало насколько просто можно стать поверхностным и начать судить о людях как о продукте.»

Последствием резкого развития технологий стало изменение роли продюсера. Теперь он отвечал не только за звучание, но все чаще участвовал в записи. Одновременно многие музыканты занялись продюсированием собственных альбомов. Ряд норвежских музыкантов взяли на вооружение продюсеров с мировым именем, таких как Бертине Зетлитц (Bertine Zetlitz) и Аня Гарбарек (Anja Garbarek). Гарбарек выпкустила свой первый альбом ‘Velkommen inn’ в 1992 году. Невероятно чувственные тексты песен с этого альбома произвели сенсацию, и о молодой певице стали много писать в прессе. В середине 90-х годов она переехала в Лондон, где начала сотрудничать с известным продюсером Мариусом Де Врисом (Marius De Vries), который работал с такими музыкантами как Massive Attack, Björk, U2 и Анни Леннокс (Annie Lennox).  Следующий альбом ‘Balloon Mood’, вышедший в 1996 году, кардинально отличался от ее дебютного альбома на норвежском языке. Будучи дочерью всемирно известного саксофониста Яна Гарбарека (Jan Garbarek), она унаследовала широту музыкальных взглядов, поэтому для ее новых записей были характерны вызывающие звуковые коллажи, истеричная музыка, как в парках аттракционов,  ненавязчивый шепот и нежные мелодии. Альбов вызвал колоссальный интерес со стороны прессы, и Аню стали сравнивать с Björk и Стиной Норденстам (Stina Nordenstam). Сама она называла в качестве своих вдохновителей Майлза Дэвиса (Miles Davis), Радку Тонев (Radka Toneff), Кейт Буш (Kate Bush), Dalbello, Мередит Монк (Meredith Monk) и Диаманду Галас (Diamanda Galas).

Из-за конфликта со звукозаписывающей компанией потребовалось целых три года, прежде чем альбом вышел в Великобритании. Когда начальник BMG послушал пару композиций с нового альбома, он сказал, что «это похоже на звуки, издаваемые человеческим телом под водой». «Я еще никогда не была так близка к тому, чтобы просто все это бросить. Все сводилось к чистому бизнесу, никакого творчества. Моя мечта – взять пулемет и пройтись по всему зданию компании BMG в Лондоне, и чтобы за мной следовал фотограф и все это снимал. Я, конечно, отправлюсь после этого в тюрьму, но зато фотографии выставят в музее,» заявляла Аня в последствии. Месть была сладка, когда альбом ‘Ballon Mood’, вышедший в 1999 году, получил массу лестных отзывов со стороны британской прессы.

Многие сочли несправедливым, что Аня не получила музыкальную награду Spellemannpris*** за альбом ‘Baloon Mood’, она получила эту награду впервые только в 2001 году за свой следующий альбом ‘Smiling&Waving’. Она продолжала держаться в стороне от музыкального мейнстрима, она стала использовать в своем творчестве театральные эффекты, такие как имитация кабаре и джазовые мотивы 40-х годов в авангардной аранжировке. Французская газета Le Figaro описывала ее таким образом: «У нее какой-то очень особенный свой способ отличаться от других, без провокации и тщеславия, все очень гармонично и естественно, как будто сами ангелы и добрые феи из сказок вплелись в ее музыкальные мотивы.»

Хотя на протяжении своей карьеры она и получала поддержку известных продюсеров и музыкантов, тем не менее, она всегда выступала сопродюсером во всех своих проектах.

 

 

 

* ‘Brødrene Dal’ - норвежский комедийный ТВ-сериал про трёх братьев и их приключения.

** ‘If you can’t beat them, join them.’ - (англ.) “Если не можешь их победить, присоединись к ним.”

*** Spellemannprisen – норвежская музыкальная награда (норвежский аналог Грэмми), присуждается с 1973 года.

Продолжение следует...

Источник: Breen, Marta. Piker, vin og sang: 50 år med jenter i norsk rock og pop. - Oslo: Spartacus, 2006.

Перевод с норвежского: А.С. Кузнецова (БНИЦ)



Важно знать о Норвегии Женское лицо норвежской электронной музыки. Часть I


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Женское лицо норвежской электронной музыки. Часть I Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru