Молодое независимое государство переживало в начале XX века те же самые проблемы, что и его Скандинавские соседи: с одной стороны они переживали период бурного экономического развития, с другой стороны они отставали от наиболее развитых стран того времени и не входили в число держав, вершивших судьбы мировой политики.
Норвегия традиционно развивала рыболовство и торговое судоходство, что позволяло формироваться национальному капиталу, однако степень его концентрации значительно отставала от общих темпов Запада. Несмотря на то что в Норвегии было налажено производство на экспорт удобрений, сырья для красителей и взрывчатых веществ, характер экономики оставался на аграрно-промышленном уровне.
В условиях отсутствия внутренних свободных капиталов индустриализация была возможна лишь с привлечением иностранного капитала. Однако для Норвегии, только что получившей независимость от Швеции, вопрос о привлечении иностранных инвестиций плотно переплетался с вопросами национальной безопасности. Особенно ярко это проявилось в крупнейшем внутриполитическом вопросе того времени — вопросе о «концессионном законодательстве».
Закон о концессиях
Норвегия обладала огромным количеством водопадов, которые позволяли на построенных на них гидроэлектростанциях получать много дешёвой электроэнергии, что в свою очередь позволяло развивать энергоёмкие производства. Иностранный капитал проявлял повышенный интерес к этому ресурсу, который иногда называли «белый уголь», и был готов вкладывать немалые средства при условии получения в собственность водных артерий и получения эксклюзивных прав на строительство новых предприятий.
Норвежская общественность проявляла тревогу в связи с тем, что важнейшие природные ресурсы Норвегии будут скуплены иностранцами. Помимо того, что это препятствовало построению национальной экономики, в долгосрочной перспективе это могло бы подорвать недавно обретённую независимость страны.
В 1906 году был принят закон о временном запрете на продажу норвежских водоёмов, рудников и лесов иностранным гражданам и компаниям, где иностранцам принадлежал контрольный пакет акций. Закон получил название «панический» и фактически предоставил норвежцам передышку в решении проблемы регулирования национальной собственности.
Однако в отношении дальнейших действий в стортинге произошёл раскол: радикальное левое крыло Венстре (Либеральная партия) при поддержке НРП (Социал-демократическая партия) требовали государственного вмешательства в процессы отчуждения земли и контроля за ними; с другой стороны правое крыло Венстре было склонно к ограничению иностранного капитала, но в пользу собственного.
Развернувшаяся в обществе антимонопольная кампания привела к расколу в партии Венстре на радикальное большинство во главе с Г. Кнудсеном и умеренное меньшинство, которое впоследствии организовало партию Frisinnede Venstre (туда вошли, в частности, члены исполнительного комитета Йорген Лёвланд, министр сельского хозяйства Свен Орестад и пр). Раскол в Венстре привёл и к развалу коалиционного правительства правого крыла Венстре и партии Хёйре (Консервативная партия).
Правительство, возглавляемое Йоргеном Лёвландом и сформированное в 1907 году, продержалось у власти лишь до конца 1908 года. Радикальное крыло Венстре при поддержке НРП сформировало новое правительство во главе с Г. Кнудсеном, которое в 1908 году приняло окончательный Закон о концессиях.
В соответствии с Законом о концессиях запрет 1906 года снимался, но концессии становились срочными, срок устанавливался в 60—80 лет, по истечении которого права на водные артерии вновь переходили к государству. Кроме того, правительство оставляло за собой право безвозмездного отчуждения в пользу государства всех построенных сооружений по истечении этого срока.
По мнению Хёйре и Frisinnede Venstre этот закон нарушал принципы частной собственности, но консерваторы так и не смогли заставить правительство Кнудсена пересмотреть этот закон.
-----------------------------------------------------------
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. по материалам Википедии