Арне Гарборг
Арне Гарборг (норв. Arne (Aadne) Eivindsson Garborg, 25 января 1851 — 14 января 1924) — норвежский писатель. Родился в Йерене на западе Норвегии в зажиточной крестьянской семье. Отец будущего писателя Эйвинд Гарборг был человеком образованным, уважаемым среди односельчан и не чуждым новых методов ведения хозяйства. Однако его сложный характер и мучительные духовные поиски стали причиной религиозного фанатизма, что привело к трагическому самоубийству в 1870 году. Трагедия отца наложила глубокий отпечаток на характер и мировоззрение Гарборга.
С детских лет будущий писатель пристрастился к чтению, которое привлекало его гораздо больше, чем работа в усадьбе. Отец был категорически против «светских» книг, и Гарборг вынужден был читать их втайне от него. Как старший сын он должен был унаследовать усадьбу, однако крестьянская жизнь была ему не по душе – юноша стремился получить образование и рано уехал из дома, в немалой степени этому способствовало желание избавиться от гнёта отца. Закончив курсы учителей, он погружается в работу и начинает заниматься журналистикой. Гарборг сам редактирует и издаёт газеты и пишет для них статьи. Воспитанный в духе пиетизма, он, отчасти вопреки отцу, постепенно переходит в лагерь «свободомыслящих» и в конце 1870-х издает либеральную газету «Fædreheimen» («Родина»). Он зарекомендовал себя как талантливый журналист и критик и активно участвовал в обсуждении актуальных общественных проблем.
Литературное творчество Гарборга началось с поэзии. Стихи он писал с детских лет, и с конца 1860-х начал публиковать их в газетах. Его ранняя лирика была по большей части декларативной, подражательной и ныне представляет интерес лишь для историков литературы. Однако даже в ранних стихах он проявил себя если не как поэт, то как критик современного общества, пытающийся разобраться в спорных вопросах, в том числе религии и морали.
Поворотным пунктом для Гарборга стало его увлечение лансмолом – «новонорвежским» литературным языком, созданном Иваром Осеном на основе западных диалектов. Писатель становится ярым поборником лансмола и начинает писать на нём стихи, прозу и публицистические статьи. Опубликованное в «Федрахеймен» стихотворение «Боже, благослови землю Норвегии» (Gud signe Norigs Land, 1877) становится его лирическим «прорывом». Однако в последующие годы он избирает прозу как основное направление своего творчества.
Первое крупное произведение Гарборга - повесть «Fritenkjar» («Вольнодумец», 1881) не стало большим событием в литературе, однако проблематика произведения, связанная с религиозными поисками и попытками главного героя найти свой духовный путь вопреки мнению авторитетов, была весьма актуальной и наметила одно из важнейших направлений в последующем творчестве писателя.
Наиболее известным произведением раннего периода его творчества стал роман «Bondestudentar» («Крестьяне-студенты», 1883). В основе сюжета — жизнеописание крестьянского парня Даниэля Браута, покинувшего отцовский дом и отправившегося в столицу, чтобы стать студентом. Городская жизнь оказывается для юноши крайне тяжёлой: он вынужден порой голодать и перебиваться займами и случайными заработками. Но главная трагедия Даниэля в том, что он не может найти себя в новой среде, даже наедине с такими же, как он, «крестьянами-студентами». Образ главного героя весьма далёк от идеального. С детства Даниэль испытывает отвращение к труду, ему не хватает усердия, чтобы хорошо учиться, и самое главное – он легко поддаётся чужому влиянию, оказавшись в сердцевине общественных дискуссий и споров. Герой не может найти себя и свой путь, хотя всеми силами старается превратиться в горожанина. Но приобщение к городской среде для этого деревенского парня означает не культурную ассимиляцию, а приобретение внешнего лоска и материального благополучия. В итоге Даниэль вынужден пойти на сделку с совестью, дабы выпутаться из своего нелёгкого положения.
Цикл романов о Кристиании продолжил роман «Мужчины» (Mannfolk, 1886), получивший скандальную известность и даже ставший причиной судебного разбирательства. Гарборг обращается к теме городской «богемы», рисуя жизнь «свободных художников», не связанных ни семейной жизнью, ни какими-либо обязательствами перед обществом. Герои романа смело критикуют устоявшиеся нормы и законы, ратуют за «свободную любовь», отрицают институт брака и многое другое из того, что казалось незыблемым в «благопристойном» обществе. Не случайно роман навлёк на себя гнев как цензоров, так и буржуазных обывателей. Сам же Гарборг смотрел на проблему гораздо глубже, и вряд ли заслуживает ярлыка анархиста и ниспровергателя морали. Он, как и многие его современники, разоблачает внешний лоск и лицемерие буржуазного общества, живущего по принципам «двойной морали». Для него «свободная любовь» - это не свальный грех, а право каждого человека связывать свою жизнь с тем, кого он действительно любит.
Герои романов Гарборга 1880-х – характерные представители норвежской интеллигенции. Многие из них, как Даниэль Браут, - выходцы из крестьянства, в процессе индустриализации выброшенные в город, но не сумевшие найти себя в новой среде. Отсюда у его героев тоска по спокойной жизни на лоне природы и отвращение к городской суете. Устав от скитаний по съёмным комнатам, они мечтают о том, чтобы наладить свой быт. Устав от новомодных «веяний» и дискуссий, они жаждут обрести целостное мировоззрение. Ярчайший образ «современного человека» - Габриэль Грам из романа «Trætte Mænd» («Усталые люди»). Это произведение стало во многом «рубежным» для Гарборга. Если его ранние романы были выдержаны в духе реализма и натурализма, то теперь писатель погружается во внутреннее состояние своего героя, исследуя его порывы, метания и настроения в их тончайших оттенках и проявлениях. Это было вполне в русле той «новой литературы», основы которой в то время провозгласил Кнут Гамсун. «Усталые люди» написаны от первого лица в жанре дневниковых заметок, сюжетная линия в романе ослаблена, ведь главное для автора – не внешние события, а внутренняя эволюция героя. Разочарованный в науке и политике, которые не способны дать ответ на актуальные вопросы современности, Грам ищет опору в воображаемой «аристократии будущего» и в конце концов находит ее, обращаясь к религии.
С одной стороны, роман можно назвать данью литературе «декаданса». С другой стороны, глубокая авторская ирония, вложенная в уста и самого героя, позволяет говорить о критическом отношении к «декадентам». Гарборг чутко уловил новейшие веяния времени и показал, насколько опасным может стать отрицание всего и вся в эпоху «конца века» и переоценки ценностей, когда человек вынужден сам искать свои мировоззренческие ориентиры. Главной проблемой для него остаётся обретение человеком целостности и гармонии как с окружающим миром, так и с самим собой.
В начале 1890-х гг. социальная и общественная проблематика в творчестве Гарборга, по сути, уходит на второй план, уступая место глобальным, философским вопросам бытия – добра и зла, жизни и смерти, духовной борьбы, происходящей как в мире, так и в сердце каждого человека. В романе «Мир» (Fred, 1892) Гарборг переносит действие в родные края – в суровый Йерен. Это своего рода «возвращение на родину» ознаменовало собой ещё одну важную тенденцию как в творчестве, так и в мировоззрении Гарборга. От жизни столичной, которой были посвящены его ранние романы, он обращается к жизни крестьян.
В «Мире» Гарборг рисует трагедию главного героя Энока Хове. Он – владелец усадьбы, человек умный, предприимчивый, образованный и весьма уважаемый в обществе. Однако напряжённые духовные поиски приводят героя к религиозному фанатизму. Отрицая всё «суетное», рачительный хозяин и заботливый отец превращается в истеричного тирана, от которого страдают не только его близкие, но и соседи. Энок отвергает авторитет церкви и старается сам найти свой путь к Богу и жить по букве Писания, но этот путь тотального самоотречения приводит его к трагедии. Роман во многом автобиографичен, и многие исследователи указывали на то, что прототипом главного героя стал отец писателя Эйвинд Гарборг. Однако «Мир» во многом выходит за рамки сугубо автобиографического повествования. Энок Хове при всей неординарности характера во многом типичен для своих современников, он – человек «конца века», утративший связь с Богом, с миром и пытающийся сам найти путь к гармонии и примирению. Проблемы, над которыми он бьётся, волновали лучшие умы Европы в конце девятнадцатого столетия. Гарборг показывает, насколько опасным может быть путь религиозного самоотречения, но при этом не даёт положительного идеала верующего человека. Эту задачу он осуществляет в последующих произведениях, наиболее выдающимся из которых стала поэма «Хаугтусса» (Haugtussa, 1895).
«Хаугтусса» - самое известное поэтическое произведение Гарборга. Это – драматическая поэма, состоящая из 70 отрывков. В основе сюжета – судьба главной героини Веслемёй («Малютки»), простой крестьянской девушки. Обладая даром ясновидения, он способна видеть потаённое, недоступное глазу обывателя, в том числе троллей и прочую «нечисть». Именно за это она и получает от односельчан прозвище «Хаугтусса» - буквально «троллиха». История героини – это её борьба с троллями как во внешнем мире, так и внутри себя. Тролли олицетворяют тёмные силы в природе и в душе человека. Малютка далека от новомодных философских и религиозных течений, она видит мир непосредственно, почти по-детски. Но тем не менее, она – такой же современный человек «конца века», как и Габриэль Грам, и Энок Хове, она также пытается найти путь к гармонии с миром и внутренней свободе. Но в отличие от Габриэля и Энока, её внутренний стержень оказывается более твёрдым. Её религия – не свод догматов, а то, что можно назвать «народной верой», укоренённой в вечных ценностях. Это даёт ей силы и возможность противостоять искушениям со стороны тёмных сил и победить в нелёгкой борьбе с ними. В финале, отказавшись мстить бросившему её Йону, она обретает свободу.
Поэма стала одним из главных событий в норвежской лирике 1890-х. Она знаменовала поворот Гарборга от реализма и натурализма к новым художественным течениям, ставшим актуальными на рубеже веков. «Хаугтусса» стала классикой норвежской лирики, и многие в Норвегии знают стихи из этого цикла наизусть, подобно тому, как в России чуть ли не каждый может продекламировать стихи Пушкина и Лермонтова.
В 1901 году Гарборг публикует продолжение – поэму «В царстве смерти» (I Helheim), где Малютка, ведомая провидицей вёльвой и умершей сестрой, путешествует по загробному миру. Это произведение отмечено влиянием средневековой поэмы «Песнь сна» (Draumkvedet), также исследовали отмечали параллели с «Божественной комедией» Данте. Основная идея «В царстве смерти» заключается в том, что человек сам создаёт себе ад, и тяжесть наказания зависит от тех грехов, которые он совершил. Поэма вызвала противоречивые реакции – многим претил тяжеловесный стиль и навязчивый дидактизм. По своей художественной ценности «В царстве смерти» явно уступает «Хаугтуссе», но в то же время она является важным свидетельством духовных поисков позднего Гарборга.
Религиозная проблематика занимает главное место в его творчестве рубежа веков. Пьеса «Учитель» (Læraren, 1896), повести «Потерянный отец» (Den burtkomne Faderen, 1899) и «Возвратившийся сын» (Heimkomin Son, 1908) повествуют о судьбах младшего поколения Хове – сыновей Энока, главного героя романа «Мир». Гарборг одним из первых в мировой литературе использует приём «цикличности», когда одни и те же герои появляются в разных произведениях. То же самое можно сказать и о его ранних «столичных» романах. Этот приём позволяет увидеть персонажей в разное время, с разных точек зрения, что придаёт повествованию и образам дополнительное измерение.
В начале ХХ века Гарборг постепенно отходит от литературного творчества, занимаясь в основном путевыми заметками, дневниковыми записями и переводами. С 1897 года он живёт в Лабротене недалеко от Аскера с женой Хюльдой и сыном Арне Улаусом Фьёртофтом. Также он часто бывает на родине, в своей «летней резиденции» - небольшом домике в местечке Кнудахейо. Там он и обрёл свой покой после смерти, а в 1934 году там же была похоронена Хюльда.
При жизни Гарборг обрёл славу не только выдающегося писателя, но и духовного вождя нации – прежде всего благодаря огромному вкладу, который он внёс в становление и укрепление позиций «новонорвежского» литературного языка. Его творческое наследие по своей значимости не уступает лучшим произведениям Ибсена и Бьёрнсона. В то же время его приверженность к лансмолу несколько негативно сказалась на популярности его произведений как на родине, так и за рубежом. Он был хорошо известен в Германии, где подолгу бывал в 1880-е годы. В России Гарборга переводили, и он по праву считался одним из самых популярных скандинавских авторов. Многие его произведения - романы, новеллы, пьесы - издавались в нашей стране до революции. После 1918 года он был незаслуженно забыт, и лишь спустя почти сто лет, в начале 2000-х, он «вернулся» к русскому читателю. Были переведены его статьи о Толстом, которого Гарборг считал одним из своих духовных учителей, и роман «Мир». Будем надеяться, что знакомство русского читателя с его творчеством продолжится.
Читайте также: Арне Гарборг - человек месяца (2002)
2002 - Выставка, посвящённая жизни и творчеству выдающегося норвежского писателя Арне Гарборга [1851-1924], пройдёт в конце ноября в Москве.
2002 - Вечер поэзии Арне Гарборга и концертная программа "Haugtussa".
(с) А.А. Сельницин (БНИЦ), опубликовано в новой редакции: 25.01.2013.
Арне Гарборг
|