Харальд Дамслет
Харальд Дамслет (Harald Damsleth, 16.08.1906 – 1.03.1971) – норвежский художник, имя которого вы вряд ли встретите в академических изданиях по истории живописи и графики. Оно не значится даже в некоторых изданиях многотомной энциклопедии Aschehougs og Gyldendals store leksikon. Причина этого в том, что имя художника у многих норвежцев до сих пор ассоциируется с пропагандистскими плакатами, которые он создавал в годы войны в поддержку оккупационного режима и партии Квислинга ”Nasjonal samling”. Однако творческая деятельность Дамслета вовсе не исчерпывается пропагандой. Он был одним из выдающихся создателей рекламы, открыток и брошюр, книжных иллюстраций и многого другого. В этой статье мы попытаемся проследить основные вехи его жизни и творчества.
Дамслет родился в Бремене, в семье инженера Олафа Мартиниуса Дамслета (1878–1957), его мать, Катарина Элизе Фосс (1878–1917), была немкой. После смерти матери отец вернулся на родину, в Эстфолд, где и вырос Харальд. Уже в раннем возрасте он обнаружил талант к изобразительному искусству и решил стать архитектором. В 1925 году Дамслет закончил школу во Фредрикстаде и отправился во Францию, в Руэн, где надеялся получить необходимую практику для продолжения образования в Тронхейме. Однако по состоянию здоровья он не смог учиться – после воспаления лёгких Дамслет не смог адаптироваться к климату Трёнделага. В итоге он отправляется в Осло, где устраивается работать в типографию Kildahls Boktrykkeri. Там издаётся еженедельник Norske Gutter, в котором Дамслет становится ключевой фигурой. Он делает иллюстрации к статьям и другим материалам, а также отвечает за рекламу и графическое оформление издания в целом. Эта работа позволяет художнику накопить ценный опыт, познакомиться с новейшими направлениями искусства графики, и это становится определяющим для его дальнейшего творческого пути.
В 1929 году Дамслет едет в Берлин, чтобы получить образование в Städtische Kunstgewerbeschule. Культурная и студенческая жизнь в немецкой столице была несравненно богаче, чем в Осло. К тому же Дамслет, будучи наполовину немцем по крови, чувствовал себя на родине матери как дома. В Берлине импульсы и влияния европейской культуры ощущались гораздо сильнее, и не случайно последующие работы Дамслета в большей степени несут на себе отпечаток немецкой, французской, швейцарской и итальянской культуры, нежели норвежской.
Интерес и вкус к архитектуре способствовали тому, что в его рисунках изометрия и перспектива выглядят более продуманными и естественными, чем у многих его современников. Постепенно на смену классическим иллюстрациям в стиле «арт деко», характерным для Дамслета на рубеже 1920-30 годов, приходит новый стиль, в котором уже сказывается его творческая смелость и оригинальность. Художник, с одной стороны, идеализирует повседневность, рисуя почти идеальных людей в ярких, светлых тонах. С другой стороны, он использует достижения технического прогресса и часто создаёт поистине драматические перспективы – например, людей на фоне модных автомобилей или самолётов. Его иллюстрации дышат оптимизмом и словно воплощают собой мечты сограждан, которым в суровые тридцатые пришлось нелегко. Всё это становится залогом массовой популярности Дамслета в предвоенные годы. Основной доход ему приносят рекламные плакаты и рисунки в газетах и журналах. Он также разрабатывает оригинальные упаковки и этикетки для продуктов. Помимо рекламы, он становится признанным мастером книжной обложки, сотрудничая с такими крупными издательствами, как H. Aschehoug & Co., J. W. Cappelens Forlag, N. W. Damm & Søn, Gyldendal Norsk Forlag и другими. За одну обложку он получал гонорар до 150 крон, что в те времена было не так уж и мало. Вдобавок он занимался преподаванием в собственной школе для художников.
В тридцатые годы Дамслет дважды выезжал работать в США. В 1933 году он работал в рекламной компании Foster & Kleider Outdoor Advertising Co, а в 1939 отвечал за оформление норвежского павильона на Всемирной выставке. Тогда же ему была предложена постоянная работа в качестве «генератора идей» в знаменитой ныне компании Уолта Диснея. Однако Дамслет отказался переезжать в Штаты, главным образом по семейным обстоятельством – в 1935 году он женился на немке Лизелотте Фриде Фридеманн, и со временем у них родилось трое детей. Жаркой Калифорнии Дамслет предпочёл тихий Осло. Вернувшись туда, он становится владельцем старого рекламного бюро Herolden, а на должность управляющего нанимает друга детства Пера Сандбега.
Уже в 1933 году Дамслет всупает в партию Квислинга «Национальное единение», и Herolden вскоре становится местом встречи его единомышленников. В годы оккупации бюро становится главным в Норвегии производителем агитационных и пропагандистских материалов. Немецкие власти делают огромную ставку на пропаганду и вкладывают в неё огромные деньги. Плакаты, которые делал Дамслет для партии Квислинга и Отдела пропаганды рейхскомиссариата, печатались огромными тиражами и распространялись по всей стране. Их можно было увидеть повсюду – от железнодорожных станций до молочных лавок. Плакаты представляли собой образцы монументального искусства, выглядели лаконичными и несли на себе отпечаток немецкой пропаганды. Их широкое распространение привело к тому, что в глазах соотечественников Дамслет стал ассоциироваться именно с нацистской пропагандой. Ряд символов нацистского движения в Норвегии были разработаны при его участии. Гордые, светловолосые и почти идеальные фигуры «новых норвежцев» на ярком фоне призывали к борьбе против большевизма, к строительству нового национал-социалистического общества. Дамслет также – в духе нацистской идеологии – апеллирует к скандинавским древностям, к эпохе викингов, используя древние символы и архетипы, что призвано было усилить воздействие пропаганды на умы соотечественников. Подобная героизация выглядела более чем эффектно даже на фоне современных немецких и советских пропагандистских плакатов.
Однако следует заметить, что поле деятельности художника в годы войны было гораздо более широким. Дамслет работает как иллюстратор газет, книг и журналов, издаёт пропагандистские брошюры, участвует в создании кинорекламы, создаёт эскизы для почтовых марок. Он активно сотрудничает с издательством Viking forlag – одним из важных инструментов нацистской пропаганды в годы войны. Художник занимается и оформлением выставок, в том числе национальной Nordmannafolket в 1941 году. В 1942 году он становится членом созданного при правительстве Квислинга Совета по культуре (Kulturtinget). В том же году он отправляется на Восточный фронт на Украину, чтобы сделать ряд бытовых зарисовок. Также в годы войны он побывал в Берлине, по итогам поездки написав статью «Норвежские голоса» (Norske røster).
После войны Дамслет, как и многие другие члены партии Квислинга, подвергся суду. Он был приговорён к пяти годам исправительных работ, однако спустя два года был помилован. Он продолжал работать в качестве иллюстратора – несмотря на то, что в годы войны за ним в глазах большинства соотечественников закрепилась дурная слава «нацистского агитатора». Некоторые из крупных заказчиков включили его в чёрный список. Так, Арне Дамм, директор крупного издательства N. W. Damm & Søn, для которого Дамслет, помимо множества заказов, разработал логотип, потребовал, чтобы работы Дамслета и его имя были вычеркнуты из истории компании. Его в чём-то можно понять – в годы войны Дамм был отправлен в немецкий концлагерь. В итоге Дамслет уже не подписывает свои работы ”Damsleth” или ”D”, как раньше. Он использует другие, более замысловатые подписи и разные псевдонимы, и лишь в 60-е некоторые заказчики вновь начинают называть его полными именем. Его многосторонний талант позволял ему создавать иллюстрации в разных, весьма непохожих стилях, так что «узнать» в его новых работах автора пропагандистских плакатов было невозможно. Цена, заплаченная за сотрудничество с нацистами в годы войны, оказалась высокой: признанный мастер вынужден был теперь работать по сути анонимно.
Как бы то ни было, без работы Дамслет после войны не остался. На арену выходит массовая литература, и книжный рынок активно заполняют вестерны, детективы и любовные романы. Это была литература, подававшаяся в киосках, которую покупали не столько из-за содержания, сколько из-за яркого внешнего вида. Дамслет получает множество заказов и иллюстрирует книги целого ряда популярных, в основном переводных серий в мягких обложках. Он даже успел нарисовать обложку для знаменитой серии детективов Яна Флемминга о Джеймсе Бонде.
Можно справедливо утверждать, что качество этих работ по сравнению с его довоенными иллюстрациями было отнюдь не на высоте. Однако и после войны Дамслету удавалось создавать настоящие шедевры. Так, в этом плане выделяется обложка к «Моей самой первой книге» (Min aller første bok) для детей, изданной Børrehaug & Co. в 1953 году. Также заслуживает внимания монументальная панорама на обложке книги «Путь на запад» (Veien mot vest), которую можно назвать одной из самых выдающихся его работ за всю карьеру.
Всего творческое наследие Дамслета включает в себя тысячи рисунков и иллюстраций. Возможно, не всё в нём теперь представляет интерес для любителей искусства, однако бесспорно то, что его творчество стало яркой – хотя для многих и омрачённой его пропагандистскими произведениями – страницей в истории норвежской иллюстрации. Несмотря на очевидное влияние «большой Европы», Дамслета можно с полным правом назвать национальным художником, патриотом своей страны, любившим её и воссоздавшим её дух в своих работах. И, пожалуй, нигде он так ярко не выразил норвежский дух, как в серии своих рождественских открыток. Светлые и радостные тона, милые ниссе и идиллическая обстановка норвежского уюта до сих пор трогают сердце его соотечественников. В последние годы жизни Дамслет пытался пробовать себя в живописи, но из этого ничего не вышло. Но тем не менее, его вклад в историю норвежского изобразительного искусства позволяет говорить о нём как об одном из выдающихся мастеров прошлого столетия.
Сайт, посвящённый Дамслету (на норвежском языке, с большой галереей его работ). Все иллюстрации к статье взяты с этого сайта.
(c) А.А. Сельницин (БНИЦ) по материалам Интернет, опубликовано: 25.09.2012.
Харальд Дамслет
|