Хенрик Ибсен
"Хенрик Ибсен" - первая ассоциация, возникающая при разговоре о литературе Норвегии. В самом деле, творчество великого норвежского драматурга давно стало достоянием не только норвежской, но и мировой культуры. Вряд ли кто-нибудь из соотечественников может быть сопоставим с фигурой Ибсена - поистине, он был гением, определившим целую эпоху в мировой культуре.
Около здания Национального театра в Осло встали, как часовые, два памятника. Гордо распрямивший грудь, энергичный Бьёрнстьерне Бьёрнсон и чуть ссутулившийся, задумчивый Ибсен. Пожалуй, таким он был и при жизни. А думать ему было над чем. Сложнейшие философские вопросы, ставшие принципиальными в эпоху "конца столетия", в эпоху мировоззренческого кризиса и переоценки ценностей, ставит Ибсен во главу угла. Нильс Коллетт Вогт вспоминал, как его однажды поразил взгляд Ибсена, когда тот снял очки: без очков глаза его смотрели пугающе, почти угрожающе - то были глаза человека, терпящего адские муки.
Творческий путь Ибсена начинается в середине столетия, в эпоху расцвета искусства романтизма в Норвегии. Свои первые произведения - драмы и стихотворения - Ибсен творил с оглядкой на творчество современников - деятелей "национального прорыва": Андреаса Мунка, Йоргена Му и Юхана Себастиана Вельхавена, который был его деканом в университете. Не меньшее влияние оказало на Ибсена творчество Хенрика Вергеланна - не только одного из выдающихся поэтов, но и крупнейшего общественного деятеля эпохи романтизма. Девиз Вергеланна: V?r i Alt og Eet dig selv! - "будь во всём и в едином самим собой!" - становится определяющим для творческого мышления Ибсена. Именно к обретению самого себя, через обман и скитания, идёт один из его популярнейших персонажей - Пер Гюнт, главный герой одноимённой драмы.
Если ранние драмы Ибсена - "Пир в Сульхауге", "Фру Ингер из Эстрот", "Воители в Хельгеланне", "Борьба за престол" - были посвящены событиям далёкого прошлого Норвегии и Скандинавии, то в поздних произведениях Ибсен обращается к проблемам современности. Всего Ибсен написал 25 драм, многие из которых ставятся и в наши дни в театрах мира, в особенности "Кукольный дом", "Привидения", "Дикая утка", "Росмерсхольм", "Когда мы, мёртвые, пробуждаемся". Повышенный психологизм, пристальное внимание к мельчайшим движениям души героев, острота конфликтов, использование символики - вот, пожалуй, главные особенности ибсеновского метода.
Об Ибсене написано много, в том числе и в России. Исследования В.Г. Адмони, Г.Н. Храповицкой, А.А. Юрьева, переведённая на русский язык книга норвежского учёного Х. Хейберга представляют яркую и многомерную характеристику творчества драматурга.
В нынешнем году исполнилось 175 лет со дня рождения великого драматурга - ровесника Л.Н. Толстого. Юбилей Ибсена был ознаменован культурными событиями как в Норвегии, так и в России. В Санкт-Петербурге с 1 по 4 октября в рамках дней культуры Норвегии прошла научная конференция, посвящённая творчеству Ибсена. Новые театральные постановки - "Кукольный дом" и "Пер Гюнт" - обогатили представление русского зрителя о творчестве Ибсена и ещё раз подчеркнули его актуальность, не ослабевающую и в наши дни.
Подробнее о творчестве Х. Ибсена на русском языке см.: Адмони В.Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. - 2-е изд., перераб. и доп. - Л.: Худож. лит., 1989; Храповицкая Г.Н. Ибсен Хенрик // Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь / Под ред. Н.П. Михальской. - М.: Просвещение, 1997. - Т.1.
28 ноября 2003 Алексей Сельницин
Библиотека и Норвежский информационный центр
Хенрик Ибсен - Знаменитые имена - История Норвегии
|