100-дней правоцентристского правительства Норвегии
Константин Воронов: 100-дней правоцентристского правительства Норвегии - старые проблемы в новой атмосфере
Правоцентристский или как принято называть в северных странах буржуазный (Borgerlige - именно так звучит по-норвежски - прим. К.В.) кабинет меньшинства (партия "Хёйре" и Партия Прогресса - ПП), который принял штурвал власти от левоцентристской, "красно-зеленой" коалиции (Норвежской рабочей партии - НРП, партии Центра - ПЦ, Социалистической - левой партии - СЛП) 16 октября 2013 г. преодолел свой первый символический временной рубеж. Поэтому согласно давнишней политологической традиции можно подвести некоторые предварительные итоги его деятельности, отметить характерные черты, заглянуть в ближайшие перспективы.
Блок правоцентристских партий боролся с социал-демократами и их союзниками (центристами - бывшая Крестьянская партия и левыми социалистами - СЛП) под лозунгами обновления, увеличения конкурентоспособности народного хозяйства, подъема макроэкономического роста (1). Эти основные задачи связаны по-прежнему с проблемами эффективной эксплуатации норвежского континентального шельфа и переходом к низкоуглеродной экономике (совпадает один в один с актуальной российской экономической проблематикой!).
Новый кабинет хочет также обновить европейскую политику страны, намерен плотнее участвовать в процессах евроинтеграции, принятии решений с ЕС (хотя Страна Фьордов не имеет статуса полноправного члена Евросоюза из-за отказа большинства населения на референдумах 1972 г. и 1994 г. одобрить вступление в это интеграционное объединение), активно развить двусторонние отношения с главными игроками Евросоюза. Это побуждает Москву внимательно отнестись, очевидно, к возможным изменениям энергетического курса своей самой северной соседки, а учитывая её ключевые геополитические позиции в североевропейском субрегионе, пристально отслеживать коррекции линии Осло в сфере безопасности, в системе западных союзов в целом.
Движение политического маятника: слева направо
Удивительно, но факт: несмотря на очень хорошие результаты своей практической деятельности предыдущее правительство Йенса Столтенберга (НРП) провалило очередные парламентские выборы, что привело к изменению правящей коалиции и смене кабинета. После более чем месяца переговоров между четырьмя победившими партиями буржуазной коалиции, в конечном счете, только две - доминантная "Хёйре" и младший партнер - ПП сформировали правящий кабинет меньшинства 16 октября 2013 г. во главе с новым премьер-министром Эрной Сульберг ("Хёйре"). Оставшиеся за бортом Христианско-народная партия (ХНП) и либералы "Венстре" решили формально не присоединяться, но поддерживать кабинет Сульберг вне рамок правительственного соглашения о коалиции от 30 сентября 2013 г. Подробная правительственная программа была сформирована 7 октября в виде "Политической платформы Sundvollen-erklæringen" между партией "Хёйре" и партией Прогресса (2). Правоцентристские партии победили на сентябрьских выборах 2013 г. благодаря обещанию увеличить: 1) конкурентоспособность национальной экономики, 2) сократить разрыв между нефтегазовым сектором и другими отраслями экономики. Способ достижения этих глобальных целей определен, как было заявлено, посредством приватизации, более низких налогов, создания общества, основанного на знаниях, а также переносом опоры в экономике на НИОКР, научные исследования, новые знания. Многие эксперты относятся к подобным декларациям сугубо скептически, поскольку аналогичные вдохновляющие тезисы хронически переходят из документов одних кабинетов в другие (3).
Правительство меньшинства - достаточно устойчивая политическая практика в Норвегии, где было подобных 16 кабинетов после знакового поражения НРП в 1961 г. Но только немногие из них функционировали весь легислатурный период. Оставшиеся вне правительства Э. Сульберг ХНП и "Венстре" также (больше неформально) соединены с ним на правах младших партнеров. Эта сцепка позволяет опереться на их голоса в стортинге, что повышает шансы на выживание буржуазного правительства меньшинства. Через два года должны состояться очередные коммунальные выборы. Если на них две правящих партии - "Хёйре" и ПП, а также сотрудничающие с ними - ХНП и "Венстре" покажут неудовлетворительные результаты, то вся эта конструкция подвергнется новым испытаниям и вынуждена будет переформатироваться. Поэтому не стоит особо обольщаться относительно эффективности нынешней коалиции, поскольку правительства меньшинства изначально шаткие, повсеместно страдают общими слабостями, политнедугами.
По сравнению с другими европейскими странами, пораженными еврокризисом, Норвегия является (не побоюсь пафосного слова) процветающим государством, удачно сочетающим цели устойчивого макроэкономического роста и социального благосостояния в условиях затяжного еврокризиса (4). Между 2011 и 2012 гг., реальные темпы экономического роста ВВП (согласно данным Eurostat) повысились с 1,2 % до 3,1 %, а безработица уменьшилась с 3,3 % до 3,2 %. При численности населения чуть более 5 млн. человек безработных в 2013 г. было только 68 тыс., что является самым низким показателем (менее 1,5%) во всей Европе! Конкурентоспособность страны также улучшилась: её место повысилось с 15-ого до 11-ого в Глобальном Индексе Конкурентоспособности. Не удивительно, что "Индекс процветания" британского института Legatum (5) показывает, что по благосостоянию, экономическому росту, уровню жизни Норвегия, Швейцария и Канада впереди планеты всей. Страна Фьордов стабильно держится на первом месте рейтинга Legatum пятый год подряд (6). Несмотря на такие благоприятные макроэкономические показатели, страна обладает также крупнейшим правительственным Суверенным инвестиционным фондом (его также называют Пенсионным, ранее - Нефтяным), призванным не только обеспечивать благосостояние будущих поколений, но также служить защитным буфером, поскольку часть денег, которые он зарабатывает, направляется в текущий государственный бюджет.
Первый опыт
Новый премьер-министр Э. Сульберг, представляя проект бюджета на 2014 г., назвала его первым шагом на пути преодоления своей страны - крупнейшего производителя сырой нефти в Западной Европе - зависимости от нефтегазовых доходов. Известно, что около половины экспортных и одну треть государственных доходов в целом (по данным 2012 г.) приносит торговля нефтью и газом. По мнению Э. Сульберг, стране необходимо "слезть с нефтяной иглы" - создать экономику, в которой будет меньшую долю занимать нефтяной сектор и его средства. Эта убаюкивающая риторика, хорошо знакомая россиянам, в полной мере использовалась и левоцентристским кабинетом Й. Столтенберга. Все понимают, что подобные перспективы рассчитаны, по меньшей мере, на ближайшие 20 лет, а не на четыре года - срок деятельности нового кабинета.
При таких рентных поступлениях норвежцы изо всех сил стараются не допустить, чтобы нефтяные доходы не "надували" стоимость активов, снижая конкурентоспособность её экспорта. Ещё в 1996 г. большая часть государственной выручки от нефтегазового сектора стала отправляться в Суверенный фонд национального благосостояния для предотвращения перегрева экономики. Накопления Фонда сейчас суммарно составляют 828,6 млрд. долл. США и является одним из крупнейших в мире. В настоящее время фонд инвестирует 60% средств в акции, 35% в облигации и 5% в недвижимость. В III квартале 2013 г. доходность фонда составила 5%, но за последние 10 лет реальная прибыльность не превышала 3,96%. (7)
Коалиция, возглавляемая Э. Сульберг, получила одобрение стортинга на использование 2,9% Фонда на покрытие бюджетного дефицита 2014 г. Как ни критиковали правоцентристы раньше правительство Й. Столтенберга (НРП) за использование "незаработанных активов", буржуазный кабинет Э. Сульберг также идет их путем, хочет оживить вялый экономический рост, стремясь стимулировать экспортёров за счет накопленных средств Фонда. Хотя добыча нефти была сокращена в 2013 г. на 2%, а в 2012 г. сокращение составило 3,4%, нынешние власти планируют рост ВВП в 2014 г. на 2,5%. (8)
Несмотря на то, что правоцентристскому кабинету меньшинства приходится решать те же проблемы, что и их левоцентристским предшественникам, даже используя те же методы и инструментарий, все же произошло знаковое изменение национальной общественной атмосферы. Об этом свидетельствуют, на наш взгляд, ряд штрихов, моментов, среди которых, например, прекращение государственного финансирования "священной коровы" норвежской политики - Института гендерных исследований в университете Осло. Этот шаг трудно переоценить для последствий, наступивших в сознании норвежцев. Стортинг под влиянием правоцентристского большинства принял решение прекратить дотацию производителей биотоплива (любимое детище политического мейнстрима - экологистов), а правительство во главе с "Хёйре" заявило, что производство биотоплива не нуждается в господдержке и способно успешно развиваться самостоятельно. В целях экономии кабинет Э. Сульберг прекратил закупки криминальных романов в библиотеки (по статистике, семь из десяти книг - детективы), поскольку книги этого жанра (при сомнительных художественных достоинствах) и так хорошо продаются. За этим отчетливо просматривается желание буржуазных кругов пересмотреть некоторые элементы многолетнего морально-политического наследия социал-демократов.
Взаимозависимость малой северной страны и большого Евросоюза
Связи Осло с Большим Брюсселем можно сравнить с положением проживания одинокого соседа в большой коммунальной квартире: жить то он может, но ограничен в проведении любых изменений в подобном общежитии. Норвегия, как уже отмечалось выше, не член Европейского союза, но включила примерно 80% всего коммунитарного законодательства ЕС в свое национальное благодаря своей ассоциации с Европейским экономическим пространством (ЕЭП), Шенгенскими соглашениями, ЕАСТ. Страны-члены ЕС остаются главным экспортером (80%) и импортером (60%) для Норвегии, и количество мигрантов из интегрирующейся Европы из года в год постоянно увеличивается. Новое правительство смотрит на эту иммиграцию достаточно терпимо (но не так радушно-благосклонно, как при НРП), поскольку при низком уровне безработицы приглашенная рабочая сила необходима для поддержания экономического роста. К 2010 г. число иммигрантов превысило 10% от общей численности населения страны, причём 70% из них - выходцы из незападных стран. Несмотря на жуткий "феномен Брейвика" - кровавой акции одиночки против наплыва иноплеменных и политики мультикультуризма местных социал-демократов (9), норвежские элиты не хотят круто менять, видимо, свой курс в этой деликатной сфере по сугубо меркантильным, экономическим причинам.
Стабильность выверенной европейской политики Осло обеспечена согласием тесного сотрудничества с ЕС среди главных внутриполитических сил - правящих и оппозиционных партий - консервативной "Хёйре" и лейбористской НРП. В настоящее время Норвегия стремится приспособить оптимальную модель своего сотрудничества с постлиссабонской действительностью СЕ - -28-ми, поскольку соглашение о ЕЭП было подписано с Сообществом в далеком 1973 г. в составе ещё только 12 стран-участниц.
Есть ряд внутренних межпартийных и внутрипартийных документов, являющихся основанием для формирования компромиссной национальной европейской политики страны. Хотя четыре года назад перед очередными парламентскими выборами 2009 г. "Хёйре" рьяно отстаивало идею вступления Норвегии в ЕС, в настоящее время немедленное и безусловное членство в главном региональном интеграционном объединении уже не является, по мнению того же партийного руководства, оптимальным решением (привет Евромайдану в Киеве!). Партия разумно приспособилась к сложившейся обстановке и прагматично ограничила свои европейские задачи, став определять членство в Евросоюзе в качестве отдаленной, "долгосрочной цели". Партии правоцентристской коалиции в предвыборной программе прямо заявили, что "соглашение о ЕЭП - ядро отношений" и оно определяет их "политическую платформу". Кроме того, широкая оппозиция норвежской общественности членству в Европейском союзе остается всё ещё высокой (77% в апреле 2013 г.). Поэтому очень маловероятно, что сторонники евроинтеграции будут в состоянии обеспечить поддержку 3/4 четверти голосов депутатов в 169-местном стортинге, требуемых согласно конституции. В июле 2013 г. примерно 40% членов парламента заявили, согласно проведенному опросу организации "Нет ЕС", что они по-прежнему против членства.
Несмотря на относительную маргинализацию проблематики членства Норвегии в ЕС в политической и предвыборной кампаниях, все политические партии заинтересованы в более тесном сотрудничеством с ЕС-28-ми. Акцент "Хёйре" на "конкурентоспособности и росте" в полной мере соответствует текущей программе выхода Евросоюза из затянувшегося кризиса. Согласно вышеуказанной "Политической платформе Sundvollen-erklæringen", правительство Э. Сульберг планирует приложить больше своих усилий в продвижение "более активной политики в отношении ЕС и лучшее присутствие во всех контекстах, связанных с Евросоюзом, укрепление координации, максимальной деятельности в его комитетах и рабочих группах". Такой подход выгоден, очевидно, для Большого Брюсселя, который видит значительный потенциал для взаимного сотрудничества с учетом блестящих экономических показателей Норвегии, её инвестиционных запасов, нефтяных ресурсов, поставок газа etx. В то же самое время расширение взаимодействия с Осло - сильным партнером в ряде отмеченных сфер - может потребовать от Большого Брюсселя переоценки места и роли, которую играет эта малая северная страна в политике Евросоюза.
Растущая значимость норвежских углеводородов
Королевство Норвегия - глобальный энергетический игрок. Хотя основными тенденциями развития её нефтегазового комплекса являются дальнейшее падение объемов добычи нефти и наоборот - рост добычи и экспорта газа, она - второй по величине поставщик нефти в ЕС после России, а в 2012 г. была признана первым по поставкам газа (35%, согласно Statistical Review Мировой энергии 2013). Большая часть норвежского газового экспорта направляется в Германию, Великобританию, Бельгию и Францию, где за счет него на 20-40% обеспечиваются потребности этих государств. Так, например, по данным МЭА доля норвежских поставок газа во Францию составляет 45% и продолжает доминировать в сравнении с поставками из России (12%), Голландии (13%), Алжира (9%).
Гибкость Осло в установлении цен на газ с введением ценообразования на спотовом рынке газа позволяет Норвегии увеличить свой газовый экспорт в Европу (в общей сложности 107.6 bcm в 2012 г., или увеличение на 16%, согласно Eurostat), несмотря на его общее сокращение потребления в ЕС. В то время как цена на российский газ, например, оставалась "привязанной" к нефтяным котировкам, норвежцы постепенно стали уходить от использования подобной системы индексации цен. Государственная нефтегазовая корпорация Statoil приняла решение отказаться от увязки цен по газовым контрактам со стоимостью нефти в Северной Европе. Отныне почти все контракты Statoil с европейскими потребителями привязаны к ценам региональных газовых хабов и сопредельным энергетическим биржам. Развитие последних поддерживает всей своей мощью Евросоюз, стремясь к более открытому, конкурентному региональному газовому рынку. Кроме того, страна стала развивать долгосрочное 10-летнее энергетическое партнерство с Германией (45 bcm) благодаря договору между Statoil и Wintershall, подписанному в ноябре 2012 г. Кроме того, власти предлагают стабильные условия для европейских инвесторов (в настоящее время лицензии для работы имеют 53 компании) для разработки углеводородов на своем шельфе. Тем самым, благодаря восходящей прогнозной динамике добычи, газ Норвегии укрепляет свои позиции в Европе.
Гибкая энергетическая политика Осло (привязка стоимости по контрактам к цене газа на ключевых распределительных узлах в данном регионе) положительно воспринята как компаниями потребителями газа, так и чиновниками из Еврокомиссии. Именно потребители газа вели длительную борьбу за отмену привязки к стоимости нефти в течение нескольких последних лет. Нефтегазовая компания Eni (Италия) обратилась в суд с требованием принудить Statoil возместить ей порядка $10 млрд за поставки газа по завышенной цене. (Контракт между Statoil и Eni был подписан ещё в 1997 г., и цена газа в нём была привязана к стоимости "чёрного золота"). Норвежцам пришлось пойти на уступки, так же, как ранее Газпром предложил выверенный компромисс итальянской Eni - ведущему корпоративному партнёру по строительству газопровода "Южный поток". Закупки норвежского газа упростились благодаря функционирующим в Европе хабам и биржам, где теперь доступен газ любого происхождения.
Согласно "Политической платформы Sundvollen-erklæringen" предусматривается интенсивная политика страны по предоставлению инвесторам прозрачного лицензирования для извлечения ресурсов и исследованию норвежского континентального шельфа, повышению их конкурентоспособности, освобождению от уплаты налогов. В то же самое время, чтобы получить поддержку центристских партий, правительство меньшинства Э. Сульберг согласилось в этом документе на четырехлетний мораторий на проведение разведочного бурения, других производственных операций на ключевых экологических территориях - вокруг Лофотенских островов, архипелага Вестеролен, о. Сеньи, а также пообещало вообще запретить проведение исследований и вести добычу на о. Ян-Майен, в зоне пролива Скагеррак, ряде других районов.
Соседи по Арктике
Норвежская энергетическая политика косвенно влияет, безусловно, и на Россию. Двусторонние межгосударственные отношения сосредоточены, очевидно, на том, чтобы и далее создавать благоприятную атмосферу, такие добрососедские взаимосвязи, которые обеспечат прогресс в будущем, как, например, удалось достичь установления границ шельфа и рыболовной зоны в Баренцевом море в 2010 г. Это компромиссное взаимовыгодное соглашение помимо разрешения 30-ти летнего территориального спора по делимитации водных пространств позволило уже увеличить область исследования углеводородов в Арктике, привело к интенсификации операций ведущими энергетическими компаниями (такими как Газпром, ЛУКОЙЛ, Statoil, Petoro, Eni, OMV) в приполярных акваториях. Недавние протесты активистов "Гринпис" в России (их громкая акция в конце августа 2013 г. на судне Arctic Sunrise около нефтяной платформы Газпрома "Приразломная"), вероятно, будут приняты во внимание новым правоцентристским кабинетом, но вряд ли изменят его принципиальную линию в отношении РФ. Так, в ходе недавних переговоров министра иностранных дел РФ С. Лаврова с главой МИД Норвегии Б. Бренде 20 января с.г. были рассмотрены ключевые темы российско-норвежских отношений и практического взаимодействия двух стран, включая вопросы продвижения политического диалога, наращивания торгово-экономического сотрудничества (энергетика, рыболовство, охрана окружающей среды, ядерная и радиационная безопасность), российское присутствие на архипелаге Шпицберген, а также актуальная гуманитарная проблематика10. В Осло в мае с.г. будет отмечаться 200-летие конституции страны и норвежцы закономерно рассчитывают на прибытие в свою очередь на празднование знаменательной даты представителей российских властей.
Характерный штрих - премьер-министр Э. Сульберг собирается приехать (быть может, вместе с королем Харальдом V или кронпринцем Хоконом) на Зимние Олимпийские игры в Сочи в феврале с.г., несмотря на возражения Гомосексуальной секции НРП (Arbeiderpartiets homonettverk). Руководство этой политической фракции призывает главу правительства отменить свой визит из-за того, что в России якобы ущемляются права сексменьшинств. Тем не менее, Э. Сульберг твердо намерена провести на Зимней олимпиаде несколько дней, полагая, что бойкот спортивных мероприятий такого рода не лучший способ борьбы за права человека в зарубежных странах (11).
В свете всех вышеупомянутых обстоятельств осмотрительный курс правоцентристского кабинета на ограничение нефтегазового сектора может всё же создать дополнительные экономические и политические проблемы. Государственные инвестиции, запланированные правительством, потребуют дополнительного финансирования. Не в последнюю очередь они зависят от эффективной эксплуатации норвежского континентального шельфа. В то же время упор на интенсивное развитие тех секторов национальной экономики (кроме нефти и газа), ориентированных исключительно на развитие инноваций, новых технологий, НИОКР, новые знания, может не принести скорых ожидаемых результатов. Кроме того, правительство должно будет обратиться к проблемам, связанным с изменением отношения к низкоуглеродной экономике. Решение закрыть технологический исследовательский центр в Мунгстаде потребует поиска других способов уменьшения выбросов углерода. Путь, который избрало правительство Э. Сульберг - достаточно традиционный, он связан с развитием эффективного использования энергии, с поддержкой домашних хозяйств, инвестиций государственного сектора в разработку технологий возобновляемых источников энергии etx. Социальное осмысление этих изменений увеличивается в связи с возрастающей общественной поддержкой партии "Зеленых", увеличением продаж электромобилей (на 8.6 % в 2013 г.) и т.п.
В международной повестке также наметились перемены, они даже уже обозначены. Так, Норвегия сообщила о готовности присоединиться к Китаю в освоении нефтяных месторождений на исландском континентальном шельфе. Это стало редким примером сотрудничества на фоне дипломатического конфликта между Осло и Пекином в связи с присуждением Нобелевской премии мира китайскому диссиденту Лю Сяобо в 2010 г. Согласно договору 1981 г. Норвегия располагает правом иметь 25% долю нефтяных лицензий Исландии. Рейкьявик выдал две первые лицензии в январе 2013 г. и Осло решило к ним присоединиться. В июне ещё одна лицензия была выдана китайской CNOOC и исландской компании Eykon Energy. Тем самым впервые компания из КНР получила возможность разрабатывать нефть в Арктике. Пекин ведет, как известно, интенсивный глобальный поиск новых природных ресурсов, а в арктической зоне может быть сосредоточено (по данным геологического ведомства США) примерно 90 млрд. баррелей нефтяного эквивалента.
Дипломатические отношения между Осло и Пекином оставались практически замороженными после инцидента 2010 г. и начало двустороннего сотрудничества на шельфе вокруг Исландии станет, возможно, признаком их перспективного улучшения. В апреле 2013 г. Китай подписал соглашение с Исландией о свободной торговле. После смены правительства в Норвегии в октябре 2013 г. Пекин дал понять, что ждет от Осло инициативы по налаживанию двусторонних связей. Из-за прежней политической напряженности страдал в первую очередь бизнес, а Statoil, например, не могла приступить к разработкам сланцевого газа в КНР.
В заключении приходится вкратце констатировать, что, несмотря на самоочевидную политическую шаткость правоцентристского кабинета меньшинства Э. Сульберг, у него сохраняются достаточно неплохие шансы на политическое выживание при проведении рационального, взвешенного курса, особенно выигрышна для него может стать внешняя сфера. Более тесное сотрудничество Норвегии с ЕС, улучшение конкурентоспособности народного хозяйства Страны Фьордов выгодно обоим партнерам. Расширение экономического взаимодействия на Евросевере может способствовать преодолению еврокризиса, упрочению европейского экономического пространства. Относительно европейской политики (в частности, по проблеме членства страны в ЕС) в Норвегии существует широкое, прочное консенсусное общественное и партийно-политическое согласие. Однако перспективы дальнейшей энергетической политики, особенно её внутренняя противоречивость, ставят новые, дополнительные проблемы перед властями в Осло. Правоцентристское правительство должно увеличивать, с одной стороны, поставки норвежских энергоресурсов на европейский рынок, в частности в ЕС, а также поддерживать хорошие отношения с Россией (чему могут воспрепятствовать изменения ценообразования в европейских договорах на поставки газа). А с другой, кабинету Э. Сульберг придется вынужденно сдерживать неконтролируемые импульсы бизнеса, других геополитических áкторов по расширению эксплуатации углеводородов на своем континентальном шельфе, сокращая зависимость национальной экономики от нефтегазовых ресурсов и расширяя ограничительную проэкологическую политику.
----------------------------------------------------------
1. Об этом писали ранее см.: Воронов К. Парламентские выборы в Норвегии - прогнозируемый успех правоцентристской коалиции. ИА REGNUM 13.09.2013 http://www.regnum.ru/news/1707175.html
2. www.regjeringen.no/pages/38500565/plattform.pdf
3. http://www.dagsavisen.no/nyemeninger/alle_meninger/cat1003/subcat1010/thread286104/#post_286104
4. См. подробнее: Воронов К. Часть II. Глава 4. Страны Северной Европы в: "Кризис ЕС и перспективы европейской интеграции (политические аспекты)". Отв. ред. Н.К. Арбатова, А.М. Кокеев. М., ИМЭМО РАН, 2013, с. 124-143; http://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2013/13036.pdf
5. "Индекс процветания" - комбинированный показатель, который измеряет благополучие стран мира. Рейтинг составляется на основе 79 показателей, объединенных в восемь категорий: экономика, предпринимательство, государственное управление, образование, здравоохранение, безопасность, личные свободы и социальный капитал. Данные собраны на основе мнений примерно 1500 людей, опрошенных в каждой из 142 стран, покрытых исследованием.
6. США заняли 11 строчку общего рейтинга, Великобритания - 16, Россия оказалась на 61 позиции. РФ может гордиться системой образования, занимая по этому показателю 26 место. http://www.norge.ru/news/2013/12/23/23694.html
7. http://www.vestifinance.ru/articles/37704
http://www.dagsavisen.no/nyemeninger/alle_meninger/cat1003/subcat1010/thread286104/#post_286104
См. подробнее: Воронов К. Феномен Брейвика и европейский антиджихадизм // "МЭ и МО", М., 2013, № 6 с.90-101; http://norge.ru/faenomen_breivik
10. http://www.norge.ru/news/2014/01/23/23887.html
11. APs homonettverk ber Solberg droppe Sotsji-OL http://www.dagbladet.no/2014/01/04/sport/politikk/olympiske_leker/ol/31119385/
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: ИА REGNUM Автор: Константин Воронов - кандидат исторических наук, заведующий сектором ИМЭМО РАН
Константин Воронов: 100-дней правоцентристского правительства Норвегии - старые проблемы в новой атмосфере
|