Ингвар Амбьёрнсен
20 мая 2003 года исполнилось 47 лет одному из самых читаемых и почитаемых современных норвежских писателей - Ингвару Амбьёрнсену (Ingvar Ambjornsen).
Всякого, зашедшего в книжный магазин в Норвегии, поражает обилие корешков с его именем. Книги Амбьёрнсена выходят большими тиражами, в самых разных изданиях - от дорогих в твёрдом переплёте до одноразовых "покет-буков". Их можно приобрести практически в любом киоске, даже на автозаправочных станциях. Произведения писателя, помимо Скандинавии, изданы в Турции, Израиле и Болгарии. Особенный успех его книги имели в Германии, где Амбьёрнсен живёт с середины 80-х.
В нашей стране до недавнего времени его произведения были известны лишь узкому кругу специалистов, интересующихся норвежской литературой. Лишь в последние годы писателю отдали должное: в 2001 году в издательстве "Импэто" выходит его, пожалуй, интереснейший роман - "Вид на рай" (Utsikt til paradiset), а в прошлом году издательство "Азбука" выпустило две его повести для детей из серии "Самсон и Роберто": "Крутые ребята" (Krakilske kamerater) и "Неожиданное наследство" (Arven etter onkel Rin-tin-tei).
Амбьёрнсен - один из самых плодовитых авторов в современной литературе Норвегии. Его творчество отличается редкостным многообразием: от забавных и увлекательных детских книг до "взрослых" романов, среди которых - "Белые негры" (Hvite niggere, 1986), "Крест ведьм" (Heksenes kors, 1987), "Блюз Святого Себастиана" (San Sebastian blues, 1989), "Механическая женщина" (Den mekaniske kvinnen, 1990) и многие другие.
Амбьёрнсен - автор непростой. Кого-то он может шокировать, привести в негодование. Даже внешний облик писателя поражает экстравагантностью: длинные волосы, толстые очки. Выходец из литературного андеграунда, он чем-то похож на постаревшего хиппи из шестидесятых. В его произведениях сказывается мироощущение поздних "детей цветов", разочарованных в окружающем мире и пытающихся спрятаться под маской иронии, порой переходящей в то, что можно назвать демонстративным хамством. Ему ничего не стоит, к примеру, с поистине неформальской небрежностью показать в камеру неприличный жест. Или же подробно описать "мощную заднюю округлость" премьер-министра Гру Харлем Брундтланн. Не только в произведениях Амбьёрнсена, но и в его внешности, в его поведении сказывается вопиющий протест против мира обывателей, закосневших в сытом благополучии и самодовольстве. Скандальную известность писатель получил за свои неоднократные призывы к легализации наркотиков.
Амбьёрнсена называют "певцом дна", защитником "униженных и оскорблённых". Действительно, во многих романах он описывает "дно" жизни, криминальную среду - хулиганов, наркоманов, убийц, воров и т.п. Повествование часто ведётся от лица главного героя, зачастую имеющего много общего с самим автором. Персонажи Амбьёрнсена "ущербны" не только в социальном, но и в психологическом отношении. Пристальный анализ различных форм отклонений в психике человека обусловил особый интерес к его героям. К числу таких людей принадлежит и герой его знаменитой тетралогии Эллинг.
Первый роман этой серии, "Вид на рай" (1993), написан в модном жанре jeg-roman, то есть повествования от первого лица. Это - первая часть тетралогии о жизни Эллинга, глазами которого Амбьёрнсен пытается узреть тот "рай", в котором обитают окружающие его люди. "Рай" - это, по сути, вся Норвегия с её пресловутым благополучием и стабильностью. Герой словно бы "вынут" из этого мира, приподнят над ним. Он взирает на него, подобно Господу Богу, оглядывающему райские кущи. Телескоп для Эллинга - необходимое средство познания мира. Эллинг хочет не просто "обозреть" рай, его манит разглядеть в подробностях жизнь окружающих. Ему интересно всё, он жаждет таким образом преодолеть свою изолированность, войти в контакт с окружающими.
30-летний Эллинг не имеет постоянной работы, зато регулярно читает "Арбейдербладет" и считает себя убеждённым социал-демократом. Кроме этого, его идеалом является Гру Харлем Брундтланн - вся его комната оклеена её фотографиями. Безусловно, Эллинг - человек мыслящий, даже с некоторой претензией на гениальность. Но его проблема в том, что он, пожалуй, слишком "всерьёз" и близко к сердцу воспринимает окружающий мир. Герой не может разобраться в себе и обрести внутреннюю стабильность - не случайно во втором романе серии, "Танец птиц" (Fugledansen, 1995), он попадает в психиатрическую клинику. Большинство романов Амбьёрнсена пронизаны мрачными интонациями. Впрочем, третий роман об Эллинге - "Кровные братья" (Brodre i blodet, 1996) оставляет надежду, что жизнь героя сложится успешно.
Особое место в творчестве Амбьёрнсена занимает серия детективных молодёжных романов о Пелле и Проффене. Первый из них, "Борцы умирают" (Kjempene faller), вышел в 1987 году, а девятый, завершающий серию "Зов большого города" (Storbyens stemme), - в 1995. Эти произведения отличаются от большинства детективов в яркой обложке. Увлекательный сюжет Амбьёрнсен разворачивает на фоне широкого исследования актуальных проблем современного общества - таких, как проблема наркомании, расизма, сектантства.
Язык его произведений многие называют "радикальным букмолом", хотя он резко отличается от "классического" литературного языка. Во многих романах доминирует стиль, близкий к разговорному. Писатель смело вводит в оборот множество жаргонных, просторечных и бранных слов, что позволяет лучше охарактеризовать ту среду, в которой происходит действие.
Неудивительно, что большинство читателей Амбьёрнсена - молодёжь. К сожалению, в России Амбьёрнсен пока уступает пальму популярности другим современникам - прежде всего Николаю Фробениусу и Эрленду Лу. Будем надеяться, что русские читатели в ближайшее время продолжат знакомство с творчеством этого интереснейшего автора.
Читать: Амбьорнсен: – признан норвежцем на 100%, Ингвар Амбьёрнсен
(с) А.А. Сельницин (БНИЦ), 23 мая 2003
Ингвар Амбьёрнсен
|