Роль женщин в становлении норвежского рока
Что первое приходит нам на ум, когда мы думаем о норвежской музыке? Для кого-то это, в первую очередь, классическая музыка в исполнении таких мастеров, как Эдард Григ и Кристиан Синдинг. Для более молодого поколения Норвегия является родиной блэк-металла. В настоящее время большинство музыкальных коллективов, известных за пределами Норвегии, выпускает музыку в стиле металл и джаз, а также электронную музыку.
Присмотревшись к именам всех этих исполнителей, мы видим, что среди них очень мало женщин. И действительно, навскидку вряд ли кто-то сразу припомнит женщину, оставившую заметный след в норвежской музыке. Неужели женщины в Норвегии не занимались музыкой? Постараемся ответить на этот вопрос.
Причину того, что в музыке доминируют мужчины, сами норвежцы обычно связывают с положением женщин в 50-е годы. В то время женщины воспринимались исключительно как домохозяйки, и вся их жизнь выстраивалась вокруг этого. Тем не менее, уже тогда начинают появляться первые женские группы. Одним из пионеров была молодая Анне Лисе Лейкволд (Anne Lise Leikvold) из Тронхейма, которая начала выступать на местной сцене как раз в 50-ые. Группа «The youngsters», с которой она выступала, с восхищением отзывалась о ней, особенно подчёркивая тот факт, что она смогла выступить на радио – огромная удача для того времени. В том же городе появляется ещё одно молодое дарование – Бритт Лангли (Britt Langlie), которая также выступала как сольно, так и вместе с разными группами.
Следует отметить то, что сердце музыкальной индустрии находилось, естественно, в Осло. Чтобы начать карьеру, певицам необходимо было переехать туда. Мечты многих молодых исполнителей разбились потому, что родители не хотели и боялись отпускать их в столицу.
Примерно в то же время появляется «первая норвежская рок – композиция, исполненная Мари Андерсон (Mary Anderson) . Трек назывался «Rock, Rock, Rock» и попал в фильм «Gyldne Ungdom» («Золотая молодёжь»). Мари Андерсон приехала в Норвегию из США в 1953 году и через несколько лет получила работу в театре Ругаланна. После этого она выступала в Осло с оркестром Фреда Туне (Fred Thune) и в кабаре. Следует отметить, что эта композиция была первоначально написана известным джазовым музыкантом Арне Бендиксеном (Arne Bendiksen).
После войны в США произошёл экономический скачок, и, благодаря этому, условия жизни людей кардинально улучшились. Эти процессы не могли не отразиться и на Норвегии - дети теперь получали лучшее образование, и им не требовалось в такой же степени помогать семье, как раньше. Их жизнь стала сильно отличаться от жизни их родителей, и это привело к появлению новой молодёжной культуры.
«Рок появился в Норвегии, когда страна модернизировалась экономически и технически. Эйнар Герхардсен с Рабочей партией управляли страной и проводили политику модернизации. Однако культурную модернизацию они провести не могли– этим и занялась молодёжь, посредством рок-н-ролла», - говорит Пер Кристиан Олсен (Per Kristian Olsen), один из создателей серии программ на телевидении, которые назывались «норвежская история рока»
Важными элементами новой молодёжной культуры были фильмы, журналы, сама рок-музыка. Аренами для выражения своих интересов были многочисленные молодёжные клубы, гастролирующие шоу и мастер-классы по року. Новая музыка включала в себя элементы ритм-н-блюза, а также кантри и вестерна. Большая часть старшего поколения пыталась дистанцироваться от новой музыки, так как считала новую музыку грубой, излишне сексуальной и деструктивной. Во многом они были правы – посредством рок-музыки молодёжь получала новые для себя ощущения, что естественно вызывало тревогу старшего поколения.
Тор Гуннар Нурьос (Thor Gunnar Norås) был редактором журнала для подростков «Alle Kvinners Blad» в 50-ые годы. Он организовал одно из первых рок-шоу в Норвегии. Среди выступавших там были такие известные исполнители как Пер «Элвис» Грандберг (Per «Elvis» Granberg), Бьёрг Ирма (Bjørg Irma) и Рейдун Даниэльсен (Reidun Danielsen). Шоу проводилось в кинотеатрах и театрах, где атмосфера была достаточно непринуждённой, и молодёжь из зала вполне могла выйти на сцену и попеть вместе с оркестром.
Среди публики было особенно много девушек, которые часто выбегали на сцену, так как они были гораздо менее стеснительными, чем парни, особенно в том, что касалось пения на публике.
Последующие шоу проводились в клубе «Teentreffen» на улице Розенкранцгате в Осло, где впоследствии появились такие не менее известные исполнители как Венке Мюре (Wenche Myhre), Грютер Молви (Gryter Molvig), группы «The Coll Cats», «The Beatkins» и другие.
Формальным днем появления рока в Норвегии можно считать 21 ноября 1955 года, когда фильм «Школьные джунгли» (The Blackboard Jungle) получил премии в Осло. Этот фильм представлял собой квинтэссенцию молодёжного восстания в США, а использовавшаяся в качестве музыкальной заставки песня Билла Хейли «Rock Around the Clock» как раз после этого получила подлинную популярность, наделав, однако, немало шуму в консервативном норвежском обществе. Фильм показывали в кинотеатре «Sentrum kino» в Осло, и после этого начались знаменитые «рок – беспорядки» («rockeopptøyene»). Это выразилось в том, что группы людей, из числа зрителей этого фильма, немного перенервничав от содержания фильма, высыпали на улицу из кинотеатра, крича «Больше рока! Больше рока!», перевернув при этом пару автомобилей.
Скандал в основном раздували журналисты, которые считали рок опасным. Отчасти благодаря этому рок-музыка и встречала такое сильное сопротивление. Шеф одного из лейблов Эгиль Монн-Иверсен (Egil Monn-Iversen) пытался остановить выпуск хита Элвиса Пресли «Heartbreak Hotel» в Норвегии, а «NRK» отказались крутить рок на радио. Газета «Dagbladet» назвала рок «попыткой взаимного изнасилования», а газета «VG» написала следующее: «Мы наблюдали нечто настолько глупое, как нагнетание шума вокруг рон-н-ролла. Этот стиль не представляет из себя ничего, кроме воровства из чистых форм джаза, смешанное с шумом».
Однако далеко не все были настроены также негативно по отношению к року. Находились люди, которые видели в нём потенциал и старались помочь начинающим артистам и коллективам, среди них были разные менеджеры и импресарио, такие как Ханс Кристенсен (Hans Christensen) и Эйвинд Сольберг (Eivind Solberg).
Они находили молодые таланты и создавали из них звёзд, благодаря им появились такие знаменитые артисты, как Роке Пелле (Rocke Pelle), Пер «Элвис» Грансберг, Руаль Стенсбю (Roald Stensby). Казалось бы, почему в этой ситуации не помочь в раскрутке молодых девушек в качестве исполнителей? Ответ заключается в том, что на тот момент все были заняты не поиском кардинально новых исполнителей или стилей музыки, а попыткой создать норвежский ответ Элвису Пресли. Поэтому юноши с хорошим голосом и приятной внешностью и доминировали в то время на сцене. Девушки продолжали стоять за кулисами – им отводилась роль фанаток или простых слушательниц. Журналистка Бьёрг Готхауг (Bjørg Gaathaug) считает, однако, что женщин в то время не следует воспринимать исключительно как пассивных участников в процессах в музыкальной среде. «Девушки тоже ходили на концерты, смотрели фильмы и покупали записи, и они вливались в музыкальную среду не для того, чтобы встречаться с мальчиками, а потому, что там происходили интересные для них вещи».
Автор: Илья Матиевский, под редакцией Кирилла Шепелева
Опубликовано: БНИЦ, 30.04.2012
Матиевский Илья - Роль женщин в становлении норвежского рока
|