Юн Фоссе – современник, которого надо знать
Юн Фоссе — «визитная карточка» всей современной норвежской литературы и драматургии.
Этого писателя заслуженно сравнивают с не менее известным его соотечественником и собратом по перу Хенриком Ибсеном, более того — пьесы Юна Фоссе сейчас также ставятся во всём мире. На сегодняшний день он включён в сотню ныне живущих гениев.
Что именно в творчестве писателя стало причиной широкой известности и успеха? Что притягивает к нему внимание и вызывает восхищение читателей и зрителей всего мира?
Раннее творчество Фоссе наполнено пессимизмом, меланхолией и болезненными переживаниями. Писатель считает, что основная сила художественного повествования должна заключаться в эстетической составляющей. Он из тех авторов, что не снисходят до аудитории, но, напротив, стараются поднять её до своего уровня. Основной особенностью его произведений является то, что их язык очень прост как в синтаксическом плане, так и в лексическом, но при этом поэтичен и музыкален, что, конечно же, привлекает внимание настоящих ценителей мастерства и таланта.
Впервые Фоссе вынес свои творения на суд публики в начале восьмидесятых годов прошлого века, однако первые пробы пера относятся к семидесятым годам. Его ранние произведения не были отмечены критиками, но даже в них налицо талант и неподражаемый стиль.
Фоссе смог занять почётное место среди современных модернистов в основном благодаря романам — таким, как «Красное, черное», «Кровь. Камень», «Моток ниток», «Собиратель бутылок» и другим. Но не стоит забывать о том, что очень важную часть творчества писателя составляют стихи. На данный момент вышли в свет девять поэтических сборников.
Юн Фоссе утверждает, что его стихотворные произведения возникают совершенно спонтанно, без какого бы то ни было предварительного замысла, но при этом его поэзия обладает не только стилистическим, но и тематическим единением, что является ещё одной яркой особенностью творчества писателя. Поэтическое дарование Фоссе нашло свое развитие в направлении минимализма и своеобразного модернизма. Большую часть стихотворений объединяют сквозные образы-символы, такие как ангел, камень, пёс и другие.
Фоссе в своих произведениях поднимает темы бытия, взаимоотношений человечества и природы, близости и расстояния, покоя и движения — иными словами, темы то дополняющих, то опровергающих друг друга противоположностей. В более позднем творчестве появляются мистико-религиозные мотивы, которые прослеживаются в особом построении стихов и в библейских аллюзиях.
Ещё одной гранью творчества Юна Фоссе стала детская литература. В этом направлении он дебютировал в 1989 году, выпустив книгу «Бесконечно поздно», благодаря которой был признан новатором в современной норвежской детской литературе. В произведениях для детей автор также использует приёмы, ставшие его визитной карточкой — ритмически структурирует текст, вводит внутренние монологи, меняет позицию рассказчика, разрушая традиционные повествовательные формы. Хотя в детских книгах Фоссе, безусловно, есть мораль — в них нет морализаторства, менторства и очевидной дидактичности. Автор не поучает — он даёт ребёнку возможность самостоятельно сделать выводы. Его излюбленный мотив в произведениях для детей — тема детских страхов и их преодоления. К примеру, в истории «Мокрое и чёрное» рассказывается о девочке, которая очень боится подвала, где, по её мнению, обитает страшный зверь, однако в дальнейшем этот зверь превращается в игривого и дружелюбного пса. Тема собак так или иначе проявляется во всех детских книгах автора и явно пользуется особым его расположением.
Что касается «взрослого» творчества, то с годами Фоссе поменял его тон на несколько более жизнерадостный.
А вот ещё один интригующий приём из творческого арсенала автора. В своих произведениях он нередко переплетает нескольких персонажей, которые в дальнейшем оказываются одним. В подобную «ловушку на читателя» неизменно попадают любители загадок.
Стоит также заметить, что автор тяготеет к небольшим рассказам и новеллам, которые хорошо воспринимаются и за счёт объёма, и вследствие лёгкой и ненавязчивой формы, выраженной простым языком, который понимает даже ребёнок.
В романе «Меланхолия», вышедшем в свет в 1995—1996 годах, в литературном исполнении идеально переплетаются музыкальное и живописное начала; автор смог высказать невыразимое путём синтеза искусств. Эта тема — стремление выразить невыразимое — всегда была и будет близка представителям как модернизма, так и романтизма.
Стоит заметить, что Фоссе не сразу проявил и осознал себя в качестве драматурга. Его первым произведением драматической направленности был рассказ «И мы никогда не расстанемся», увидевший свет в 1994 году. К этому времени Юн Фоссе зарекомендовал себя как выдающийся поэт, а также автор романов и детских книг. Однако именно эта драма сделала его известным и за пределами родины.
Фоссе признавался, что прежде и не думал писать для сцены, и лишь благодаря стечению обстоятельств создал около тридцати театральных сценариев, востребованных не только в Норвегии.
Драматические произведения Юна Фоссе, как и его романы, базируются по преимуществу на «вечных темах». Это семейные отношения, любовь и ревность, взаимопонимание и его отсутствие, — иными словами, сюжеты, доступные пониманию большинства обычных людей. Особенностью драматических пьес Фоссе является ограниченное число персонажей и минимализм действия. Произведения напоминают скорее камерные постановки, нежели спектакли «большой сцены». В скупой, холодноватой и лаконичной форме автор поднимает вечные и неразрешимые вопросы человеческого бытия.
Стоит сказать, что несмотря на огромный успех драм, Фоссе не ушёл полностью в драматургию. Он остаётся прозаиком и поэтом. К последним прозаическим произведениям относится повесть «Бессонница», похожая на исторический очерк; её действие проходит в прошлом столетии.
К настоящему времени Юн Фоссе, уроженец небольшой страны, заслужил мировую известность как наиболее яркий представитель норвежского модернизма. Его пьесы пользуются популярностью в том числе и в нашей стране; на русском языке издаются как проза, так и стихи автора.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: арт-журнал «Около» Автор: Виктор Васильев / 21 Май 2014
Виктор Васильев: Юн Фоссе – современник, которого надо знать
|