Александр Ланге Хьелланн (Килланд)
Александр Ланге Хьелланн (старый вариант транскрипции - Килланд, норв. Alexander Lange Kielland, 18 февраля 1849 - 6 апреля 1906) – классик норвежской литературы, один из так называемой «великой четвёрки» писателей, прославивших литературу Норвегии как на родине, так и за её пределами. С именем Хьелланна связан расцвет норвежского реалистического романа, пришедшийся на вторую половину девятнадцатого столетия.
Будущий писатель родился 18 февраля 1849 года в Ставангере на юго-западе Норвегии, в богатой купеческой семье. Династия Хьелланнов была одной из старейших в городе, и, казалось бы, Александру судьбой было отведено продолжить дело отца и предков. Однако отец будущего писателя Йенс Цетлиц Хьелланн был не только предприимчивым торговцем, но и глубоко религиозным человеком. Он желал, чтобы сын не был слишком привязан к деньгам и, помимо хлеба насущного, задумывался и о вечном. Поэтому Александра отправили учиться в местную церковную школу (Stavanger katedralskole). Учился он хорошо, но неохотно. Позднее в романе «Яд» он описал в том числе свои впечатления от школьной учёбы. В свободное время мальчик любил играть на флейте, рисовать и ловить рыбу с удочкой. Накануне 13-летия Александра умирает его мать Кристиане Ланге, и спустя некоторое время отец женится на Ингер Мэле. Мачеха будущего писателя также оказывается глубоко религиозным человеком, выходцем из среды хаугианцев, и своих приёмных детей воспитывает в строгости. В 17 лет Александр был помолвлен с Беате Рамсланд (Beate Ramsland), дочерью одного из единоверцев мачехи. После окончания кафедральной школы вместе с ней он едет в Кристианию, где изучает право. На фоне отношений с Беате Хьелланн тайно поддерживает связь с Лизой (Bertha Elisabeth Aarre), дочерью простого крестьянина из Йерена, где у родителей Хьелланна был домик. В 1872 году Лиза, которой тогда было 25 лет, родила сына Бернарда. В том же году Хьелланн, будучи на два года младше Лизы, женится на Беате. Он не мог порвать с ней, опасаясь скандала, который мог бы разрушить его жизнь и карьеру (по тем временам за такого рода связь можно было угодить за решётку). В итоге он вынужден был остаться с супругой, хотя всю жизнь мучился угрызениями совести за то, что оставил любимую. Жизнь Бернарда поначалу складывалась очень непросто. Он вынужден был жить с приёмной матерью, которая была очень бедна, и Бернарду пришлось с юных лет батрачить у богатых соседей. Так продолжалось до тех пор, пока он случайно не встретил отца, который, судя по всему, помог Бернарду встать на ноги и выгодно жениться. Сам же Хьелланн поддерживал контакт с Лизой до самой её смерти. В 1885 году она вышла замуж, по поводу чего писатель сильно переживал. Брак Хьелланна с Беате сложился несчастливо, супруга часто болела и большую часть времени разъезжала по курортам, оставляя на мужа дом и детей. Семейство испытывало материальные затруднения, одной из причин которых было пагубное пристрастие Хьелланна к алкоголю. Он часто бывал в «Гранд-кафе», где иногда напивался до беспамятства. Пару раз ему пришлось проходить обследование, он вступил в общество трезвости, но это не помогло. Долги постепенно росли, и авансы от издательства «Гюльдендаль» не могли их покрыть. Мировоззрение писателя складывалось под влиянием идей Киркегора, Дарвина, Джона Стюарта Милля, но самым значимым мыслителем для него стал Георг Брандес. Хьелланн подружился с Брандесом и много общался с ним во время пребывания в Дании в 1881-1883 гг., а впоследствии поддерживал с ним связь по переписке. «Старый фельдмаршал», как Хьелланн в шутку называл Брандеса, очень высоко ценил его творчество. Литературное творчество Хьелланна развивалось в русле критического реализма. Будучи гуманистом, писатель горячо отстаивал права и свободы человека, бичевал негативные стороны жизни общества, выступал против социального неравенства. Писательская деятельность Хьелланна пришлась на 1880-е гг. – эпоху доминирования так называемой «тенденциозной литературы», и самого его вполне правомерно называли «тенденциозным» писателем. Ещё в 1877 году он писал своей сестре Китти: «Прежде всего ты человек, а лишь потом – художник». А в письме к Георгу Брандесу (1881) он так выразил своё творческое кредо: «Быть честным приверженцем «полезной поэзии» - моя гордость…» Искусство, по мысли писателя, - не только и не столько средство отображения действительности, но и орудие воспитания людей и активного воздействия на окружающий мир.
Литературная карьера Хьелланна началась в 1878 году. Во время пребывания в Париже он познакомился с Бьёрнсоном и показал ему свои рукописи. Бьёрнсон был в восторге и помог своему новому другу найти издателя. В том же году выходит первая книга Хьелланна – пьеса «По дороге домой» (Paa Hjemvejen). Год спустя выходит первый сборник новелл, принесший Хьелланну заслуженную известность. Он показал себя как блестящий стилист, мастер зарисовок и в то же время, по словам Л. Лунгиной, «показал себя писателем больших социальных обобщений». Ранние новеллы явились своего рода «творческой лабораторией» для писателя, где он опробовал тот творческий метод, который впоследствии успешно развивал в своих романах. Именно в жанре романа Хьелланн прославился более всего. Первый его роман – «Гарман и Ворше» (Garman & Worse) увидел свет в 1880 году. В романе «Гарман и Ворше» Хьелланн рисует Норвегию, места, знакомые ему с детства, - Ставангер и окрестности. Прообразом компании «Гарман и Ворше» послужила собственная фирма Хьелланна «Хьелланн и сын». Своей задачей писатель видел отобразить жизнь норвежской провинции так, чтобы, с одной стороны, отобразить её социальные противоречия, с другой стороны – показать её во всей яркости и поэтичности. Роман стал первым в серии произведений о семействе Гарман. Изображая жизнь трёх поколений семьи, Хьелланн показывает, как старые идеалы просвещённой буржуазии уступают место новому миру зрелого капитализма, чья мораль зиждется на наживе, корысти и угодничестве. Воплощением «деятельного» предпринимателя выступает Якоб Ворше, страдающий от неблагополучия окружающей действительности и видящий смысл жизни в том, чтобы «работать». Но вряд ли Якоб способен пробудить людей и изменить окружающий мир – в конечном итоге, он замыкается в сфере коммерческой деятельности. В 1882 году выходит роман «Шкипер Ворше» (Skipper Worse), где действие происходит несколькими десятилетиями ранее – в 1830-40-е гг, эпоху расцвета хаугианства. Хьелланн, сам испытавший на себе все «прелести» пуританской морали, показал эволюцию хаугианства, превратившегося в идеологию накопления, оправдывающую современные писателю буржуазные порядки. В романе «Трудовой люд» (Arbeidsfolk, 1881) мы видим более развёрнутую критику общественных отношений, и писатель выступает уже против всей системы управления. Однако этот роман выглядит более схематичным и отмечен влиянием набиравшего силу натурализма. Острая социальная критика звучит и в повести «Эльсе» (Else, 1881), героиня которой, честная и работящая девушка, по воле обстоятельств оказывается на дне. Повести носит подзаголовок «Рождественская история», но по своему содержанию и пафосу весьма далека от идиллических историй, которые принято рассказывать на Рождество.
Важным этапом творчества Хьелланна стала трилогия об Абрахаме Лёвдале. В неё вошли романы «Яд» (Gift), «Фортуна» (Fortuna) и «Праздник Иванова дня» (Sankt Hans Fest). Если в романах о семействе Гарманов он показывает прошлое, то в романах о Лёвдале Хьелланн обращается уже к современности. Писатель последовательно повествует о жизни и судьбе молодого человека, полного сил, надежд и стремлений к лучшему, но деградирующего под влиянием окружающего общества. Уже школа (роман «Яд») убивает в нём многие из лучших ростков, в результате чего он начинает лгать, предавать и по сути вести двойную жизнь. В романе «Фортуна» Абрахам сближается с рабочими, клянётся помогать им, но в итоге фактически предаёт их, отнимая у них честно заработанные деньги. Итог развития личности Лёвдала показан в романе «Праздник Иванова дня» (1887), где герой показан статичным, сложившимся «верноподданным», привыкшим ради «общественного мнения» попирать принципы и отказываться даже от собственных слов. Таковы и все, кто его окружает, и жизнь выглядит гнетуще однообразной. В 1885 году Бьёрнсон и Юнас Ли обратились в Стортинг по вопросу о назначении Хьелланну писательской стипендии. «Дело Хьелланна» получило широкий резонанс, но борьба не увенчалась успехом: Стортинг трижды высказался против назначения стипендии – чтобы «не поддержать и своим признанием не апробировать писательскую деятельность, которая во многом противоречит моральным и религиозным понятия нации». Эта история лишь усугубила трагический пессимизм писателя и, судя по всему, стала одной из причин того, что его литературная карьера закончилась уже в начале 1890-х. Последний роман Хьелланна «Якоб» (Jacob, 1891) не имел успеха – критический реализм был уже «не в моде», и в атмосфере новой литературы «конца века» писатель не смог найти себя. Ещё в 1887 году, после смерти мачехи, Хьелланн вернулся на родину в Ставангер, где занимался общественной и журналистской деятельностью. В 1888 году он даже пытался баллотироваться в Стортинг, но ему было отказано по «географическим» соображениям. В 1892 году он получил должность бургомистра в Ставангере, а в 1902 году стал амтманном в Румсдале. Несмотря на такую, казалось бы, престижную должность и работу, материальное положение Хьелланна было неудовлетворительным. Он по-прежнему был в долгах, в том числе перед издательством. Последней отчаянной попыткой найти средства стала книга «Вокруг Наполеона» (Omkring Napoleon, 1905), материал для которой Хьелланн собирал в течение нескольких лет. Книга, написанная в жанре историко-публицистического исследования, с литературной точки зрения была скорее неудачной и не имела успеха. В последние годы жизни у Хьелланна были проблемы со здоровьем, связанные с лишним весом и нарушением дыхания. Он проводил много времени в Бергенской больнице, где и скончался 6 апреля 1906 года в возрасте 57 лет. 11 апреля он был похоронен в Ставангере. 6 мая 1928 года в родном городе писателя был открыт памятник Хьелланну работы Магнуса Вигрестада. Памятник был построен на средства горожан. Несмотря на относительно небольшой период активного творчества, Хьелланн вошёл в историю норвежской литературы как один из выдающихся классиков. Его произведения неоднократно переводились и на русский язык. Правда, последнее на сегодняшний день большое издание его прозы вышло уже более полувека назад - в 1958 году. Самая полная и обстоятельная биография Хьелланна была написана Туром Обрестадом и издана в 1996 году (данные о книге см. ниже).
Библиография
Новеллы
Novelletter, 1879 Nye Novelletter, 1880 To Novelletter fra Danmark, 1882
Романы и повести
Garman & Worse, 1880 Arbeidsfolk, 1881 Else, 1881 Skipper Worse, 1882 Gift, 1883 Fortuna, 1884 Sne, 1886 Sankt Hans Fest, 1887 Jacob, 1891
Пьесы
Paa Hjemvejen, 1878 Hans Majestæts Foged, 1880 Det hele er Ingenting, 1880 Tre par, 1886 Bettys Formynder, 1887 Professoren, 1888
Публицистика
Forsvarssagen, 1890 Mennesker og Dyr, 1891 Omkring Napoleon, 1905
На русском языке: Хьелланн А. Избранные произведения. - М.: ГИХЛ, 1958. - 780 с.
О Хьеллане на норвежском
Письма Хьелланна и книга "Вокруг Наполеона" на норвежском языке
(с) А.А. Сельницин (БНИЦ) по материалам Интернет, предисловия Л. Лунгиной к "Избранным произведениям" (см. выше), а также биографии: Obrestad, Tor. Sannhetens pris: Alexander L. Kielland. - Oslo: Cappelen, 1996.
Александр Ланге Хьелланн (Килланд)
|