А.В. Коровин. Рецензия на книгу: Г.Н. Храповицкая. «Бьёрнстьерне Бьёрнсон. Творчество и жизнь»
В 2008 году в г. Орске вышла книга «Бьёрнстьерне Бьёрнсон. Творчество и жизнь», и очень бы не хотелось, чтобы это издание затерялось среди сотен других научных изданий. Несомненно одно – эта книга должна быть оценена по достоинству и должна стать известной не только узкому кругу литературоведов, но и дойти до более широкого читателя, не утратившего интереса к мировой культуре. Автор монографии – уважаемый ученый, известный специалист по западноевропейской литературе 19 в. доктор филологических наук, профессор Галина Николаевна Храповицкая, посвятившая свою жизнь исследованию творчества норвежских писателей. Ее новая книга является результатом не только многолетних исследований, но и несет отпечаток сугубо личного отношения к знаменитому норвежцу. Его усадьбу Аулестад она посетила во время своего путешествия в Норвегию. В 2010 г. исполнится 100 лет со дня смерти Б. Бьёрсона. Совсем недавно весь мир вспоминал другого великого норвежца - современника и соперника Б. Бьёрнсона на литературной арене - Х. Ибсена, с которым он был тесно связан не только творческими, но и семейными узами. В норвежской литературе один не существует без другого, они вместе не только сделали норвежскую литературу великой, они прославили свою родину, очаровали весь мир, что вряд ли им удалось бы сделать каждому по отдельности. Ибсен был больше любим в Европе, а Бьёрнсон - у себя дома, а потому по сей день Ибсена гораздо лучше знают за границей, чаще издают. Он заслонил собой фигуру Бьёрнсона, хотя именно Бьёрнсон и получил в 1903 г. Нобелевскую премию, на которую выдвигались Ибсен и Л. Толстой. Имя Бьёрнсона известно в России, некогда его пьесы ставились в театрах, по сей день изучаются в университетах. Именно эта книга позволяет заполнить существующий пробел и взглянуть на Бьёрнсона как на писателя, остающегося современным и поныне. Фактически это первая серьезная работа на русском языке, посвященная творчеству одного из признанных классиков европейского театра и основоположников национальной норвежской литературы. Не случайно монография носит название «Бьёрнстьерне Бьёрнсон. Творчество и жизнь», поскольку именно через творчество удается постичь личность человека, ставшего для норвежцев символом. Это личность могучая и цельная, личность бунтаря и гуманиста, человек, бывший властителем дум своего поколения и славой Норвегии, автор слов национального гимна. Г.Н. Храповицкая в своей книге открывает заветную дверь в мир творчества, в вымышленный мир, созданный великим писателем, где он и являет нам свой истинный облик. Бьёрнсон был не только писателем, но и политиком, а потому он стремился соотнести свои идеи с чаяниями людей, с прозой действительности, а это нередко приводило к противоречиям, но писатель верил в возможность их разрешения, а значит - верил в человека и в общественную справедливость. В своей монографии Г.Н. Храповицкая, будучи в первую очередь литературоведом, обращает особое внимание на становление Бьёрнсона-писателя. Его творческая эволюция занимает центральное место, а рассказ о его литературных достижениях и анализ художественных текстов органически сочетается с повествованием о его жизни, порой в весьма увлекательной форме, поскольку здесь преследуется еще одна цель - написать книгу прежде всего о Бьёрнсоне-человеке, совместившем в себе творца, общественного и политического деятеля, мужа и отца, личности, ставшей знаковой фигурой эпохи. Среди достоинств этого издания можно отметить стремление автора дать возможность читателю услышать голос самого Бьёрнсона: в текст включено достаточное количество стихов на языке оригинала, которые в подавляющем своем большинстве снабжены подстрочным переводом, выполненным самой Галиной Николаевной, трепетно относящейся к слову Бьёрнсона, которое часто подвергалось искажению в поэтических переводах. Стремясь доказать, что Бьёрнсон заслужил почетное место в общеевропейском культурном процессе, Г.Н. Храповицкая не только скрупулезно исследует эволюцию взглядов писателя, но и стремится дать развернутую картину литературного, политического и интеллектуального развития Норвегии во второй половине XIX– начале XX вв., дать представление о взглядах современников писателя на искусство и социальные проблемы, индикатором которых часто и становились произведения Бьёрнсона. Его драмы были и остаются современными для каждой из сменяющих друг друга эпох, поскольку вопросы, поставленные норвежским писателем, оказывались насущными для любого времени и любой общественной формации. Творчество Бьёрнсона предстает в контексте бурных эстетических и политических дискуссий, охвативших норвежское общество во второй половине XIX в. Важное место занимает рассказ о взаимоотношениях писателя с его современниками: писателями Х. Ибсеном, А. Хьелланом, А. Гарборгом, Г. Хейбергом, К. Гамсуном, критиком Г. Брандесом, композитором Э. Григом и др. Некоторые из них были его друзьями и единомышленниками, другие – противниками, но влияние Бьёрнсона на творчество всех без исключения неоспоримо. Композиция книги определена творческой эволюцией Бьёрнсона – она состоит из шести глав, каждая из которых связана с тем или иным периодом жизни писателя, прошедшего долгий путь исканий в идейном и художественном планах, выступавшим практически во всех жанрах от романтической лирики и малой прозы в молодости до реалистической драматургии в зрелые годы и философских сочинений последних лет. Г.Н. Храповицкая привлекает максимальное количество материала, что во многом определило и внушительный объем книги – 25 печатных листов. Это не только первая книга о великом норвежце на русском языке, еще и своеобразная «бьёрнсоновская энциклопедия», где можно найти ранее не переводившиеся на русский язык письма писателя и ссылки на научные работы, ему посвященные. Все это добавляет исследованию фундаментальность, определяет его научную значимость, что в совокупности с постановкой сугубо теоретических проблем, в том числе связанных с формированием новой драмы в Европе, делает эту книгу важной и с точки зрения исследования путей развития театра на рубеже веков. В книге содержится подробный литературоведческий анализ художественных текстов – лирических и драматических, что особенно ценно для студентов-филологов. К сожалению, в наше время зачастую литературоведение превращается в способ самовыражения для исследователя, что неизбежно приводит к тому, что подобные сочинения ничего не говорят читателю собственно о тексте, который становится лишь средством для выражения тех или иных идей. Г.Н. Храповицкая напоминает нам о том, как надо работать с художественным текстом, бережно относясь к тому, что хотел сказать и сказал автор. В качестве приложения в книгу включен перевод драмы Б. Бьёрнсона «Король», сделанный А. Сельнициным. Эта драма является во всех отношениях знаковой не только с точки зрения развития Бьёрнсона как драматурга, но и с точки зрения эволюции новой драмы в целом. На русский язык она прежде не переводилась, хотя сочинения писателя активно издавались в нашей стране на рубеже XIX - XX вв. В этом отношении данный перевод представляет отдельный интерес для читателей и исследователей. В рецензируемой книге Бьёрнсон предстает не только писателем, заслуживающим внимания в историко-литературном контексте, но и актуальным по сей день драматургом, блистательным поэтом, искренним политиком и общественным деятелем, привлекательным человеком, старавшимся всей своей жизнью утверждать законы нравственности. Бьёрнсону удавалось опоэтизировать прозу, написать о самых существенных вопросах бытия: о жизни и смерти, о любви и о вере, о горестях и радостях человеческих, о превратностях судьбы... О Бьёрнсоне хочется сказать его же словами из драмы «Король»: «Его идеалы уносят нас отсюда на небеса!» Книга Г.Н. Храповицкой «Бьёрнстьерне Бьёрнсон. Творчество и жизнь» адресована не только специалистам, но и широкому кругу читателей, интересующихся литературой и культурой Скандинавии, и может быть использована в качестве учебного пособия при изучении общих курсов истории зарубежной литературы, литературы скандинавских стран и истории драмы.
(c) А.В. Коровин (Москва). Публикуется с разрешения автора.
А.В. Коровин. Рецензия на книгу: Г.Н. Храповицкая. «Бьёрнстьерне Бьёрнсон. Творчество и жизнь»
|