Хельге Крог
Хельге Крог (норв. Helge Krog, родился 9 февраля 1889 в Кристиании, умер 31 июля 1962 в Осло) – норвежский писатель, драматург и переводчик. Крог получил экономическое образование , но никогда не работал по своей специальности. С 1911 года он пишет статьи о театральных постановках и художественных произведениях в качестве критика газеты «Verdens Gang. Позднее он стал также сотрудничать в этой области с газетами «Dagbladet» и «Arbeiderbladet». В этот период своей жизни Крог близко знакомится с Гуннаром Хейбергом (Gunnar Heiberg) и Улафом Буллем (Olaf Bull), которые оказали заметное влияние на молодого автора. В 1919 году Крог дебютирует как драматург. В качестве драматурга он продолжает линию Хейберга и традиции Генрика Ибсена. Хотя Крог чётко позиционирует себя как сторонника социалистических идей, но в его пьесах роль рабочего класса явно не прослеживается., что отличает его творчество от таких авторов как Оскар Бротен (Oskar Braaten) и Рудольф Нильсен (Rudolf Nilsen). Идеи свободы у Крога рассматриваются скорее как свобода личности в окружающем её буржуазной среде. К 1924 году наметилось сближение Крога с лицами, связанными с коммунистической организацией и газетой «Mot Dag», и хотя сам Крог не вступал в члены этой организации, но его заочно считали самым выдающимся деятелем культуры в этой группе, а вместе с Арнульфом Эверландом (Arnulf Øverland) и Сигурдом Хёллем (Sigurd Hoel) Крога называли составной частью «красной тройки». Хотя Крог не позволял себе слишком радикальных высказываний, но до конца своей жизни писатель сохранил приверженность левым идеалам. Уже в 30-ые годы, когда группа «Mot Dag» прекратила своё существование, а её члены влились в ряды Норвежской Рабочей партии, Крог сошёлся с небольшой группой троцкистов, которые объединились вокруг журнала «Oktober». В то время он стал писать статьи для газеты «Dagbladet» под псевдонимом «Pasquino». В годы второй Мировой Войны большую часть периода оккупации Норвегии Крог провёл в Швеции в качестве беженца. Тогда в 1944 году вышел анонимный памфлет «6 колона». Уже после войны стало известно, что автором был Крог, который в послевоенные годы добился широкого признания как писатель в Норвегии. Когда выяснилось, что написал памфлет сам Крог, то в стране прошла волна ожесточенных дебатов по поводу поднятых в памфлете проблем, и в адрес автора посыпалась резкая критика. В памфлете Крог сделал выпады в адрес руководства той части норвежского сопротивления, которая известна под названием «Hjemmefronten», обвинив лидеров этого движения в двойной игре: с одной стороны сопротивление«Hjemmefronten» выступало против Квислинга и его сторонников в годы войны, с другой члены этого движения и его руководители вели коммерческие дела с германской военной промышленностью и зарабатывали на этой торговле неплохие деньги. Крог обнаружил также тот факт, что военная организация сопротивления «Milorg» не проводила акции промышленного саботажа. Когда в 1946 году материал был повторно издан под подписью самого автора, Крог включил в эту работу также и критику в адрес тех, кто скрытно поддержал предательство национальных интересов страны. В эту группу он включил промышленников и военных, которые избежали серьёзного наказания за своё пособничество в годы оккупации. После войны Крог зарекомендовал себя как первого ярого критика членства Норвегии в НАТО . Этот период его жизни был отмечен активным сотрудничеством Крога с газетой «Orientering». Одновременно его стать публикуются в журналах «Aktuell» и «Fossegrimen». Последний из упомянутых журналов выпустил специальный номер, посвященные 75-летию Крога.
Сочинения Крога на норвежском
• Det store vi, Aschehoug, 1919. Skuespill. • 60 Bridge-opgaver med løsninger, samlet og utgitt 1922, J.W Cappelens forlag • Jarlshus, Gyldendal, 1923. Skuespill. • Paa solsiden:Lystspil, Gyldendal, 1927. Skuespill. • Blåpapiret: En liten komedie, Gyldendal, 1928. Skuespill. • Meninger om bøker og forfattere, Aschehoug, 1929 • Konkylien, 1929. Skuespill. • Don Juan, Gyldendal, 1930. Skuespill skrevet sammen med Sigurd Hoel. • Underveis, Aschehoug, 1931. Skuespill. • Meninger om mange ting, Aschehoug, 1932. • Treklang: Små komedier om erotikk, Gyldendal, 1933. Skuespill. • Opbrudd: Skuespill, Gyldendal, 1936. Skuespill. • Broen i junglen, Tiden Norsk Forlag, 1937. • Levnde og døde: To små skuespill, Aschehoug, 1945. • Kranes konditori, 1946. Skuespill basert på Cora Sandels roman. • 6. kolonne?, Radikalt Forlag, 1946. • Meninger: Litteratur, kristendom, politikk, Aschehoug, 1947. • Kjærlighetens farse, Aschehoug, 1948. Skuespill. • Tankeleken, Aschehoug, 1953. • Rent ut sagt, Aschehoug, 1954. • Sant å si: Artikler, Aschehoug, 1956. • Pasquino, Aschehoug, 1963. • Meninger om religion og politikk, Aschehoug, 1971. • Utvalgte skuespill, Aschehoug, 1980.
Сочинения Крога на русском
• трагикомедия «Мы великие» (1919) • драма «Дом Ярла» (1923) • комедия «На солнечной стороне» (1927) • «Трезвучие» (1933) • «На пути» (1931) • «Раковина» (1929) • «Разрыв» (1936) • драма «Живые и мертвые» (1945)
Переводы Крога на норвежский язык
• Robert Louis Stevenson, Dr. Jekyll og Mr. Hyde, Gyldendal Forlag, 1927. • D. H. Lawrence, Mannen som elsket øer, Aschehoug, 1936. • B. Traven, Skatten i Sierra Madre, Tiden Norsk Forlag, 1953 • Lermontov (Michail Jurjevitsj) (1814—41), «Fyrstinde Mary». — Kr.a, Helge Erichsen, 1915, 8°, 112 s. • Garsjin (Vsevolod Mikhailovitsj) (1855—88), «Den røde blomst og andre noveller». — Kr.a, Helge Erichsen, 1916, 8°, 126 s.
Литература
• Skuespill, bd l-3, Oslo, 1948. • Havrevold F. S. Helge Krog. Oslo, 1959. • Крог, Х. Мы великие. М., 1958. • Матусевич В. Прогрессивный норвежский драматург // Советская культура. 1959. № 24.
опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В.
Хельге Крог - норвежский писатель, драматург и переводчик
|