Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/О Норвегии/Россия - Норвегия/Путешествия русских художников/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Конституция НорвегииКраткая информацияГосударственная символика
Государственные структурыСоциальная политикаРОССИЙСКО-НОРВЕЖСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Национальные особенностиСудебная системаПравовая система
Экономика НорвегииСтатистикаЭкология
Статьи о НорвегииРелигия и церковь НорвегииВнешняя политика
Лицом к лицуСобытияВладения Норвегии
Политические партии Норвегии и политикиНорвежский бизнесКоролевский Дом
Норвежский язык Россия - Норвегия Cаамы
Профсоюзное движение 

Путешествия русских художников

Интерес к северным областям страны охватил на рубеже XIX и XX столетий самые разные слои русского общества. Богатая природа Севера не могла не заинтересовать крупных промышленников, которые выделяли значительные средства на различного рода экспедиции с целью освоения края. В то же время идея национального возрождения, которой была проник-
нута вся русская культура этой эпохи, побуждала художников искать островки сохранившейся народной культуры, не затронутой грубым влиянием цивилизации. Живописцы, совершившие путешествия на север страны, раскрыли для себя новые возможности палитры и света. Многие из них, пораженные своеобразной красотой и спецификой жизненного уклада этого края, оставили воспоминания о путешествиях, наполненные восторженными описаниями природы и подробностями быта местных жителей.
Наиболее важным событием стала поездка Константина Коровина и Валентина Серова к берегам Белого моря, состоявшаяся летом 1894 г. Предложение поехать на этюды исходило от промышленника и мецената С.И. Мамонтова, приступившего к строительству северной железной дороги. По новому пути художники доехали до Северной Двины, затем по реке добрались до Архангельска, потом плыли по морю на пароходе «Ломоносов». Путешествие продолжилось через Новую Землю, мыс Норд-Кап и Норвегию.
В 1895 г. в Москве вышла книга Евгения Львова (Е.В. Кочетова) «По студеному морю. Поездка
на Север», где впервые были воспроизведены тридцать северных этюдов Коровина и Серова. Впоследствии Коровин написал несколько очерков о своем путешествии, в которых неоднократно подчеркивал, насколько его и Серова поразила северная природа, ее особые краски и, главное, – непривычный свет. Из-за мошкары художники не могли работать днем, поэтому писали светлыми ночами; вследствие этого палитра обоих мастеров становится более блеклой, лишенной интенсивных цветовых сочетаний. Такая перемена была особенно разительна для Коровина. Именно на Севере в его стиле произошел перелом: от ярких, легких солнечных видов, исполненных в импрессионистичной манере, художник переходит к более строгой палитре, лапидарным формам.
В 1896 г. Коровин использовал северные эскизы для создания монументального цикла из десяти декоративных панно, послуживших для оформления павильона «Крайний Север» на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Впоследствии эти панно украшали интерьеры Ярославского вокзала в Москве. Работы Коровина не только имели успех у зрителей, но и получили самые положительные отзывы художников и критиков. Не случайно Коровин вскоре получил заказ на оформление русского отдела Всемирной выставки 1900 года в Париже. В журнале «Искусство и художественная промышленность» было дано подробное описание его панно: «...г. Коровиным… исполняются живописные работы для Северного отдела на той же выставке. Часть их будет служить фризом громадной длины – в общем около 90 аршин; на нем развернется панорама нашего Европейского Севера… Фриз в настоящее время окончен, он исполнен масляными красками на нескольких отдельных полотнах» (Коровин 1963: 283). За оформление русского павильона на Всемирной выставке Коровину были присвоены Золотая медаль и орден Почетного легиона.
После путешествия К. Коровина и В. Серова многие молодые художники обратились к теме Русского Севера. На рубеже XIX–ХХ столетий в этих краях побывали Н. Рерих, И. Билибин, Б. Григорьев, А. Бенуа, А. Архипов, Л. Пищалкин, В. Переплетчиков и многие другие.
Особое внимание художникам, работавшим на Севере, уделял Павел Михайлович Третьяков. Благодаря его финансовой и моральной поддержке нашел свое призвание молодой живописец Александр Борисов. Еще в 1890-е гг. он предпринял несколько экспедиций на Мурман, Новую Землю, в Швецию и Норвегию, а в 1900 г. построил свой дом-мастерскую в Поморской губе на Новой Земле и окончательно обосновался на русском Севере. В отличие от своих современников, Борисов целиком посвятил свое творчество теме Русского Севера. Его работы получили положительные отзывы М. Нестерова, В. Васнецова, Н. Рериха. И. Репин писал о художнике: «…А.А. Борисов предпринял давно желанную им экскурсию
на Север, который он любит и понимает. Норвегия, Мурманский берег и особенно Новая Земля, на Ледовитом океане, привлекали его воображение. И там, несмотря на все невзгоды, лишения, холод, голод и темноту, при всех неудобствах он сделал около
150 этюдов этого ужасного края. […] В них ярко выразилась любовь этого русского Нансена к черной воде океана, с белыми льдинами, свежесть и глубина северных тонов, то мрачных, то озаренных резким светом северного солнца. […] Лодки, самоеды в оленьих шкурах и проч. предметы – все это дышит у него необыкновенной красотой Ледовитого моря и производит впечатление живой правды» (Цит. по: Борисов 1983: 67).
Вслед за Борисовым русские художники все чаще обращались к теме Севера. Многие из них, не ограничиваясь традиционным путешествием по России
и Финляндии, предпринимали поездки в Норвегию. Вот отрывок из опубликованной в газете «Московские ведомости» рецензии на пейзаж Л.Ф. Лагорио с изображением норвежского фьорда: «…спокойствие разлито в изображении Норвежского фьорда, с трех сторон обрамленного скалами и горами, среди которых водяная скатерть, подернутая чуть заметной рябью. Но в то время, как гранитные скалы, замыкающие фьорды, сурово встают высокими каменными стенами, в глубине, прямо против зрителя, живут и дышат горы, спускающиеся от снежных вершин бесчисленными переходами до самого берега, в средней своей части уже покрытые зеленью...» (1898, № 63, архив ГТГ № 21/52).
Пейзажи с видами Норвегии неоднократно писал Константин Крыжицкий. По воспоминаниям его сына, «в Норвегии его пленяли гигантские горные массивы, суровое величие северной природы. Впечатления от двух поездок в Норвегию дали ему материал для серии картин – голубые фиорды, засыпанные глыбами снега, красные домики, затерявшиеся в горных ущельях седые облака» (Г. Крыжицкий 1966: 32).
Художников рубежа XIX–XX столетий отличает романтическое, восторженное восприятие Севера. Их неудержимо «влечет… очаровательная таинственность, загадочность и бесконечная красота этих мест» (Переплетчиков 1917: 171). Это отношение к Северу нашло свое отражение как в их мемуарах и очерках, так и в стилистике их произведений. Последовавшие исторические события изменили и причины, по которым художники оказывались на севере России и в Норвегии, и их взгляд на окружающий мир.
Одно из последних эмоциональных воспоминаний о Норвегии оставила А.П. Остроумова-Лебедева, которая провела в этой стране всего несколько дней, возвращаясь в 1914 г. в Россию из охваченной войной Европы: «Утром мы уехали из Бергена. Грандиозный пейзаж развертывался перед нами, когда мы подымались и переваливали через Скандинавские горы... Красота фиордов была поразительна. Я стояла у окна и торопилась набрасывать красками в свой блокнот мелькающие мимо чудные виды... Какой божественный пейзаж!
На первом плане громоздились горы, быстро передвигаясь и то и дело открывая сине-сизые
дали, замыкавшие тихие, глубокие фиорды. Ярко-красные домики, как огоньки, окаймляли их берега... Норвегия – прекрасная страна!» (Остроумова-Лебедева 1974: 521).
Первая мировая война и революция вызвали поток эмигрантов, часть которых попала в Норвегию (см. об этом в статье Татьяны Тетеревлевой). Здесь в разное время жили А. Певзнер, Н. Габо, В. Каррик, В. Баранов-Россинэ. Однако художники, оказавшиеся в Норвегии по политическим причинам, также как и советские живописцы, призванные запечатлевать достижения социалистического Севера, не могли не испытывать того искреннего восхищения красотой северного края, которое нашло свое воплощение в произведениях мастеров рубежа XIX–XX столетий.
 
Автор: Анна Познанская

Опубликовано: БНИЦ, Шпилькин С.В.



Важно знать о Норвегии Анна Познанская: Путешествия русских художников в Норвегию и на север России в конце ХIХ века


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Путешествия русских художников Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru