Золотой век литературы
Если в норвежской литературно-исторической традиции обычно проводятгрань, примерно, по 1850 году, то происходитэто прежде всего из-за двух писателей,которые доминировали в норвежскойлитературе следующие пятьдесят лет: Хенрика Ибсена (1828-1906) и БьёрнстьернеБьёрнсона (1832-1910). И Ибсен, и Бьёрнсоноба начали с исторических драм. Лучшейисторической драмой Ибсена считается"Борьба за престол" (1863).
|
(1828-1906), в санях слева, проезжает мимо памятника, поставленного ему в Осло. Ибсен,Бьёрнстьерне Бьёрнсон (1832-1910), Александер Хьелланд (1849-1906) иЮнас Ли (1833-1908) часто назывались "Великой четверкой" золотого века норвежской литературы. |
Скандинавская известность пришла кИбсену после выхода в свет его драм"Бранд" (1866) и "Пер Гюнт" (1867). Спомощью музыки Эдварда Грига "ПерГюнт" стал истинно национальнойнорвежской драмой, место которой в норвежском сознании может сравнитьсяразве что с местом "Фауста" в Германии и"Гамлета" в Англии.В 1870-х годах Ибсен и Бьёрнсонотказались от национально-историческойдрамы и предпочли ей современнуюдраму, освещавшую отношения всовременном буржуазном обществе(Бьёрнсон "Банкротство", 1875, Ибсен"Столпы общества", 1877). Драмы насовременные темы, начиная с "Кукольногодома" (1879) и кончая болеесимволическими, такими, как "Дикая утка"(1884) и "Когда мы, мертвые,пробуждаемся" (1899), принесли Ибсенуевропейское признание.
Бьёрнстьерне Бьёрнсом и Александер Хьелланд
Бьёрнсон, получивший в 1903 г.Нобелевскую премию по литературе, был нетолько драматургом, но и превосходнымлирическим поэтом ("Стихи и песни", 1870) ипрозаиком ("Сюннове Сульбаккен", 1857, идругие крестьянские повести). Однакосегодня его вспоминают также, какобщественного деятеля, центральнуюфигуру в деле построения нации (он - авторнационального гимна "Да, мы любим"),поэта, идущего по стопам ХенрикаВергеланда. От Вергеланда и Бьёрнсонаберет начало сильная традицияобщественно-ориентированного творчествав норвежской литературе.
Я вижу белесое небо, я вижу свинцовые тучи, я вижу кровавое солнце. Это - Вселенная. Здесь обитают планеты.
***
Я вижу, вижу... Я попал на чужую планету.
(Обстфелдер, "Я вижу", перевод И. Бочкаревой) (Эдвард Мунк "Вечер на КарлЮхан", 1892)
Среди более молодых современниковИбсена и Бьёрнсона было много известныхроманистов, которые своим изображениембуржуазной среды привлекали внимание кпроблемам общества: Юнас Ли (фото слева) ("Семья изГилье", 1883), Александер Хьелланд("Гарман и Ворше", 1880) и Арне Гарборг("Крестьяне-студенты", 1883). Последнийбыл также превосходным лирическимпоэтом (цикл стихов "Дурочка", 1895).Ближе других к реализму стояла АмапияСкрам (цикл стихов "Люди изХеллемюра", 1887-98).
Амалия Скрам (1846-1905) писала натуралистические романы, в которых весьма смелоанализировала социальные противоречия своего времени. Кнут Гамсун (1859-1952) в 1890 г. заявляет в своем знаменитом литературномманифесте, что хочет показать в своих произведениях "загадочную работунервов, шепот крови, мольбу костей - всю подсознательную душевную жизнь". |
Золотой век литературы - Литература Норвегии - Культура Норвегии
|