Бергльот Хубек Хафф (1925-) в своих романах шла своим путем,вопрекименяющимся модным литературным течениям.
Бьёрг Вик (1935-)-одна из первых в семидесятые годы вместе с обновлением женского движенияначала писать об условиях жизни женщин. Хьяртан Флёгстад (1944-), Хербьёрг Вассму (1942-), Даг Сулстад (1941-) и Эйстейн Лённ (1936-) - норвежские писатели, удостоенные литературной премии Северного Совета. |
Имеется много оснований для того, чтобысчитать, что рубеж в истории норвежскойлитературы приходится, примерно, насередину шестидесятых годов: именнотогда печатное слово всерьез попадает поддавление новых средств массовойинформации. Число изданныххудожественных книг норвежскихписателей катастрофически уменьшилось,тогда как книжные клубы ограничилипродажу книг лишь небольшим количествомизбранных названий. Государствовмешалось в эту ситуацию, утвердив в1964 г. уникальный норвежский порядокзакупки книг. Он заключается в том, чтогосударство через Норвежский совет покультуре покупает 1000 экземпляровкаждой норвежской художественной книги,которая затем рассылается побиблиотекам страны..
В то же время около 1965 года происходитсмена поколений в стане норвежскихписателей. Новое, хорошо образованое, имеющее радикальную политическуюнаправленность (сравни международныестуденческие волнения в концешестидесятых годов) и болеемеждународно ориентированноепоколение за поразительно короткоевремя начинает задавать тон влитературной среде. Не менее важноотметить рост числа женщин-писательници тот факт, что они, уже по-новому, начинают играть важную роль.
Примерно в середине шестидесятых годовнесколько одаренных писателей новогопоколения собираются в редакциистуденческого журнала "Профиль" приуниверситете в Осло и создают Группу Профиль - это один из редких примеровобразования сильной боевой группы внорвежской литературе. Общая чертачленов этой группы (и вообще, новогопоколения) - открытость импульсам извневкупе с недоверием к традиционномунорвежскому психологическому роману илирике позднего символизма, отделившихся от модернизманесколькими годами раньше.
В шестидесятые годы эта группаписателей экспериментировала, выступаяс разного рода текстами и под разнымилозунгами: короткая проза,документализм, новая простота иконкретность (Ян Эрик Волд, Пол ХельгеХауген). В семидесятые годы привдохновленной марксизмом политизациилитературы большинство членов группыиспользовали форму документального исоциально-реалистического романа. Это,прежде всего, Даг Сулстад, Тур Уберстади Эспен Ховардсхолм. К нимприсоединились писатели, стоявшие внегруппы, такие, как Эдвард Хуэм и Хьяртан Флёгстад.
Другие значительные писатели,дебютировавшие после серединышестидесятых годов, - это Эйстейн Лёнм, Ларе Собю Кристенсен, Рой Якобсен,Карстен Алнес, Ян Хьярстад, КетильБьёрнстад, Ингвар Амбьёрнсен и Ларе Амунд Воге. Научная фантастика былапредставлена романами Юна Бинга и Тура Ore Брингсвярда. На волне новогоженского движения в шестидесятых-семидесятых годах в литературу пришли писательницы Бьёрг Вик, Герд Брантенберг, Лив Кёлтсов и Хербьёрг Вассму. Популярны и часто переводятсяроманы Кнута Фалдбаккена и, несколькопозже, Эрика Фоснеса Хансена.
В духе тенденций постмодернизмавосьмидесятых годов в авангардистских романах и новеллах ставится вопрос осамой возможности языка и рассказаизобразить действительность. Этосомнение приносит с собой новоеосознание творчества - эксперименты сязыком и жанром, - что решительным образом отличает писателей молодогопоколения от писателей старшегопоколения. Одновременно с этимпо-новому свободно используются всежанры и способы письма прошлого. Частопоявляются новые тексты, в которыхсплетается множество нитей, уходящих клитературе прошлого. Этот феноменвстречается у вышеназванных писателей, находим мы его также у Юна Фоссе, Карин My, Сиссель Ли, Карла Уве Кнаусгода, Ханне Ёрставик, Юнни Халберга, Эрленда Лу и многих другихписателей.
В лирике модернистские языковые приемы с семидесятых-восьмидесятыхгодов становятся почти единственными. Старые модернисты - Ролф Якобсен иУлав X. Хауге - укрепляют свои позиции и в начале девяностых годов считаютсялучшими лириками Норвегии. Надо отметить и приход сильныхлириков-женщин, которые экспериментируют с поэтическим языкомна свой особый женский лад (Эльдрид Люнден, Гру Дале, Туне Хёднебё идругие). В драматургии, начиная с шестидесятых годов, выступали многие, но главными новаторами в этой области являются Сесилие Лёвейд и Юн Фоссе. Упоследнего интенсивная драматургия полна напряженной атмосферы, которая вдевяностых годах получает международное внимание.
Лопари в Норвегии имеют свою собственную литературу, опирающуюся насохранившиеся в устной традиции предания и сказки. И по сей день поэтычерпают вдохновение в особой, поющей поэтической форме "йоик". Одно изсамых значительных эпических произведений на лопарском языке - "Сын солнца" было записано в XIX веке. В 1910 г. вышла первая книга, написаннаяна лопарском языке - "Рассказ о жизни лопарей" Юхана Тюри. Послесемидесятых годов в литературу пришли несколько лопарских писателей, выразивших лопарское культурное сознание. |