Юхан Вельхавен
ВЕЛЬХАВЕН И НОРВЕЖСКИЙ РОМАНТИЗМ ТЕМА СМЕРТИ В ЛИРИКЕ Ю.С.ВЕЛЬХАВЕНА
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ
Становление экзистенциализма как философского направления происходит в ХХ веке. Однако истоки того, что мы называем "экзистенциальным мышлением", зарождаются ещё в 1 половине XIX в. Питаясь импульсами романтизма с присущим ему разочарованием в разумном обустройстве мира, человеческая мысль обратилась к глубинным, фундаментальным конфликтам и противоречиям человеческой природы.
&nbdsp;Традиционно предшественником экзистенциализма считается датский философ С. Кьеркегор. Однако он был далеко не единственным экзистенциальным мыслителем. Другое дело, что экзистенциальная мысль в то время редко выражалась в форме философствования.
&nbdsp;Одним из выдающихся экзистенциальных мыслителей 19 века можно назвать норвежского поэта Юхана Себастиана Вельхавена (1807-1873). Собственно философских произведений у него нет. Философская мысль в Норвегии только начинает свой путь. У истоков её стоят такие мыслители, как Нильс Трешов, первый норвежский философ и учитель Хенрика Стеффенса; Я.Н. Мёллер, М.Швейгард. Они в значительной степени определяли духовный климат в Норвегии 19 в.
&nbdsp;Имя Вельхавена сопрягается с такими великими именами в философии, как Гегель и Кьеркегор. Первый имел на поэта основательное влияние, особенно в области эстетики, хотя формально Вельхавен выступал против гегелевской диалектики, именуя её "игрой со вспомогательными глаголами". Более интересным кажется сопоставление с Кьеркегором. Известно, что Вельхавен был знаком с ним лично. Кьеркегор признавался позже, что именно Вельхавен высказал мысль об "экзистенциальном" понимании философии, чего, по мнению поэта, не хватало современным ему гегельянцам. Вельхавен воспринимал не только философию, но и самоё жизнь "экзистенциально", т.е. "всерьёз", и эта "серьёзность" (Livsalvor) определяла миропонимание поэта. Он полагал, что именно с такой точки зрения поэзия должна подходить к осмыслению глубинных проблем. В его стихотворениях постоянно поднимаются проблемы жизни и смерти, страха и отчаяния, материального и духовного, вечного и преходящего. Для поэта эти вопросы не были темой академических дискуссий. Он сомневался в возможностях разума (Forstand) понять глубинные отношения бытия. Это возможно лишь при гармоничном сочетании "мысли" (Tanke) как "внутреннего представления" и "веры" (Tro). Залог успешного поэтического творчества, по Вельхавену, - естественная связь внутреннего мира поэта с высшими духовными субстанциями. Только так можно преодолеть изначально присущий человеку страх перед бытием и неведомыми силами.
Сельницин Алексей
Юхан Вельхавен -
Поэзия Норвегии
- Литература Норвегии
- Культура Норвегии
|