Юхан Борген (1902-1979) был выдающимся журналистом, литературным критиком,радиокоммен- татором и главное, великолепным романистом.
Тарьей Весос (1897-1970), его модернистские романы, наполненные особой атмосферой, илирика позволяют считать его одним из самых выдающихся писателей пятидесятых-шестидесятых годов.
Турборг Недреос (1906-87) пишет о судьбе женщин, поэтически воспроизводя действительность. |
Доминирующей темой норвежской литературы вовремя Второй мировой войны и первые послевоенные годы являются тяжелыевпечатления, полученные жителями Норвегии после долгого мирногопериода. Ярче всего готовность к борьбе и сопротивлению выражена в стихах,написанных в военные годы, и в множестве послевоенных романов, в которых авторыпытаются анализировать суть нацизма, дабы объяснить, почему одни во времяоккупации становились предателями, тогда как другие выдерживали это испытание(Сигурд Хуль, "Встреча у верстового столба", 1947, Аксель Сандемусе, "Былое -это сон", 1946).
Открытые вновь границы позволилипроникнуть в страну влияниюевропейского модернизма, который нашелсвое отражение в творчествепослевоенного поколения поэтов.Примерно в то же время модернизмнаходит свое выражение и в романе Тарьейя Весоса "Дом в темноте" (1945), первом из многих символических романов Весоса, которые поставили его в числопервых норвежских писателейпятидесятых-шестидесятых годов XX века.
Одновременно норвежские традициипсихологического и социального реализмаразрабатываются дальше Юханом Боргеном, (трилогия "Маленькой лорд",1955-57) и одним из прозаиков новогопоколения - Агнаром Мюкле, а такжеЕнсом Бьёрнебу, Турборг Недреос,Альфредом Хауге, КьеллемАскильдсеном, Бергльот Хубек Хафф,Финном Алнесом, Акселем Енсеном,Финном Карлингом и другими. Некоторыеиз них достигают больших высот вновелле, которая после войны становится важнейшим жанром норвежской литературы.
В лирике в шестидесятые годы некоторыепоэты продолжают развиватьутвердившиеся модернистские традициипятидесятых годов (Стейн Мерен, АрнольдЭйдслотт, Георг Юханнесен), в то времякак черты модернизма и болеетрадиционные средства выраженияпо-разному встречаются у других поэтов,например, у Улава Х.Хауге. Интересныепопытки выйти за рамки традиционногореализма в драматургии делалисьмногими, в том числе Енсом Бьёрнебу вего драме, написанной под влияниемБрехта, "Любители птиц" (1966), и Георгом Юханнесеном в "Кассандре" (1968). |