Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/События и юбилеи/Юбилейный 2013/Мунк от А до Я. Часть вторая/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Год БьёрнсонаГод Нансена–АмундсенаГод 2012
Архив культурных мероприятий Юбилейный 2013 Юбилейный 2014

Мунк от А до Я. Часть вторая

Статья на норге.ру публикуется
по согласованию и с разрешения
Посольства Королевства Норвегия в Москве

------------------------------------------------------

В юбилейный Год Мунка очень притягательной становится идея создания «мозаики» его жизни – причем очевидно, что у каждого она будет своя.

Мы представляем собственную версию – эта вторая часть нашей «энциклопедии». Первую часть можно прочитать здесь.

О - Осгорстранн – небольшой городок на берегу фьорда недалеко от Осло, где находился дом («дача») Мунка, в который художник приезжал каждое лето и где он написал много своих картин. Там произошло много знаменательных событий как в личной жизни (в частности, последний разговор с Туллой Ларсон), так и в творческой – была написана, например, картина «Девушки на мосту» (см. букву Д).

П – «Поцелуй», одна из многих известных картин Мунка, сюжет которой он неоднократно повторял в живописи и графике. Сам художник писал: «Древние были правы, утверждая, что любовь - это пожар, после которого остается одно лишь пепелище». На картине изображены слившиеся в поцелуе две фигуры – мужская и женская, как будто окутанные мглой. Полотно вызывает не радостное ощущение счастливой любви, а чувство эмоционального одиночества и невозможности обрести счастье с женщиной.

Р – «-Фриз для Рейнхардта» - название цикла работ, сделанных Мунком в 1906 - 1907 годах для Макса Рейнхардта. Это эскизы декораций и афиш к пьесе «Привидения» Г. Ибсена, а также то, что собственно и носит название «фриза», - картины в фойе театра также по «мотивам» пьес Ибсена. Через несколько лет картины были проданы на аукционе, когда театр стал испытывать серьезные экономические трудности. В юбилейном году фриз будет показан на грандиозной мунковской выставке в Осло. Картины были предоставлены Норвегии Германией.

С - Страх, движущая сила не только искусства, но и самой жизни Мунка. В картинах Мунка отражен страх не только перед смертью и жизнью, но и перед любовью и женщиной.

Т - Туберкулез можно назвать семейной трагедией Мунков. Мать Лаура умерла в 1868 году в возрасте 31 года, когда Эдвард был еще совсем маленьким, и ее заменила в семье тетя Карен, которая так никогда и не вышла замуж. Когда Эдварду было пятнадцать, от той же болезни умерла его старшая любимая сестра Юханне Софие. Эдвард очень любил и мать, и сестру, и их болезнь и смерть была для него страшным ударом и сильным потрясением, отразившемся на всем его творчестве.

У Университетский зал «Аула» стал одним из немногих залов, в которых Мунк мог разместить картины по собственному замыслу и желанию. Для «Аулы» были созданы 11 больших картин, самая известная из которых – «Солнце» (ширина – 8 м, высота – 4,55 м). Другими центральными картинами цикла являются «Alma Mater» и «История». Конкуренция между известными художниками, желающими получить заказ на декорирование университетского зала, была столь высокой, а сам процесс столь продолжительным, что предоставленные на суд жюри работы вызвали бурные дискуссии и даже несколько художественных скандалов. Сам зал был закончен в 1911 году, а картины Мунка обрели в нем свой дом лишь в 1916 году.

Ф - "Фриз жизни" - один из самых значительных «циклов» в творческом наследии Мунка, созданный в 1890-1910-е годы. В этот цикл входит и знаменитый «Крик». Сам же художник назвал «Фриз жизни» «поэма о жизни, любви и смерти».

В 1918 году художник писал: «Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение тридцати лет. Первая дата – 1888–1889 годы. Фриз включает "Поцелуй", "Барку юности", мужчин и женщин, "Вампира", "Крик", "Мадонну". Он задуман как цикл декоративной живописи, как само полотно жизни с ее неожиданными поворотами и во всех ее проявлениях – радостных и грустных, счастливых и трагичных.

Х – Хорнбэк – частная клиника в Дании в 1907 году по лечению нервных заболеваний, в которую Мунк хотел лечь по собственному желанию, потому что, по его собственным словам, «я понимаю, что просто обязан так поступить – иначе выгорю до кончиков нервов». Это «почти самоубийство», как назвал его художник, так и не произошло – он не только не явился к доктору Брюннигу, а попросту сбежал, заглушая свои проблемы вином. Однако в 1908 году у него произошел серьезный нервный срыв – и он также по собственному желанию лег в клинику доктора Якобсена (см. букву Н).

Ц – Цорн Андерс – известный шведский живописец и график, на которого Мунк несколько раз ссылался в качестве примера тлетворного влияния алкоголя и женщин на художника. Однажды близкий друг Мунка и коллекционер Густав Шифлер вызвал его на откровенный разговор об искусстве. Эдвард отвечал, что в молодости мог стимулировать себя спиртным, когда что-то у него не получалось, но вот совмещать алкоголь и женщин со временем отучился. «Это слишком большая нагрузка, - заявил он, - доказательством чему может служить Цорн!»

Ч – «Черный поросенок» - берлинское артистическое кафе, в котором в 1890-х годах собирался кружок скандинавских писателей и художников. Кабачок служил своего рода официальной резиденцией знаменитого Августа Стриндберга, который и дал ему название по черному мешку у входа, который шелестел на ветру и чем-то напоминал хрюкающего поросенка.

Ш – Шоколадная фабрика «Фрейя» заказала Мунку в 1922 году картины для одной из трех столовых. Мунк написал 12 полотен, которые были повешены на стены столовой для работниц фабрики. В 1934 году картины были развешаны под личным контролем Мунка в новом так называемом «Зале Фрейи». По мнению критиков, «Фриз Фрейи» менее драматичен, чем «Фриз жизни».

Щ Щит из дерева – одно из новаторских открытий художника в способах написания маслом. В 1898 году он создает картину "Метаболизм", для «основы» которой вместо обычного полотна использует деревянный щит со специально вырезанным рельефом. Первоначально эта картина называлась "Адам и Ева", работа раскрывает тему грехопадения, интересовавшую Мунка в то время, возможно, под влиянием любовной интриги, захватившей его в то время. Эта картина, наряду с «Криком» и другими шедеврами, входит в цикл работ «Фриз жизни» (см. букву Ф).

Э – Экелю, усадьба Мунка в Акере, ныне находящаяся на территории Осло, которую он купил в 1916 году и в которой жил до самой смерти в 1944 году. Владение Экелю состояло из большой желтой виллы в швейцарском стиле, яблоневого сада из 400 деревьев и больших земельных угодий.

После смерти Мунка усадьба приобрела коммуна Осло, там была устроена «колония художников» и построено 44 домика на территории. К сожалению, в 1960 году вилла Мунка была разрушена, а вот зимнее ателье, которое было построено в 1929 году по проекту архитектора Хенрика Булла, сохранилось.

Ю – Юль Дагни – муза многих художников и писателей (в том числе, несчастная любовь Августа Стриндбрега), писательница, автор книги об известном норвежском художнике Теодоре Киттельсене, пианистка и переводчик. По некоторым данным, у Мунка с ней был роман. Он был общим другом и Дагни, и ее сестры Рагнхильд. Он много раз писал их портреты (см. «Мадонна»), а также портреты их мужей, в частности, портрет мужа Дагни польского писателя Станислава Пшибышевского. Супруги Пшибышевские были знаковыми фигурами в берлинских интеллектуальных кругах. По инициативе Пшибышевского была написана первая книга о Мунке и его творчестве.

Дагни была моделью для таких известных картин Мунка как «Вампир», «Ревность», «Поцелуй» и, конечно, «скандальная» «Мадонна».

Дагни – главная героиня рассказа Юрия Нагибина «Трое и еще один», в котором он описал ее последнюю поездку в Грузию. Похоронена в Тбилиси.

Я - Яппе (Якоб) Нильсен - норвежский писатель, автор ряда романов и новелл, литературный и художественный критик, вел соответствующие разделы крупнейшей норвежской газеты "Дагбладет" с 1909 по 1931 год. Друг Мунка, - Эдвард считал Яппе своим самым близким человеком на протяжении всей жизни, что вовсе не мешало ему частенько быть недовольным Яппе. Нильсен не только активно помогал в устройстве выставок, но и неизменно писал о нем статьи в норвежской прессе, что во многом способствовало признанию Мунка на родине. Также являлся моделью для ряда картин гения – как в собственном образе (портреты Я. Нильсена), так и для картин из жизни богемы Кристиании.

Оригинал статьи см. на сайте портала «Норвегия - официальная страница в России» по адресу:

http://www.norvegia.ru/News_and_events/culture/-150/Munch-from-A-to-Z-Part-Two/

Иллюстрация 1: Эдвард Мунк: Автопортрет с бутылкой вина. 1906 г.

Иллюстрация 2: Эдвард Мунк: Солнце, 1911 г.

Иллюстрация 3: Эдвард Мунк: Вампир, 1895 г.

Фото: Munch Museum/ Munch-Ellingsen Group/ BONO, Oslo 2012

Автор: Наталия Будур

-----------------------------------------------------------

Опубликовано: БНИЦ/Шепелев К.В. Источник: Посольство Королевства Норвегия в Москве



Важно знать о Норвегии Мунк от А до Я. Часть вторая


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Мунк от А до Я. Часть вторая Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru