Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/События и юбилеи/Юбилейный 2013/Картины Мунка в Москве и Петербурге/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:



на правах рекламы:





Год БьёрнсонаГод Нансена–АмундсенаГод 2012
Архив культурных мероприятий Юбилейный 2013 Юбилейный 2014

Картины Мунка в Москве и Петербурге

Статья на норге.ру публикуется
по согласованию и с разрешения
Посольства Королевства Норвегия в Москве

13 октября в Осло завершила свою работу уникальная выставка работ Эдварда Мунка, цель которой устроители сформулировали так: «Главное - показать своеобразный вклад Мунка в современное европейское искусство».

У нас есть счастливая возможность увидеть две картины Мунка в Государственном музее имени А.С. Пушкина в Москве, а с 9 октября по 12 января 2014 года и другие работы художника – в Санкт-Петербурге.

«Девушки на мосту»                                                                     

В России рубежа веков меценатами была собрана очень хорошая коллекция произведений скандинавских художников – не только норвежских, но и шведских, датских и финских.

Лучшие произведения норвежской живописи рубежа XIX-XX веков оказались в России благодаря московским коллекционерам, которые прислушивались, в том числе, и к мнению Сергея Дягилева, считавшего северян одними из лучших художников Европы той поры. Фабриканты-меценаты собирали «разных» живописцев. Так, в основу коллекции европейских картин Сергея Ивановича Щукина легли полотна норвежца Фрица Таулова.

Щукин собирал коллекцию, в основном руководствуясь собственной интуицией. Совсем иным способом покупал картины Михаил Абрамович Морозов. Ему нужен был, прежде всего, совет знающего человека. Изначально он приобретал картины русской художников, но постепенно почувствовал вкус и к западной живописи.

 Одним из самых ярких шедевров «западного» собрания Морозова искусствоведы считают картину Мунка «Белая ночь. Осгордстранд», или «Девушки на мосту». Картина приобретена М.А. Морозовым на Салоне Независимых 1903 года.

Его коллекция была недоступна для широкого круга лиц. Все картины он хранил дома и очень неохотно пускал к себе желающих посмотреть на сокровища. Если у Щукина каждое воскресенье любой желающий мог прийти и насладиться искусством, то дом Морозова  был открыт только для близких и друзей.

Картина Мунка стала одним из его приобретений в Париже, куда М.А. Морозов непременно ездил дважды в год: в апреле он «совершал вояж» на Салон Независимых, в октябре  - на Осенний салон.

«Девушки на мосту», приобретенные Морозовым,  - один из семи авторских вариантов художника на «заданную» тему. Известно, что Мунк очень часто повторял свои картины, совершенствуя цвета и иногда несколько меняя композицию. Картина из собрания ГМИИ – авторский вариант, очень близкий к первоначальному, поскольку был написан вскоре после создания «первого оригинала» специально для Парижского Салона Независимых 1903 года.

 «Девушки на мосту» (в другом переводе «Девочки на мосту») - одна из самых известных картин Мунка, написанная им в редкий период покоя и душевной радости в Осгорстранде – небольшом городке на берегу фьорда недалеко от Осло, где находился дом («дача») Мунка, куда художник приезжал каждое лето.

Существует несколько вариантов картины, которую художник в письмах также называл «Летняя ночь». Самым первым вариантом (1899 или 1901) считается холст, хранящийся в Национальной галерее в Осло.

Некоторые искусствоведы усматривают в картине определенный эротический подтекст: девушки на мосту в белую ночь загляделись на отражение дерева в воде, которое называют «фаллическим».

Картину также считают  одной из первых, в которой явно проявилось тяготение Мунка к фовизму - авангардному направлению в искусстве начале ХХ века, отличительной чертой которого была «кричащая» выразительность цвета в картинах.

Напомним, что именем этого полотна названа основанная в 1996 году в Киркенесе компания арт-кураторов и продюсеров «Pikene på Broen», которая «посредством своих проектов организовывает встречи и возводит мосты через границы государств и жанров».

Увидев картину Мунка в Париже, М.А. Морозов обратился к А. Рутьеру, секретарю Салона независимых, с просьбой списаться с художником. 31 марта 1903 году Рутьер отправляет письмо Мунку и передает пожелание русского коллекционера купить картину. 31 марта он вновь пишет, что Морозов просит автора подписать полотно. Хотя это так и не было сделано, 30 апреля секретарь Салона сообщает великого норвежцу, что картина куплена за 300 франков. Все оригиналы писем ныне хранятся в Музее Мунка.

В 1910 году Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых в Москве (ставшая государственной в 1899 году) получила по завещанию предпринимателя, коллекционера и мецената М.А. Морозова картины из его собрания, среди которых были полотна многих известных художников, в том числе и «Девушки на мосту» Мунка.

После Октябрьской революции ленинским декретом в 1918 году в Москве был создан Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ) на основе национализированных и инвентаризированных коллекций М.А. Морозова и И.С. Щукина. Туда из «Третьяковки» позже была передана часть подаренной коллекции Морозова, в том числе – картина Мунка (1925 год).

В марте 1948 года И.В. Сталин подписал постановление о ликвидации ГМНЗИ. Часть картин был передана в Ленинград в государственный Эрмитаж, а часть, в том числе и картина «Девушки» на мосту», перешла на хранение в Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Картина находится в постоянной экспозиции.

Самый ранний графический портрет

За свою достаточно долгую жизнь Мунка создал большое, если не сказать – огромное, количество автопортретов. «Собственные портреты» имеют характер дневниковых записей: на них художник всегда отображает свое конкретное состояние в данный период жизни. Иногда замкнутое, суровое лицо окружено множеством деталей интерьера и пейзажем за окном, а иногда скептический самоанализ сочетается с хроникой дня («Автопортрет у окна», ок. 1940). Каждый раз художник показывает свое лицо, настойчиво желая узнать что-то новое о своем «я».

В рамках юбилейных торжеств «Мунк-150» по Норвегии прошло турне одного из шедевров художника - «Автопортрета с папиросой». Оно началось на Шпицбергене в день рождения Мунка 12 декабря 2012 года, а, когда картина «проехала» по всей Норвегии, в мае она была включена в состав экспозиции  юбилейной выставки «Мунк-150».

На «Автопортрете с папиросой» (1895) изображен загадочный художник, лицо которого обращено к зрителю. Фон расплывчат, фигура ярко освещена снизу, а акцент сделан на лицо и руки.

В самом конце жизни, смертельно уставший от окружающей действительности, Мунк написал один из самых известных своих автопортретов, на котором изобразил себя неподвижно застывшим в спальне рядом с часами, отмеряющими отведенный ему уже небольшой остаток времени («Автопортрет между часами и кроватью», 1940—1942).

Эдвард Мунк сам снимал фильмы и делал фотографии и, возможно, был первым автором, сделавшим фотографический автопортрет на вытянутой руке. «Я многому научился у фотографии. У меня есть старенькая камера, с помощью которой я сделал бесчисленные снимки себя, зачастую с неожиданными результатами. Однажды, когда я буду старым и мне не останется ничего, кроме как писать автобиографию, я вновь вытащу на свет все мои автопортреты», — сказал Эдвард Мунк в 1930 году.

Однако первые свои автопортреты художник делал вполне традиционным образом – углем, кистью и карандашом.

Удивительно, но малоизвестен тот факт, что в Пушкинском музее хранится самый ранний и один из самых известных и узнаваемых графических портретов художника с рукой скелета внизу, символизирующей бренность существования человека, о чем, как считал автор,  стоит задуматься даже в юном возрасте. Это литография довольно большого размера – 62,2 на 47 сантиметров. По верхнему краю доски идет надпись «Edward Munch 1895», а внизу справа на полях есть надпись карандашом «E. Munch 95». В фонд Пушкинского музея литография поступила в 1924 году из Румянцевского музея ГМИИ.

Литография широко известна – и была опубликована в каталоге выставки «Страна живительной прохлады». К сожалению, увидеть ее можно не часто – только на выставках.

Мунк приехал в Петербург

9 октября в Петербурге в Эрмитаже (Николаевский зал Зимнего дворца) открылась выставка "Шедевры экспрессионизма из собрания Батлинера в Альбертине", на которой представлены пятьдесят пять классических работ мастеров экспрессионизма, - часть коллекции австрийского Музея Альбертины. Выставка будет работать до 12 января будущего года.

Издательством Государственного Эрмитажа подготовлен научный иллюстрированный каталог выставки

Среди шедевров – работы Эдварда Мунка, в том числе и знаменитый «Зимний пейзаж».

Альбертина – один из старейших музеев Австрии. В основе его - коллекция, собранная еще в далеком XVIII веке герцогом Альбертом Саксен-Тешенским. В 1822 году Альбертина стала общедоступным музеем, в фондах которого были сотни тысяч рисунков и гравюр, созданные в период от позднего Средневековья до современности. В 1920 году в собрание вошли коллекции «графики» Королевской придворной библиотеки, а в 2007 году коллекционеры Герберт и Рита Батлинер передали в дар Альбертине  большое и поистине бесценное собрание живописи - более трехсот картин знаменитых живописцев от французского импрессионизма до наших дней. Именно в коллекции Батлинеров и были картины Мунка, которые сейчас можно посмотреть в Петербурге.

Не упустите такой возможности в юбилейный Год Мунка!


Оригинал статьи см. на сайте портала «Норвегия - официальная страница в России» по адресу:
http://www.norvegia.ru/News_and_events/culture/-150/Munch39s-paintings-in-Moscow-and-St-Petersburg/#.Unx7UPlims1
Иллюстрация 1: Эдвард Мунк: Девушки на мосту, 1903.
Иллюстрация 2: Эдвард Мунк: Автопортрет, 1895 г.
Фото: Munch Museum/ Munch-Ellingsen Group/ BONO, Oslo 2012
Автор: Наталия Будур
-----------------------------------------------------------
Опубликовано: БНИЦ/ Дарская Е.Д. Источник: Посольство Королевства Норвегия в Москве



Важно знать о Норвегии Картины Мунка в Москве и Петербурге


 

Библиотека и Норвежский Информационный Центр
Норвежский журнал Соотечественник
Общество Эдварда Грига


Картины Мунка в Москве и Петербурге Назад Вверх 
Проект: разработан InWind Ltd.
Написать письмо
Разместить ссылку на сайт Norge.ru