Нансен и инженер Андре
В 1930 году экипаж норвежского судна «Братвог» сделал сенсационную находку. На острове Белый был обнаружен последний лагерь шведского инженера Андре, возглавлявшего экспедицию на воздушном шаре к Северному полюсу в 1897 году. Экспедиция имела трагический финал, и только через тридцать три года наконец отыскали останки отважных воздухоплавателей, а также дневники, записные книжки, судовой журнал экспедиции, другие документы. Останки путешественников были доставлены в Швецию, а найденные документальные свидетельства их полета на воздушном шаре позже легли в основу знаменитого романа Пера Улофа Сундмана «Полет инженера Андре» (1967). Его книга была издана также в сокращенном переводе на русский язык. Сундман был известным писателем и политиком; в 1975-1992 году, вплоть до своей смерти, он являлся членом Шведской академии. Автор романов и сборников новелл, он получил международное признание благодаря этому документальному повествованию о шведской экспедиции к Северному полюсу. Автор многие годы изучал полученные документы, прежде чем со скрупулезной точностью восстановить эту трагическую историю в своем романе, который затем будет отмечен литературной премией Северного Совета, а в 1982 году его экранизирует режиссер Ян Труэлль. Но вот что любопытно: несмотря на то, что само произведение названо именем главного героя, можно смело утверждать, что значительную роль играет в нем образ Фритьофа Нансена. Главы романа охватывают наиболее важные события, связанные с подготовкой и проведением экспедиции: «Стокгольм, осень 1896», «Париж, весна 1897», «Шпицберген», «Полет на воздушном шаре», «Лед», «Зимовка». Перед читателями предстает бурная, исполненная драматических событий и перемен эпоха рубежа веков, когда на карте мире еще не было двух независимых государств, Норвегии и Швеции, когда вплоть до 1905 года существовало, в виде унии, шведско-норвежское королевство. Это была также эпоха великих путешественников, когда, в частности, разворачивалась амбициозная гонка к Северному полюсу. Что же подвигло шведского инженера Андре включиться в эту гонку и попытаться осуществить столь рискованную экспедицию? Соломон Август Андре был инженером, путешественником и воздухоплавателем, он вошел в историю как организатор шведской экспедиции к Северному полюсу, в результате которой все три ее участника погибли. В своей стране он был уже известен как человек, совершивший первое путешествие на воздушном шаре из Швеции в Финляндию. Между тем, как отмечают исследователи, у него в целом имелся очень небольшой опыт полетов (40 часов) к тому времени, когда он обнародовал свои планы путешествия к Северному полюсу. В 1895 году он выступил с докладом об экспедиции на заседании Шведской Академии наук, затем этот же доклад был представлен Шведскому географическому обществу. По мнению инженера Андре, целью подобной экспедиции могло бы быть проведение разнообразных научных исследований после достижения географической точки Северного полюса. В качестве транспортного средства для экспедиции Андре предлагал использовать воздушный шар. Базой он выбрал Шпицберген, и расстояние до полюса (около 1200 км) планировал преодолеть за двое суток. Затем он намеревался совершить перелет в Канаду или Россию. (1) Планы организации экспедиции к Северному полюсу широко обсуждались в шведском обществе, инженер Андре получил финансовую поддержку от короля Оскара II, Альфреда Нобеля и других. На собранные средства парижским мастером Анри Лашамбром был построен воздушный шар: его оболочка была сделана из нескольких слоев китайского шелка и покрыта лаком. И вот в июне 1896 года из Гётеборга вышло грузовое судно «Вирго», на борту которого находились три участника воздушной экспедиции: сам Соломон Андре, Нильс Стриндберг (физик и фотограф) и Нильс Экхольм (метеоролог и астроном). Судно подошло к Шпицбергену, там построили ангар, шар был заполнен газом, оставалось только дождаться попутного ветра. Сундман так описывает события 1896 года в своем романе: «Двадцать первого августа завершилась великая норвежская полярная экспедиция. Три года «Фрам» дрейфовал во льдах, наконец бросил якорь в гавани Тромсё, и в тот же день, 21 августа, Фритьоф Нансен, который пятнадцать месяцев шел через льды вместе с лейтенантом Юхансеном, вновь ступил на палубу своего корабля <...> Все газеты мира славили Нансена как героя... Его полярная экспедиция самая замечательная и самая успешная в истории, если не считать плавание Норденшёльда и открытие Северо-восточного прохода. Три дня студенты Христиании не переставали пить, ходили толпами по улицам, пели патриотические песни и требовали расторжения унии со Швецией... ». Иначе обстояло дело с планами инженера Андре. В Стокгольме и Гётеборге его провожали как героя, у него был самый совершенный аэростат, который когда-либо конструировался; но все напрасно. «Даже гениальный инженер не может взнуздать стихии и заставить ветры воздушного океана дуть, куда ему нужно». Попутного ветра они так и не дождались. По условиям контракта, «Вирго» нельзя было дольше задерживать на Шпицбергене, и поэтому Андре принял решение перенести экспедицию на следующий год. Итак, первая неудача, а за ней не замедлили последовать и другие. Вернувшись в Швецию, Нильс Экхольм отказывается от участия в полете, и его место занимает молодой инженер Кнут Френкель. Именно от его лица ведется повествование в романе Сундмана. Дух соперничества, наполнявший ту эпоху в шведско-норвежском королевстве, ощутим и на страницах романа. Шведы ревниво следят за тем, как восхваляют Нансена во всем мире, и Кнут Френкель цитирует тогдашнюю английскую газету, которая писала о чрезмерном честолюбии шведского народа и о том, что он мог бы позволить себе оставить часть лавров девятнадцатого столетия другому скандинавскому народу, не менее храброму и отважному. Но этот дух соперничества силен как никогда. В шведских политических и научных кругах чувствуют уколы зависти. Опять Нансен, снова все внимание приковано только к нему. «Арктическое лето коротко. В 1896 году летние ветры упорно дули с севера. Мы не могли стартовать... Двадцатого августа началось наше прискорбное отступление. Это был тот самый день, когда газеты всего мира возвестили в экстренных выпусках, что «Фрам» и Нансен вернулись после долгого и успешного полярного странствия. Мы прибыли в Тромсё. Никто не обратил на нас внимания, ведь там находились Нансен и «Фрам». Мы двинулись на юг вдоль норвежского побережья, где каждый город, каждый рыбачий поселок нетерпеливо ждали Нансена. Мы прибыли в Гётеборг, там нас встречала горстка людей. Газеты были полны фотографий и репортажей по поводу экспедиции Нансена. Когда мы уезжали из Стокгольма, накануне нас принял король Оскар. Когда мы вернулись в Стокгольм, король уже выехал в Христианию, чтобы приветствовать Нансена и его людей. Иногда мне кажется, что Андре ненавидит Нансена, — если только он вообще способен кого-либо ненавидеть. Но тогда у него была причина для благодарности, ведь за триумфом Нансена прошла незамеченной наша неудача». Нансена нельзя было игнорировать, не считаться с ним. В романе описывается стокгольмский визит Нансена, когда он был награжден медалью «Веги» и когда инженер Андре провел со знаменитым норвежцем долгое совещание. Его интересовали метеорологические наблюдения норвежской экспедиции, снаряжение, опыт зимовки. И Нансен сказал ему, что меховая одежда никуда не годится: она слишком плотная, намокнет от пота, потом обледенеет. Лучше всего пористая одежда из шерсти, а к ней — штормовка из плотной хлопчатобумажной ткани и анорак, куртка с капюшоном. В конце мая 1897 года «Вирго» вновь подошло к Шпицбергену. В июне воздушный шар, который назвали «Орел» (Örnen), уже находился в ангаре. И снова потянулись дни томительного ожидания попутного ветра. Неудачи следовали одна за другой. Сначала надолго установился штиль, затем разыгрался шторм. Наконец 11 июля участники экспедиции приготовились к отлету. Они заняли свои места в гондоле, канаты были перерезаны, и «Орел» начал свой полет на север. Нильс Стриндберг воскликнул: «Да здравствует старая Швеция!» (Lefve gamla Sverige!) Полет воздушного шара с самого начала пошел не по плану. Он стал опускаться, гондола коснулась поверхности воды. Сбросили балласт (мешки с песком), но оборвались канаты, и «Орел» практически стал неуправляемым. Тем не менее во время полета воздухоплаватели фотографировали местность, делали дневниковые записи. Отчеты о полете отправлялись с голубиной почтой или вкладывались в пробковые буйки, которые выбрасывались за борт. По этим записям значительно позже был воссоздан ход экспедиции. Из-за дождя и тумана шар снова опустился. Он покрылся коркой льда, и было ясно, что далеко он не пролетит. Инженер Андре принял решение прекратить полет. Утром 14 июля шар опустился на лед. Путешественники находились примерно в 800 км от своей цели — Северного полюса. Полярники приготовились к походу через льды, по направлению к Земле Франца-Иосифа, где для них был приготовлен продовольственный склад. Но вскоре они поняли, что им туда не добраться, и решили зимовать на дрейфующем льду. Их прибило к острову Белый (Vitön). Там они и нашли свою смерть. Причины гибели Андре и его спутников многие годы обсуждались учеными разных стран. Американцы предположили, что участники экспедиции погибли от отравления угарным газом. Этой же точки зрения придерживался и советский ученый С.В. Обручев. По мнению других, причиной стало заражение трихинеллезом, из-за питания мясом больных белых медведей. В сегодняшней оценке экспедиции на воздушном шаре современные исследователи сходятся во мнении о том, что инженер Андре явно игнорировал многие недостатки своего чрезвычайно опасного и рискованного плана. Воодушевленный патриотическим энтузиазмом своих соотечественников, он в спешке упустил ряд настораживающих моментов. Во-первых, воздушный шар был доставлен на Шпицберген из Парижа, не пройдя предварительных испытаний. Во-вторых, замеры показывали, что утечка газа из шара гораздо выше, чем ожидалось. И так далее. Инженер Андре упорно закрывал глаза на эти факты, полагаясь на чудеса техники и недооценивая погодных условий. Современные ученые единодушны в том, что экспедиция инженера Андре была совершенно нереальной. Путешественник слишком полагался на попутный ветер, хотя в то время знания о направлении ветров в Арктике были чисто гипотетическими. Андре не прислушался к критике Экхольма, который отказался от участия в экспедиции: тот сделал собственные замеры и подтвердил, что шар не долетит до Северного полюса, так как утечка газа слишком высока. Но спонсоры и пресса следили за каждой задержкой, рапортуя о ходе подготовки к экспедиции и требуя результата. Как же можно было обмануть их ожидания? В такой ситуации Андре просто не мог сообщить газетам о том, что допустил ошибки в оценке возможностей своего воздушного шара и метеорологических условий. Его план экспедиции питал национальную гордость шведов, мечты о том, что Швеция займет ведущее место в изучении Арктики. Участников экспедиции восхваляли как национальных героев и впоследствии скорбели об их исчезновении. Части снаряжения, оставшиеся от экспедиции инженера Андре, в том числе гондола, находятся сегодня в Nanoqmuseet в финском городе Якобстад. Там же имеются экспонаты и других полярных экспедиций — Нансена и Амундсена. А в родном городе инженера Андре, в Гренне, есть музей, в котором хранятся многие находки с острова Белый. Роман Сундмана рисует нам образ шведского воздухоплавателя как человека, оказавшегося под давлением пропагандистской шумихи, поддавшегося на уговоры спонсоров. В условиях соперничества с норвежцами, которые все больше стремились к независимости от Швеции, Андре пожертвовал своей жизнью и жизнью двух своих спутников, став, по мнению Сундмана, жертвой националистической горячки рубежа веков, — жертвой собственной рекламной компании. Однако именно Норвегия, находясь еще в унии со Швецией, фактически достигла гораздо больше успехов в исследованиях Арктики, благодаря Фритьофу Нансену. Сундман описывает в своем произведении встречу двух путешественников, еще до полета на воздушном шаре, и слова его звучат примиряюще в отношении этих подвижнически настроенных людей: «И вот 24 августа 1896 года норвежец Нансен и швед Андре встретились в Тромсё на севере Норвегии. Нансен добился успеха, говорил я, и теперь его знает весь мир. Весь мир, весь цивилизованный мир знал имя Андре, его планы обсуждались не только в Швеции, но и в Берлине, Вене, Риме, Америке, Париже и Лондоне. Но ему так и не пришлось обрубить причальные канаты. Он потерпел неудачу. Никому не известно, о чем разговаривали между собой эти два незаурядных человека, один из которых прославился тем, что сделал, другой тем, что задумал». («Som sagt, måndagen den 24 augusti 1896, möttes normannen Nansen och svensken Andreé i Tromsö i det nordligaste Norge. Nansen hade lyckats, sade jag, och hela världen vet numera vem Nansen är. Hela världen, hela den civiliserade världen, kände Andreés namn och hans luftseglingsplan och den hade diskuterats inte bara i Sverige utan också i Berlin, i Wien, i Rom, i Amerika, i Paris och i London. Men han hade aldrig fått tillfälle att kapa ballongens förtöjningar, han hade misslyckats, Ingen vet vad de två märkliga männen samtalade om, han som var berömd för vad han gjort och han som var berömd för vad han tänkt göra».)
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В.
Т.А. Чеснокова - Нансен и инженер Андре (По страницам романа Пера Улофа Сундмана) Т.А. Чеснокова - Нансен и инженер Андре (По страницам романа Пера Улофа Сундмана)
|