Конституция Норвегии от 17 мая 1814 г.
Конституция Норвегии (Королевства Норвегия) от 17 мая 1814 г.
(текст Конституции приводится по сборнику "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.) Вводная статья
Конституция Королевства Норвегия от 17 мая 1814 г.
Вводная статья
Норвегия расположена на западе и севере Скандинавского полуострова Европы. Ее территория вместе с архипелагом Шпицберген и островом Ян-Майен равна 386,3 тыс. кв.км. Население составляет 4,3 млн. человек (по данным 1996 г.). Из них норвежцы - примерно 96%, а на севере страны в основном проживают саами (лапландцы). Население Норвегии расположено неравномерно: оно сосредоточено в основном в южной части страны, причем более 45% его составляют городские жители, причем в последние годы отмечен рост численности работающих в Норвегии иммигрантов. Официальным языком является норвежский, но государство поощряет изучение в школах, где обучаются иммигранты, их языка, культуры и традиций. Хотя в Норвегии провозглашена свобода совести, официальной религией страны признается евангелическо-лютеранская. Ее исповедует основная часть населения и в ней обязаны исповедоваться Король и члены королевской семьи, а также члены Правительства, отвечающие за вопросы церкви. В административно-территориальном отношении Норвегия разделена на 18 фюльке, которые, в свою очередь, разделены на городские и сельские коммуны. История Норвегии тесным образом переплетена с историей других Скандинавских стран. Так, в XIII в. в подчинении Норвегии находились Исландия и Гренландия. Но возникшие впоследствии экономические и иные трудности привели к тому, что к концу XIV в. страна потеряла свою независимость. В 1397 г. на основе Кальмарской унии, заключенной между Данией, Норвегией и Швецией, последние две попали под власть Дании. А через полтора столетия Норвегия лишилась последней доли самостоятельности, превратившись в датскую провинцию во главе с датским наместником. Но в конце XVIII - начале XIX в. в стране стали усиливать свои позиции местная промышленная и торговая буржуазия, чиновничество, укрепился свой торговый флот. Это привело к росту национального самосознания и стремления к независимости. Однако на положение Норвегии решающее влияние оказала международная обстановка. В начале XIX в. в борьбе Франции со странами антинаполеоновской коалиции Дания, в отличие от Швеции, поддерживала наполеоновскую Францию, поражение которой отразилось и на ее союзнице - Дании. Державы-победительницы щедро расплатились со Швецией. По Кольскому мирному договору от 14 января 1814 г. Дания отказалась от своих прав на Норвегию, согласившись передать ее Швеции. При этом норвежские владения - Исландия, Гренландия и Фарерские острова остались за Данией. Но договор, заключенный без ведома норвежского народа, норвежцы признать не захотели. По требованию буржуазии, дворянства и местного чиновничества датский наместник Кристиан-Фредерик созвал Учредительное собрание в г. Эйдсволле, которое 17 мая 1814 г. приняло Конституцию Норвегии, действующую до сих пор. По месту ее принятия ее часто называют Эйдсвольской. Оно же избрало норвежским королем датского принца Кристиана-Фредерика. Швеция не признала независимость Норвегии. Опираясь на поддержку держав-победительниц, она развязала войну с Норвегией, завершившуюся подписанием 14 августа 1814 г. Мосской конвенции, на основе которой Норвегия должна была находиться в унии со Швецией во главе со шведским королем. Уния просуществовала до 1905 г., в связи с чем в Конституцию были внесены соответствующие изменения. Эта Конституция является старейшей в Европе. Однако она не осталась неизменной со времени ее принятия. В ходе исторического развития в нее были внесены многочисленные изменения и дополнения. Кроме того, государственный строй страны подвергался существенным изменениям и в процессе приспособления конституционной практики к новым потребностям общественного развития без включения соответствующих поправок в текст Основного закона страны. В результате этого действующая Конституция значительно отличается от ее первоначального текста. Условно конституционную историю Норвегии можно разделить на три крупных периода. В первом периоде (1814-1905 гг.) после того, как Норвегия в результате Мосской конвенции попала в зависимость от Швеции, конституционные поправки отразили передачу исполнительной власти в руки шведского короля, который для руководства Норвегией назначал в нее своего наместника. По форме правления Норвегия определялась как дуалистическая монархия со слабо развитыми демократическими институтами. Второй период берет свое начало от провозглашения независимости Норвегии в 1905 г. Изменения Конституции закрепили разрыв унии со Швецией, преобразование Норвегии в самостоятельное государство. С этого времени и до конца Второй мировой войны последующие изменения Конституции и конституционная практика направлены были на переход от дуалистической монархии к парламентарной монархии, поэтапное введение принципов парламентаризма, постепенное признание различных демократических институтов. Третий, современный период конституционного развития в результате проведенных изменений Конституции и действующей конституционной практики дает основание определить Норвегию как парламентарную монархию, как государство с развитыми демократическими институтами, государство, признающее себя частью мировой экономической и политической системы, допускающее в целях международного мира и сотрудничества передачу части прав норвежских государственных органов различным международным объединениям. Эйдсвольская Конституция, определив Норвегию как дуалистическую монархию, имела целью обеспечить преобладание парламента над королевской властью. В ней явно прослеживались более сильные позиции парламента - Стортинга по сравнению со шведским Риксдагом по Конституции 1809 г. Норвежская буржуазия, дворянство и чиновничество видели в Стортинге орган, представляющий их интересы, опасаясь усиления влияния шведских правящих кругов через шведского короля. Норвежская Конституция, в отличие от шведской, не ограничивала законодательные права Стортинга. Он с самого начала признавался единственным законодательным органом страны. В Основном законе нет положений о принадлежности законодательной власти парламенту и главе государства совместно. Монарх рассматривался лишь как глава исполнительной власти. Принимаемые королем в соответствии с 17 Конституции постановления по вопросам торговли, таможни, ремесел, промышленности и полиции не должны были противоречить Конституции и законам, носили временный характер и нуждались в последующем утверждении Стортинга. Стортинг был наделен также и значительными финансовыми правами: вводить налоги, другие повинности, определять кредиты на государственные нужды, цивильный лист короля и членов королевской семьи, устанавливать оклады государственных служащих, заключать займы, контролировать расходы государственных средств. Стортинг мог привлекать к юридической ответственности министров, государственных служащих, судей Верховного суда и принимать участие в их осуждении, поскольку Государственный суд, который был уполномочен их судить, включал как членов Верховного суда, так и Лагтинга - верхней части Стортинга. В целях определенной независимости парламента в Конституцию был включен 85, который гласил: "Тот, кто повинуется приказу, ведущему к нарушению свободы и безопасности Стортинга, признается виновным в государственной измене". В Конституции закреплялся и депутатский иммунитет. Стортинг, в отличие от существовавших в то время двухпалатных парламентов, имел своеобразную структуру. Он избирался гражданами целиком, а затем 1/4 часть депутатов избиралась в его верхнюю часть Лагтинг. Остальные депутаты составляли нижнюю часть - Одельстинг. Отдельно в каждой части рассматривались только законопроекты, все остальные вопросы решались на объединенном Стортинге. Однако такая структура имела некоторое сходство с двухпалатной, т.к. члены Лагтинга должны были отвечать более высоким возвратным и имущественным требованиям по сравнению с Одельстингом. В силу этого Лагтинг выступал как более консервативная часть парламента по сравнению с Одельстингом. Но и весь Стортинг избирался на основе недемократического избирательного права. Оно не было ни всеобщим, ни равным. Депутаты должны были отвечать определенным имущественным цензам, цензу оседлости, высок был избирательный возрастной ценз. Не соблюдался принцип равной численности избирателей для выборов одного депутата. Не имели избирательных прав женщины. Дуалистическая монархия как форма правления нашла свое выражение в независимости исполнительной власти во главе со шведским королем перед Стортингом. Правительство формировалось королем независимо от соотношения сил в парламенте, было неответственно перед ним, свободно от парламентского контроля за его деятельностью, если не считать финансовый контроль. Король довольно активно использовал право вето на принятые Стортингом законы. Наиболее важные вопросы, касающиеся исполнительной власти, решались Государственным советом, который состоял из наместника короля и членов правительства. Стортинг был полностью отстранен от решения внешнеполитических и внешнеэкономических вопросов, решения вопросов войны и мира. Но в то же время Король не мог досрочно распустить Стортинг. Конституция включает главу, касающуюся судебной власти. Однако в ней имеются лишь нормы, посвященные порядку образования и компетенции Государственного и Верховного судов. Специальной главы, закрепляющей демократические права и свободы, Основной закон не содержит. Только в главе "Общие постановления" содержались нормы о том, в каких случаях допускаются ограничения неприкосновенности личности и жилища, свободы собраний и печати ( 104 закреплял неприкосновенность частной собственности, а 105 допускал возможность ее национализации для общественной надобности за полное возмещение). Поскольку Конституция принималась в начале XIX в., то в ней имелись и до сих пор сохранились некоторые архаичные формулировки. Так, провозглашая свободу собраний, 99 устанавливает, что против нее может быть применена военная сила, если "собрание угрожает общественному спокойствию и не расходится немедленно после того, как гражданской властью будут трижды громко прочитаны статьи закона о мятеже". Следует отметить, что навязанная стране уния понималась в Швеции и Норвегии по-разному. Шведская королевская власть считала Норвегию своей собственностью, а норвежцы заявляли, что "независимая Норвегия свободно соединилась со Швецией, следовательно, имела право решать сама и так, как ей заблагорассудится, свои внутренние дела и должна занимать в унии, безусловно, равное со Швецией место". В течение целого столетия борьба за предоставление независимости Норвегии шла главным образом под флагом усиления прав Стортинга, поскольку именно его норвежцы рассматривали как основного представителя своих национальных интересов. Эта борьба чаще всего приводила к уступкам со стороны королевской власти. Хотя законодательная власть по Конституции принадлежала Стортингу, он не мог ее активно использовать из-за трех причин. Во-первых, его сессии проходили раз в три года, в то время как развитие страны требовало широких преобразований прежде всего в экономической сфере. Во-вторых, законодательная деятельность затруднялась вследствие сложного порядка принятия законопроектов в обеих частях Стортинга. Поскольку Лагтинг представлял в то время консервативную часть парламента в силу более высоких цензов, установленных для его депутатов, разногласия между частями Стортинга возникали довольно часто, что нередко приводило к отложению законопроектов на целых три года - до следующей сессии парламента. В-третьих, шведский король, как уже отмечалось, довольно активно пользовался правом вето, которое в то время было абсолютным. Это давало возможность шведским правящим кругам затягивать решение неугодных им вопросов на десятки лет. Первая трудность была преодолена принятием Закона 1869 г., который ввел проведение ежегодных сессий Стортинга. Второе затруднение было устранено путем изменения порядка формирования Лагтинга. В соответствии с Законом 1869 г. он стал избираться на пропорциональной основе - с учетом соотношения сил в Стортинге, упразднены были специальные цензы для депутатов Лагтинга по сравнению с депутатами Одельстинга. Это свело к минимуму частые разногласия между ними, имевшие место ранее. Стортинг добивался предоставления ему права контроля за деятельностью королевского правительства и его администрации. Так, с 1880 г. в парламенте появились посты финансовых ревизоров, осуществляющих проверку государственных расходов и отчетов Правительства об исполнении государственного бюджета. В результате длившегося 12 лет конфликта между законодательной и исполнительной властью (1872-1884 гг.), получившего название "вето-разногласия", король вынужден был согласиться на введение в парламентскую практику принципа ответственности правительства перед Стортингом, хотя в Конституции этот принцип до сих пор не закреплен. В силу унии со Швецией Стортинг был лишен каких-либо прав в области внешней политики и обороны. Любые попытки устранения этих недостатков, например, введения поста министра обороны, создания собственных, отдельных от Швеции, посольств и консульств, наталкивались на королевское вето*(1). Предоставление Норвегии прав в указанных областях произошло уже после разрыва унии и получения Норвегией в 1905 г. полной независимости. Борьба за независимость Норвегии активизировалась в конце XIX столетия после формирования трех крупных политических партий*(2), которые в то время выступали единым фронтом. В начале XX столетия для Норвегии сложилась благоприятная международная обстановка. Воспользовавшись усилением революционного движения в Европе, а также революцией в России, Стортинг 7 июня 1905 г. объявил о разрыве унии со Швецией. На этот раз ни Англия, ни Россия не поддержали Швецию, да и рабочий класс в Швеции выступил против насильственных действий в отношении Норвегии. Проведенный затем в Норвегии референдум дал подавляющее число голосов в поддержку соответствующего решения Стортинга. Второй период конституционного развития Норвегии начался с принятия нескольких резолюций Стортинга, закрепивших в Конституции новый статус государства. В соответствии с новой редакцией ее 1 Норвегия провозглашалась "свободным, независимым, неделимым и неотчуждаемым государством". Отменен был 14, определяющий в качестве наместника шведского короля в Норвегии кронпринца Швеции, а также 15, в котором признавалась уния со Швецией. Хотя в Норвегии не было своей правящей династии, дворянско-буржуазные круги страны пошли на сохранение монархии. 18 ноября 1905 г. парламент избрал датского принца Карла норвежским королем (Хокон VII). 6 закрепил агностический порядок наследования престола - по прямой мужской линии, при этом ближайшей линии отдавалось предпочтение перед отдаленной и старшей - перед младшей. При отсутствии наследника престола вопрос окончательно решался Стортингом. Перед тем как приступить к исполнению своих функций, король должен был принести присягу, в которой обязывался "править Норвежским Королевством в соответствии с Конституцией страны и ее законами". Формально изменения Конституции не изменили формы правления и не затронули привилегий королевской власти. В соответствии с ее буквальным текстом в государстве сохранился дуализм власти. Король самостоятельно формировал правительство, которое было ответственно перед ним. Он мог уволить в отставку как отдельных министров, так и все правительство в целом. Однако Конституция устанавливала определенные требования, предъявляемые к министрам: их минимальный возраст составлял 30 лет, не менее половины членов правительства должны были исповедовать официальную евангелическо-лютеранскую религию, указывалось также минимальное число его членов. Король самостоятельно назначал высших должностных лиц государства, основная часть которых становилась несменяемыми, назначал судей, губернаторов на местах. Король являлся главнокомандующим страны, имел право объявлять войну и заключать мир, направлять внешнюю политику страны, заключать международные договоры, назначать дипломатических и консульских представителей Норвегии за границей. Но шаг за шагом все больше набирали силу конституционные изменения и конституционная практика, направленные на ограничение королевских прав, на передачу их частью Стортингу, а частью правительству, на усиление парламентского контроля за исполнительной властью. Согласно 79 в ред. Закона 1913 г. король вместо права абсолютного вето в отношении принятых Стортингом законов получил лишь право относительного вето. Однако чтобы его сломить, требовалась сложная процедура: соответствующий закон в одной и той же редакции должен был быть принят в трех следующих друг за другом стортингах на трех очередных сессиях. Что же касалось конституционных изменений, то при сохранении сложной процедуры их принятия Стортингом король по отношению к таким законам право вето потерял. Они подписывались председателем и секретарем Стортинга и должны были опубликовываться королем. Во втором периоде конституционного развития стали вводиться определенные формы парламентского контроля за правительством. Так, для осуществления текущего контроля за внешней политикой короля и правительства в Стортинге был создан конституционный и внешнеполитический комитет. В 1905 г. был образован протокольный комитет Одельстинга, получивший право требовать от правительства все документы, характеризующие его деятельность. Начала складываться практика, в соответствии с которой король стал формировать правительство с учетом соотношения партийных сил в парламенте, что является одним из важнейших принципов парламентаризма. Постепенно большинство прав короля в сфере исполнительной власти перешло к правительству. Так, решения монарха в Государственном совете в соответствии с конституционными изменениями 1911 г. требовали контрасигнования премьер-министра и соответствующего министра. Министры, не согласные с решением короля, должны были высказать свои соображения и занести свои возражения в протокол. Ответственность за принятые решения несли те министры, которые не высказали своих возражений. Если все правительство было не согласно с королевским решением, то король либо сам от него отказывался, либо правительство уходило в отставку. Король стал назначать на государственные посты по рекомендации правительства. Однако вплоть до окончания Второй мировой войны монарх сохранял еще реальные права в сфере внешней политики и обороны. Так, в годы Второй мировой войны сын короля Хокона VII кронпринц Улоф принимал активное участие в ведении переговоров со странами антигитлеровской коалиции. Постепенно Стортинг стал принимать к своему рассмотрению все большее число вопросов, которые он считал важными. Он стал избираться раз в четыре года, а не в три, как это было раньше, и по-прежнему не мог распускаться досрочно. Число его членов было увеличено до 150. По Закону 1907 г. парламент собирался на свои очередные сессии в строго установленный Конституцией срок, а его сессии длились столько, сколько он находил нужным, таким образом, в этом отношении он был независим от исполнительной власти. Но по рекомендации правительства король мог созвать Стортинг на внеочередные сессии. Конституция установила несовместимость депутатского мандата с членством в Государственном совете. В этот период конституционного развития в Норвегии укрепляется многопартийная система, усиливают свои позиции различные политические партии, представляющие интересы всех социальных слоев общества. Большое влияние на политическую жизнь приобретает партия социал-демократической направленности - Норвежская рабочая партия, которая вместе с Либеральной и центристской Крестьянской партиями ведет борьбу за демократизацию политической жизни страны. Эта борьба давала свои плоды. Прежде всего демократизировались избирательное право и избирательная система, что не могло не сказаться на составе Стортинга и характере принимаемых им законов. Прежде всего отменялись различные ограничения избирательного права. Был ликвидирован имущественный ценз. По конституционным законам 1913 и 1920 г. право голоса получили граждане - мужчины и женщины, которым исполнилось 23 года. Но в то же время сохранился пятилетний ценз оседлости. От участия в выборах отстранялись лица, привлеченные к уголовной ответственности, осужденные по суду, лица, уличенные в грубом нарушении избирательного законодательства (покупка и продажа голосов, голосование более чем в одном участке), а также недееспособные. Избирательное право по-прежнему оставалось неравным, т.к. 57 Конституции установил, что соотношение от сельских и городских избирательных округов должно составлять 2:1. Для обеспечения всеобщности избирательного права поправка к Конституции 1929 г. давала возможность избирателю, который не мог явиться на выборы по уважительной причине, передавать свой бюллетень по доверенности. На основании новой редакции 59 Конституции, принятой в 1919 г., в Норвегии вместо мажоритарной избирательной системы введена пропорциональная система. Но сохранились и негативные черты в избирательном праве. Так, для получения пассивного избирательного права устанавливался возрастной ценз в 30 лет, требовался 10-летний срок проживания не только в стране, но и в том избирательном округе, от которого баллотируется кандидат в депутаты. Кроме того, принятая в то время пропорциональная избирательная система содержала в себе такие методы определения числа мест, получаемых той или иной партией, которые не обеспечивали подлинной пропорциональности между числом поданных за партию голосов и числом полученных ею мандатов. В результате такой системы наибольшие преимущества приобретали самые крупные политические партии. В рассматриваемый период конституционного развития под давлением демократических сил Стортинг принял целый ряд законов, регулирующих некоторые вопросы в области трудового законодательства, социального страхования, направленных на отмену некоторых форм дискриминации женщин в различных сферах жизни и др. Однако ни одного права из социально-экономической области не нашло отражения в Конституции. Указанные процессы проходили параллельно Основному закону страны. Что же касается политических и личных прав и свобод, то в Конституции сохранились прежние формулировки, характерные для времени ее принятия. Третий период конституционного развития берет свое начало со времени окончания Второй мировой войны, когда в Норвегии полностью восторжествовали все принципы парламентаризма, когда по форме правления Норвегия стала парламентарной монархией, когда ее можно причислить к государствам с широко развитыми демократическими правами и свободами граждан, с созданной системой гарантий этих прав и свобод. Хотя в этот период в Конституцию не вносились какие-либо изменения, направленные на ограничение королевских привилегий, на практике почти все полномочия в сфере исполнительной власти перешли к Правительству. Те же, которые остались за ним, монарх осуществляет по рекомендации Правительства или премьер-министра. Король уже давно не использует право вето в отношении принятых Стортингом законов, он только формально их подписывает. Он не прибегает к изданию временных постановлений в экономической области в период между сессиями парламента. В случае необходимости Правительство предпочитает созыв внеочередной сессии парламента. Король выступает с тронной речью на открытии сессии Стортинга, однако излагает он в ней, по существу, программу правительственной деятельности на соответствующий период. У Короля реально сохранились главным образом представительские функции. Тем не менее, за ним осталась важная сфера деятельности, связанная с формированием Правительства. Хотя оно образуется с учетом соотношения партийных сил в Стортинге, но на практике ни одна из политических партий не получает большинства мест в парламенте, Король принимает активное участие в переговорах, проводимых лидерами партийных фракций, по вопросу о том, кому из них он должен поручить формирование Правительства. Все же следует учитывать, что закрепленные за монархом полномочия на основе Конституции могут рассматриваться как резервное оружие, которое он в состоянии использовать в критических ситуациях. К числу конституционных изменений, касающихся королевской власти, относится реформа порядка престолонаследия. В 1990 г. в Норвегии (по примеру Швеции) установлено наследование престола и по женской, и по мужской линии в порядке первородства. Но пока вместо умершего в 1991 г. Улофа V престол унаследовал его сын Харальд V. На современном этапе первое место в системе государственных органов Норвегии занимает Стортинг, который рассматривает все важные вопросы в жизни страны. Он принимает законы по самым различным вопросам и вследствие этого может быть отнесен к парламентам с абсолютно неограниченными законодательными полномочиями. Конституция не предусматривает возможности делегирования законодательных прав парламента исполнительной власти. Конституция довольно детально регулирует круг финансовых полномочий Стортинга, которые включают введение государственных повинностей (налогов, пошлин, сборов, акцизов и др.), предоставление займов из государственной казны, определение цивильного листа Короля и членов королевской семьи, ставок пенсий и должностных окладов, принятие государственного бюджета. Стортинг на практике эффективно контролирует финансовую деятельность Правительства. Так, специальные ревизоры Стортинга проверяют отчеты Правительства о выполнении государственного бюджета, могут знакомиться с его текущей финансовой деятельностью. Специальный комитет Одельстинга при проверке различных сторон правительственной деятельности контролирует и расходование государственных средств. Стортинг определяет и целесообразность дополнительных ассигнований, если об этом просит Правительство. Поскольку в Норвегии не признается приоритет норм международных договоров перед национальным правом, то все международные договоры, требующие законодательного регулирования или расходования государственных средств, направляются Королем на ратификацию парламента. В 1962 г. был заново сформулирован 93 Конституции. На его основании решением Стортинга, за которое проголосовало не менее 2/3 депутатов, некоторые права государственных органов в ограниченной области могут быть переданы международному объединению "в целях обеспечения международного мира и безопасности или содействия международному правопорядку и сотрудничеству"*(3). В отличие от других стран Стортинг решает вопросы приема в норвежское гражданство. Значительные права имеет Стортинг в сфере обороны. Он определяет численность сухопутных и морских вооруженных сил, устанавливает расходы на оборону. Без его санкции страна не может вступать в военные союзы, не могут вводиться в страну иностранные вооруженные силы и использоваться национальные вооруженные силы за ее пределами. В целом Стортинг формируется на основе демократических принципов избирательного права: всеобщего и прямого при тайном голосовании. Активное и пассивное избирательное право имеют граждане, достигшие 18 лет. Однако выборы, в отличие от других Скандинавских государств, не являются вполне равными. В самой Конституции определяется число мест в парламенте, предоставляемое каждому избирательному округу. Но изменения, вносимые в Конституцию, не успевают за миграцией населения. Сохранились как ценз оседлости для пассивного избирательного права, так и определенный круг лиц, которые не могут участвовать в выборах. Что касается пропорциональной избирательной системы, то она значительно модифицирована. Так, из 165 депутатов, избираемых в Стортинг, 157 являются окружными и восемь - общенациональными или уравнивающими. Последние достаются партиям, не добравшим депутатские мандаты в избирательных округах. Это, а также введение нового метода определения избирательной квоты, по которой устанавливается, сколько мест получает партия в округе, позволяют обеспечивать почти идеальное соответствие между числом поданных за партию голосов избирателей и числом доставшихся ей мандатов*(4). Изменения, касающиеся избирательного права и избирательной системы, затронули и выборы в органы местного самоуправления. Право голоса получили также и иностранцы, постоянно проживающие в соответствующей коммуне не менее трех лет. Следует сказать, что хотя изменения, вносимые в Конституцию, не затронули Правительство, но на основе конституционной практики оно стало занимать второе место в государственном механизме. Образование, состав и положение Правительства зависят не от главы государства, а от парламента. Как уже отмечалось, формирование Правительства напрямую определяется соотношением партийных сил в Стортинге. Премьер-министром становится лидер парии, пользующийся поддержкой большинства депутатов. Оно бывает либо однопартийным (как правило, включающим представителей НРП), либо многопартийным (на основе коалиции буржуазных партий). Правительство должно уйти в отставку, если парламент примет резолюцию порицания кабинету. При этом, в отличие от многих других стран, оно не может противопоставить недоверию со стороны парламента его досрочный роспуск. Однако к внесению таких резолюций Стортинг прибегает крайне редко. Обычно Правительство само подает в отставку, если проведение его важных мероприятий наталкивает на сопротивление со стороны парламентского большинства. Конституция допускает возможность привлечения министров к юридической ответственности (в порядке импичмента), но при наличии такого средства, как политическая ответственность, к импичменту Стортинг не прибегал уже с 1884 г. Правительство находится под постоянным парламентским контролем, который осуществляется как путем обсуждения его деятельности на сессиях Стортинга, так и через постоянные комитеты парламента, через его финансовых ревизоров, посредством депутатских запросов в виде интерпелляций, через специальный контрольный комитет Одельстинга и в других формах. В соответствии с новой редакцией 75 Конституции, принятой в 1995 г., Стортинг назначает специального юридического уполномоченного - омбудсмана, который должен "наблюдать за государственным управлением и всеми находящимися на его службе, чтобы не допускать с их стороны беззакония в отношении простых граждан". Таким путем была закреплена сложившаяся ранее конституционная практика назначения парламентских омбудсманов. Сведения о нарушениях законности омбудсманы получают с помощью личных проверок, из средств массовой информации, при приеме граждан, получении их заявлений. Ежегодно в своих отчетах Стортингу омбудсманы указывают на имевшие место злоупотребления со стороны администрации. На современном этапе значительно расширился круг вопросов, которые решает Правительство. Это произошло не только за счет фактического перехода к нему королевских прерогатив, но также и за счет общего расширения решаемых государством задач: экономических, социальных, трудовых, внешнеполитических и др. Это в определенной мере нашло отражение в изменениях Конституции. Так, новая редакция 110 Конституции и новые параграфы ( 110а, 110в, 110с) указывают на обязанность государства создавать условия для обеспечения занятости работоспособного населения, охранять окружающую среду и природные ресурсы, уважать и охранять права человека. Соответственно гражданам предоставлено право на здоровую окружающую среду и на получение информации о ее состоянии и о влиянии на нее проводимых мероприятий. Что же касается полного перечня наиболее важных демократических прав и свобод, то Конституция его не дает, она содержит лишь отсылку к текущему законодательству. В целом можно отметить тот факт, что, поскольку действующая Конституция Норвегии была принята в начале XIX в., в ходе конституционного развития она подверглась довольно значительным изменениям. Некоторые устаревшие нормы были отменены, дополнены или заново сформулированы. Из 112 ее параграфов изменения коснулись более 80 параграфов. Но, как уже указывалось выше, целый ряд весьма существенных новелл не нашли отражения в Конституции и действуют на основе конституционной практики. М.А.Могунова, доктор юридических наук, профессор
Конституция Королевства Норвегия от 17 мая 1814 г. А. О форме правления и религии ( 1 - 2)
В. Об исполнительной власти, Короле и королевской фамилии ( 3 - 48)
C. О правах граждан и законодательной власти ( 49 - 85)
D. О судебной власти ( 86 - 91)
Е. Общие постановления ( 92 - 112)
А. О форме правления и религии
1. Норвежское Королевство является свободным, независимым, неделимым и неотчуждаемым государством. Его форма правления - ограниченная и наследственная монархия. (в ред. Закона от 18 ноября 1905 г.)*(5) 2. Все жители государства обладают свободой религиозной совести. Евангелическо-лютеранская религия является официальной государственной религией. Исповедующие ее жители обязаны воспитывать в ней своих детей. (в ред. Закона от 4 мая 1964 г.)
В. Об исполнительной власти, Короле и королевской фамилии
3. Исполнительная власть принадлежит Королю или Королеве в том случае, если она получила в наследство корону в соответствии с постановлениями 6, 7 или 48 данного Основного закона. Когда исполнительная власть переходит к Королеве, тогда на нее возлагаются все права и обязанности, которые в соответствии с данным Основным законом и законами страны принадлежат Королю. (в ред. Закона от 13 июня 1990 г.) 4. Король должен всегда исповедовать евангелическо-лютеранскую религию, оказывать ей поддержу и покровительство. 5. Особа Короля священна; он не может подвергаться осуждению или обвинению. Ответственность возлагается на его Совет. 6. Престол наследуется по прямой линии детьми, родившимися в законном браке от Королевы или Короля, или тем, кто сам имеет право наследования; при этом ближайшей линии отдается предпочтение перед отдаленной или старшей линии перед младшей. К числу наследников престола относится также еще неродившийся ребенок, который незамедлительно занимает принадлежащее ему место по линии наследства, как только она или он появились на свет. Однако престол никогда не может принадлежать тому, кто не родился по прямой нисходящей линии от самых последних Королевы или Короля либо от их сестер или братьев или сами являются такими сестрами или братьями. При рождении Принцессы или Принца, имеющих право наследовать Норвежскую Корону, ее или его имя и дата рождения сообщаются Стортингу и заносятся в его протокол. Для того, кто родился до конца 1971 года, имеют, однако, силу те положения 6 Основного закона, которые содержались в тексте постановлений от 18 ноября 1905 года. Для того же, кто родился до конца 1990 года, постановления, касающиеся мужчин, имеют силу также и в отношении женщин. (в ред. Закона от 13 июля 1990 г.) 7. При отсутствии наследных Принцессы или Принца Король должен предложить Стортингу своего преемника, который имеет право и сам сделать выбор в том случае, если предложение Короля не будет принято. (в ред. Закона от 13 июля 1990 г.) 8. Совершеннолетие Короля определяется законом*(6). Тотчас по достижении определенного законом возраста Король официально объявляет о своем совершеннолетии. (в ред. Закона от 18 ноября 1905 г.) 9. Как только Король по достижении совершеннолетия вступит в правление, он произносит перед Стортингом следующую присягу: "Я обещаю и клянусь, что буду править Норвежским Королевством в соответствии с ее Конституцией и законами; да поможет мне в этом Бог Всемогущий и Всеведущий". Если Стортинг в это время не заседает, то присяга приносится в письменной форме в Государственном совете и торжественно повторяется Королем на первой же сессии Стортинга. (в ред. Закона от 19 августа 1908 г.) 10. Отменен Законом от 14 марта 1908 г. 11. Король обязан проживать в государстве и не может без согласия Стортинга более шести месяцев подряд находиться за пределами государства; в противном случае он теряет для собственной персоны право на Корону. Король не может принять никакую Корону или правление без согласия Стортинга, для чего требуется большинство в две трети голосов. (в ред. Закона от 19 августа 1908 г.) 12. Король самостоятельно выбирает Совет из имеющих право голоса норвежских граждан. Этот Совет должен состоять из премьер-министра и не менее чем семи других членов. Более половины членов Государственного совета должны исповедовать официальную государственную религию. Король по своему усмотрению распределяет дела между членами Государственного совета. При чрезвычайных обстоятельствах Король может призвать к присутствию в Государственном совете, кроме его постоянных членов, также других норвежских граждан, за исключением членов Стортинга. Супруги, родители, дети, братья и сестры не могут одновременно заседать в Государственном совете. (в ред. Закона от 2 мая 1975 г.) 13. Во время своих поездок в пределах государства Король может передавать управление государством Государственному совету. Тот будет осуществлять управление от имени Короля и по его поручению. Он должен неукоснительно соблюдать предписания настоящей Конституции, а также особые распоряжения, которые ему будут даваться в соответствии с Конституцией в Инструкциях Короля. Решения принимаются большинством голосов; однако в случае равенства голосов премьер-министр или, в его отсутствие, первоприсутствующий член Государственного совета будет иметь второй голос. Государственный совет должен представлять Королю доклад по вопросам, которые им таким образом были разрешены. (в ред. Закона от 18 августа 1911 г.) 14. Король может назначать государственных секретарей для оказания помощи членам Государственного совета при исполнении ими своих служебных обязанностей. Каждый государственный секретарь действует от имени того члена Государственного совета, с которым он связан при выполнении соответствующих предписаний. (в ред. Закона от 1 июля 1976 г.) 15. Отменен Законом от 18 ноября 1905 г. 16. Король решает вопросы обо всех официальных, церковных и иных богослужениях, обо всех мероприятиях и собраниях по религиозным вопросам и наблюдает за тем, чтобы преподаватели официальной религии соблюдали установленные для них правила. 17. Король может издавать и отменять постановления, касающиеся торговли, таможен, экономики, а также полиции, однако они не должны противоречить Конституции и установленным Стортингом законам (как это предписано ниже 77, 78 и 79). Они остаются в силе временно до ближайшей сессии Стортинга. 18. Король разрешает в общем порядке взимание налогов и осуществление повинностей, установленных Стортингом (в соответствии с резолюцией от 18 ноября 1905 г.). 19. Король наблюдает за тем, чтобы управление государственной собственностью и использование знаков королевской власти осуществлялись согласно предписаниям Стортинга и с наибольшей пользой для общества. 20. Король в Государственном совете имеет право помиловать преступников после вынесения приговора. Осужденный имеет право выбора: он может либо обратиться к милости Короля, либо подчиниться наказанию, к которому приговорен. По делам, которые по требованию Одельстинга переданы на рассмотрение Государственного суда, не может даваться никакого помилования, кроме освобождения от смертной казни. (в ред. Закона от 29 ноября 1862 г.) 21. Король назначает и увольняет, по заслушиванию мнения своего Государственного совета, всех гражданских, духовных и военных служащих. Они должны, до назначения на искомую должность, принести присягу или, если законом освобождены от присяги, торжественно обещать повиноваться Конституции и Королю; однако служащие, которые не являются норвежскими гражданами, законом могут быть освобождены от этой обязанности. Принцы королевского дома не могут занимать гражданские должности. (в ред. Закона от 26 марта 1980 г.) 22. Премьер-министр и другие члены Государственного совета, а также государственные секретари могут, без предварительного судебного решения, увольняться со службы Королем по заслушиванию мнения об этом Государственного совета. То же самое относится к должностным лицам, состоящим на службе в учреждениях Государственного совета или на дипломатической и консульской службе, высшим гражданским и духовным должностным лицам, командирам полков и других воинских частей, комендантам крепостей и командирам военных судов. Стортинг на своей ближайшей сессии решает вопрос о назначении пенсии служащим, уволенным в таком порядке. До этого они получают две трети своего должностного оклада. Другие должностные лица могут лишь временно отстраняться Королем, и их дела должны тотчас же передаваться в суд; но увольняться они могут лишь в силу судебного решения и против своей воли не должны переводиться на другую должность. Все должностные лица могут быть уволены, без предварительного судебного решения, по достижении установленного законом предельного возраста. Законом могут быть установлены определенные должностные лица, кроме судей, назначение которых допускается по соглашении на определенный срок. (в ред. Закона от 8 мая 1992 г.) 23. Король вправе по своему желанию жаловать ордена в награду за выдающиеся заслуги, о чем официально публикуется; но он не может жаловать иные звания и чины, кроме тех, которые соответствуют данной должности. Награждение орденом не освобождает никого от общих для всех граждан обязанностей и повинностей, а равно не дает никаких преимуществ для доступа к государственным должностям. Должностные лица, уходящие в разрешенную отставку, сохраняют звание и чин по той должности, которую они занимали. Это не относится, однако, к членам Государственного совета и государственным секретарям. Никакие личные или смешанные наследственные привилегии не могут впредь жаловаться кому бы то ни было. (в ред. Закона от 1 июня 1976 г.) 24. Король назначает и увольняет по своему усмотрению своих придворных и дворцовых служащих. 25. Король является верховным главнокомандующим сухопутными и морскими силами государства. Они не могут быть увеличены или сокращены без согласия Стортинга. Они не могут быть использованы на службе у иностранных государств, и никакие военные силы иностранной державы, за исключением вспомогательных войск для защиты от неприятельского вторжения, не вправе вводиться без согласия Стортинга. Ополчение и прочие войска, не относящиеся к линейным, никогда не должны использоваться без согласия Стортинга вне границ государства. (в ред. Закона от 9 ноября 1917 г.) 26. Король имеет право мобилизовать войска, начинать войну для обороны страны и заключать мир, вступать в союзы и выходить из них, посылать и принимать дипломатических представителей. Для своей действительности особо важные договоры и договоры, требующие в соответствии с Конституцией издания нового закона или постановления Стортинга, нуждаются в их одобрении Стортингом. (в ред. Закона от 10 апреля 1931 г.) 27. Все члены Государственного совета обязаны присутствовать на заседаниях Государственного совета, если нет законных причин для их отсутствия; никакое решение Государственного совета не может быть принято, если не присутствует более половины его членов. Член Государственного совета, не исповедующий официально государственной религии, не участвует в обсуждении вопросов, которые касаются государственной церкви. (в ред. Закона от 24 мая 1919 г.) 28. Предложения о назначении должностных лиц и по другим важным вопросам докладываются в Государственном совете тем его членом, в круг ведения которого они входят, и решение приводится им в исполнение в соответствии с принятой в Государственном совете резолюцией. Однако вопросы, относящиеся непосредственно к военному командованию, могут в части, указанной Королем, изыматься из ведения Государственного совета. (в ред. Закона от 14 марта 1911 г.) 29. Если член Государственного совета по какой-либо законной причине не может участвовать в заседании и сделать доклад о делах своего ведомства, то доклад делается другим членом Государственного совета, которого Король уполномочивает на это. Если вследствие законных причин число присутствующих членов достигает не более половины установленного числа, то другие лица, мужчины или женщины, уполномочиваются в необходимом числе присутствовать в Государственном совете. (в ред. Закона от 10 марта 1922 г.) 30. По всем делам, которые рассматриваются в Государственном совете, ведется протокол. Те дипломатические вопросы, которые Государственный совет решил держать в тайне, заносятся в особый протокол. То же самое относится к вопросам военного командования, если Государственный совет решил держать их в тайне. Каждый участвующий в заседании Государственного совета обязан высказать свое мнение откровенно, и Король должен выслушать его. Однако Королю предоставляется право принимать решение по своему усмотрению. Если кто-либо из членов Государственного совета сочтет, что решение Короля противоречит форме правления или законам государства либо что оно явно наносит ущерб государству, то его долг выступить против решения с энергичным представлением и занести свое мнение в протокол. Тот, кто не будет протестовать таким образом, считается согласным с Королем, вследствие этого он подлежит ответственности, определенной ниже, и против него может быть возбуждено Одельстингом обвинение перед Государственным судом. (в ред. Закона от 24 марта 1911 г.) 31. Все принятые Королем решения для своей действительности нуждаются в контрасигнации. Решения по вопросам военного командования контрасигнуются докладчиком по этому вопросу; решения по другим вопросам - премьер-министром, а в случае его отсутствия - первоприсутствующим членом Государственного совета. (в ред. Закона от 15 августа 1911 г.) 32. Решения, принятые Правительством в отсутствие Короля, выполняются от имени Короля и подписываются Государственным советом. (в ред. Закона от 18 ноября 1905 г.) 33. Отменен Законом от 12 августа (24 октября) 1908 г. 34. Король принимает постановления о титулах того, кто будет наследовать престол. (в ред. Закона от 13 июля 1990 г.) 35. Как только наследнику престола исполнится 18 лет, она или он получают право занять место в Государственном совете, но без права голоса и без ответственности. (в ред. Закона от 13 июля 1990 г.) 36. Принцесса или принц Норвежского Королевства не вправе выйти замуж или жениться без согласия Короля. Равным образом она или он не вправе принять другую Корону или правление без согласия Короля и Стортинга; для согласия Стортинга требуется большинство в две трети голосов. Если она или он нарушат это правило, соответствующие лица, а также их потомки лишаются права наследовать норвежский престол. (в ред. Закона от 13 июля 1990 г.) 37. Принцы и принцессы королевского дома как таковые не будут отвечать ни перед кем иным, кроме как перед Королем или перед судьей, им назначенным. 38. Отменен Законом от 18 ноября 1905 г. 39. В случае смерти Короля при несовершеннолетии наследника престола Государственный совет тотчас же должен созвать Стортинг. (в ред. Закона от 18 ноября 1905 г.) 40. До созыва Стортинга и образования им Правительства во время несовершеннолетия Короля Государственный совет осуществляет управление государством с соблюдением Конституции. (в ред. Закона от 18 ноября 1905 г.) 41. Если Король находится вне пределов государства, не будучи в походе, или он настолько болен, что не в состоянии править, то ближайший к трону престолонаследник - при условии достижения им возраста, установленного для королевского совершеннолетия, - принимает на себя правление в качестве лица, временно облеченного королевской властью. В ином случае управление государством возлагается на Государственный совет. (в ред. Закона от 13 июля 1990 г.) 42. Отменен Законом от 18 ноября 1905 г. 43. Выбор регентов, которые будут осуществлять правление за несовершеннолетнего Короля, производится Стортингом. (в ред. Закона от 18 ноября 1905 г.) 44. Принцесса или принц, на которых согласно 41 возлагается правление, должны принести перед Стортингом следующую присягу в письменной форме: "Я обещаю и клянусь править в соответствии с Конституцией и законами; да поможет мне в этом Бог Всемогущий и Всеведущий". Если Стортинг не заседает в это время, присяга приносится в письменной форме перед Государственным советом и вслед за тем она повторяется на ближайшей сессии Стортинга. Принцесса или принц, однажды принесшие присягу, больше уже ее не повторяют. (в ред. Закона от 13 июля 1990 г.) 45. Тотчас же после прекращения своего правления эти лица дают отчет о нем Королю и Стортингу. 46. Если соответствующие лица не позаботятся о немедленном созыве Стортинга согласно 39, то Государственному суду вменяется в непременную обязанность произвести этот созыв в течение четырехнедельного срока. (в ред. Закона от 18 ноября 1905 г.) 47. Руководство воспитанием несовершеннолетнего Короля, если оба его родителя умерли и никто из них не оставил по этому вопросу никаких письменных указаний, определяется Стортингом. (в ред. Закона от 13 июля 1990 г.) 48. Если королевская династия иссякнет, а престолонаследник не будет назначен, новые Королевы или Король избираются Стортингом. До этого исполнительная власть осуществляется в соответствии с 40. (в ред. Закона от 13 июля 1990 г.)
C. О правах граждан и законодательной власти
49. Граждане осуществляют законодательную власть посредством Стортинга, состоящего из двух отделений - Лагтинга и Одельстинга. 50. Избирательное право принадлежит норвежским гражданам, мужчинам и женщинам, которым самое позднее в год выборов исполнилось 18 лет. Одновременно те жители, являющиеся норвежскими гражданами, которые находятся в день выборов за пределами государства, но соответствуют указанному выше условию, имеют установленные законом избирательные права. Правила, касающиеся избирательного права тех обладающих правом голоса лиц, которые на день выборов страдают серьезными психическими недостатками или аналогичным заболеванием, будут устанавливаться законом. (в ред. Закона от 17 января 1980 г.) 51. Порядок составления избирательных списков и внесения в них граждан устанавливается в законе. (в ред. Закона от 16 декабря 1899 г.) 52. Отменен Законом от 26 октября 1954 г. 53. Избирательного права лишаются в случае: а) осуждения за предусмотренные законом уголовные деяния в соответствии с предписаниями закона; b) поступления на службу в иностранной державе без согласия Правительства; c) (отменен Законом от 23 апреля 1959 г.); d) виновности в покупке голосов, продаже собственного голоса или в подаче голоса более чем в одном избирательном собрании; e) (отменен Законом от 17 января 1980 г.). 54. Выборы проводятся каждые четыре года. Они должны завершаться в сентябре месяце. (в ред. Закона от 10 февраля 1959 г.) 55. Выборы проводятся в предписанном законом порядке. Споры в отношении избирательного права решаются избирательным комитетом, решения которого могут быть опротестованы перед Стортингом. (в ред. Закона от 25 мая 1905 г.) 56. Отменен Законом от 23 марта 1972 г. 57. Число избираемых в Стортинг представителей определяется в 165. (в ред. Закона от 10 июня 1988 г.) 58. Каждая область*(7) составляет один избирательный округ. 157 представителей являются окружными представителями, а остальные 8 - уравнивающими представителями. Окружные представители распределяются между избирательными округами государства следующим образом: от области Эстфолл избираются 8, от Осло - 15, от области Акесхус - 12, от области Хедмарк - 8, от области Оппланн - 7, от области Бюскеруд - 7, от области Вестфолл - 7, от области Телемарк - 6, от области Ауст-Агде - 4, от области Вест-Агдер - 5, от области Ругаланн - 10, от области Хурдаланн - 15, от области Согн-ог-Фьюране - 5, от области - Мере-ог-Ромсдал - 10, от области Сер-Тренделаг - 10, от области Нур-Тренделаг - 6, от области Нурланн - 12, от области Тромс - 6 и от области Финмарк - 4. (в ред. Закона от 10 июня 1988 г.) 59. Каждая коммуна составляет особый избирательный участок. Избирательные собрания проводятся отдельно в каждом избирательном участке. Депутаты Стортинга и их заместители выбираются на избирательных собраниях во всем избирательном округе. Выборы окружных представителей осуществляются по пропорциональной избирательной системе и представители распределяются между партиями по нижеустановленным правилам (Метод Лагу). Общее число голосов, полученных партией в избирательном округе, последовательно делится на 1,4; 3; 5; 7, и далее число голосов делится столько раз, сколько представителей может получить соответствующая партия. Партии, которая после указанной выше процедуры получила наибольшую квоту, предоставляется первый мандат, затем следующий мандат получает партия, которая имеет следующую наибольшую квоту, и так далее, пока не будут распределены все мандаты. Если несколько партий имеют одинаковую квоту, то проводится распределение следующего мандата путем жеребьевки. Блокирование партий не допускается. Уравнивающие мандаты распределяются между партиями, участвующими в этом, на основе соотношения между общим числом голосов, поданных за каждую партию во всем государстве, чтобы достичь наибольшей пропорциональности между партиями. Для достижения пропорциональности во всем государстве для участвующих в уравнивании партий, получивших места по правилам распределения окружных мандатов, надо определить, сколько всего мандатов в Стортинге должно принадлежать каждой партии. Партии предоставляется столько уравнивающих мандатов, чтобы вместе со всеми полученными ею окружными мандатами она обладала таким числом мест в Стортинге, которое ей полагается после указанного выше распределения. Если по этому правилу имеется две или несколько партий, которые имеют право получить дополнительное представительство, то преимущество должна иметь та партия, которая получила наибольшее число голосов или, в случае равенства голосов, та, которая выиграет по жеребьевке. Если партии уже при распределении окружных мандатов досталось больше мест, чем она должна иметь согласно вышеуказанному требованию, то новое деление уравнивающих мандатов осуществляется исключительно среди других партий, ее число голосов не принимается во внимание, и эти окружные мандаты присоединяются к первой ближайшей партии. Никакой партии не могут предоставляться уравнивающие мандаты, если она получила менее четырех процентов всех голосов в целом по стране. Уравнивающие мандаты, которые предоставляются партии, распределяются по ее спискам в округах таким образом, чтобы первый мандат передавался в список с наибольшей величиной остатка при распределении окружных мандатов, следующий мандат передавался в список, который имеет следующий наибольший остаток, и так до тех пор, пока не будут распределены все уравнивающие мандаты. (в ред. Закона от 10 июня 1988 г.) 60. Закон определит, в каких случаях и в какой форме избиратели будут иметь возможность передавать свои избирательные бюллетени, не являясь на избирательные участки. (в ред. Закона от 23 марта 1929 г.) 61. Депутатом может быть избран каждый, проживающий не менее 10 лет в государстве и пользующийся избирательным правом. (в ред. Закона от 24 ноября 1967 г.) 62. Не могут избираться депутатами государственные должностные лица, состоящие на службе в департаментах Государственного совета (кроме статс-секретарей), и лица, несущие службу при дворе и получающие пенсию от двора. То же относится к служащим дипломатических и консульских учреждений. Члены Государственного совета не могут заседать в Стортинге в качестве депутатов, пока они состоят в этой должности. И статс-секретари не могут заседать в качестве депутатов, пока они осуществляют свои функции. (в ред. Закона от 1 июня 1976 г.) 63. Каждый избранный депутатом обязан принять избрание, если только он не: а) избран вне того избирательного округа, в котором он имеет избирательное право, b) выступал в качестве депутата на всех очередных сессиях Стортинга после предыдущих выборов, c) достиг 60 лет самое позднее в год проведения выборов, d) является членом одной политической партии, а избран по избирательному списку не от этой партии. Для имеющих право отказаться от избрания правила в отношении сроков и форм, в которых они могут воспользоваться этим правом, устанавливаются в законе. Закон должен устанавливать также, в какой срок и в какой форме лицо, избранное депутатом от двух или нескольких округов, обязано сделать заявление о том, какое избрание он желает принять. (в ред. Закона от 28 мая 1992 г.) 64. Избранные депутатами наделяются полномочиями, законность которых проверяется Стортингом. (в ред. Закона от 25 мая 1905 г.) 65. Каждый депутат и его признанный заместитель, вызванные на заседание Стортинга, имеют право на установленное законом возмещение издержек по проезду в Стортинг и обратно, а также по проезду из Стортинга на его постоянное место жительства и обратно в случае каникул, длящихся не менее четырнадцати дней. Кроме того, он получает установленное законом вознаграждение за участие в работе Стортинга. (в ред. Закона от 13 июня 1986 г.) 66. Депутаты во время их поездки в Стортинг и обратно и во время их пребывания в Стортинге не могут быть подвергнуты аресту иначе как в случаях задержания с поличным на месте преступления; они, равным образом, не могут быть подвергнуты судебному преследованию даже вне сессии Стортинга за свои мнения, высказанные в нем. Каждый депутат обязан придерживаться принятого Регламента. 67. Депутаты, избранные в вышеуказанном порядке, образуют Стортинг Норвежского Королевства. 68. Как правило, Стортинг собирается в первый будний день октября месяца каждого года в столице государства, если только Король в силу чрезвычайных обстоятельств, например неприятельского вторжения или эпидемии, не определит другой город государства. Такое решение должно быть опубликовано своевременно. (в ред. Закона от 10 февраля 1959 г.) 69. В период, когда Стортинг не заседает, он может быть созван Королем, если тот сочтет это необходимым. (в ред. Закона от 13 июля 1990 г.) 70. Отменен Законом от 13 июля 1990 г. 71. Члены Стортинга заседают в качестве таковых четыре следующих друг за другом года. (в ред. Закона от 13 июля 1990 г.) 72. Отменен Законом от 13 июля 1990 г. 73. Стортинг избирает среди своих членов одну четвертую часть, которая составит Лагтинг, а остальные три четверти образуют Одельстинг. Избрание происходит в первую очередную сессию после новых выборов; после чего Лагтинг остается в этом составе на все последующие сессии Стортинга одного и того же созыва, если только не приходится путем частичного избрания производить замещение вакансий среди его членов. Каждое Собрание заседает отдельно и назначает своего собственного председателя и секретаря. Ни одно из Собраний не может заседать, если не присутствует по меньшей мере половина его членов. Однако конституционные законопроекты не могут обсуждаться, если не присутствуют по меньшей мере две трети членов Стортинга. (в ред. Закона от 13 июля 1990 г.) 74. Тотчас же после образования Стортинга Король или тот, кого он уполномочит, открывает сессию речью, в которой он знакомит Собрание с положением в государстве и обстоятельствами, на которые он особенно желает обратить внимание Стортинга. Никакие прения не могут происходить в присутствии Короля. После открытия сессии Стортинга премьер-министр и члены Государственного совета имеют право присутствовать на заседаниях Стортинга и обеих его частей наравне с другими членами, но без права решающего голоса, и имеют право принимать участие в прениях, ведущихся в открытых заседаниях. Они пользуются этим правом в закрытых заседаниях, лишь когда ими получено на это разрешение соответствующего Собрания. (в ред. Закона от 18 ноября 1905 г.) 75. Стортинг уполномочен: а) принимать и отменять законы, устанавливать налоги, подати, таможенные пошлины и другие государственные повинности, которые, однако, не взыскиваются после 31 декабря последующего года, если только Стортинг не возобновит их вновь; b) предоставлять займы за счет государственного кредита; c) осуществлять контроль за государственными финансами; d) ассигновывать средства, необходимые для государственных расходов; e) устанавливать, какие суммы должны ежегодно предоставляться Королю по его цивильному листу, и утверждать цивильный лист королевской семьи, который не может, однако, включать недвижимое имущество; f) требовать предоставления протоколов Государственного совета и всех официальных отчетов и документов; g) требовать сведения о союзах и договорах, которые Король от имени государства заключил с иностранными державами; h) привлекать к ответственности по государственным делам любых лиц, кроме Короля и членов королевской семьи; однако это исключение не распространяется на принцев королевской крови в случае занятия ими какой-либо государственной должности; i) проверять предварительные списки окладов и пенсий и вносить в них изменения, которые найдет нужным; k) назначать пять ревизоров для ежегодного рассмотрения государственного отчета и публиковать извлечения из него в печати; с этой целью отчет должен предоставляться ревизорам в течение шести месяцев по окончании того года, на который предназначались принятые Стортингом ассигнования, а также принимать решения, касающиеся порядка проверки отчетности лиц, обязанных ею государством; l) назначать лицо, не являющееся членом Стортинга, которое в порядке, установленном законом, будет наблюдать за государственным управлением и всеми находящимися на его службе, чтобы не допускать с их стороны беззакония в отношении простых граждан; m) предоставлять гражданство иностранцам. (в ред. Закона от 23 июня 1995 г.) 76. Всякий законопроект вносится в Одельстинг либо его собственными членами, либо Правительством от имени Государственного совета. Если законопроект принят, он направляется в Лагтинг, который его одобряет или отвергает и в последнем случае возвращает его с внесенными замечаниями. Эти замечания рассматриваются Одельстингом, который либо отказывается от законопроекта, либо вновь направляет его в Лагтинг с изменениями или без них. Когда проект дважды направлен Одельстингом в Лагтинг и дважды возвращен с отказом принять его, весь Стортинг на совместном заседании выносит решение большинством в две трети голосов. Между упомянутыми выше обсуждениями должно каждый раз пройти не менее трех дней. 77. Когда предложенное Одельстингом законодательное решение одобрено Лагтингом или Стортингом на совместном заседании, оно направляется Королю с просьбой о его королевском утверждении. (в ред. Закона от 7 июля 1913 г.) 78. Если Король одобряет законодательное решение, он дает ему свою подпись, что придает ему силу закона. В случае отказа в этом он возвращает его в Одельстинг с заявлением, что не считает удобным утвердить его в данное время. В таком случае законодательное решение не может более представляться Королю в течение той же сессии. (в ред. Закона от 13 июля 1913 г.) 79. Если законодательное решение будет принято двумя Стортингами на совместном заседании после двух следующих друг за другом выборов, причем эти заседания отделены друг от друга по меньшей мере двумя промежуточными сессиями, если только в промежуток между первым и последним голосованием Стортингом не будет принято иное законодательное решение, и если законодательное решение будет препровождено Королю с просьбой, чтобы Его Величество не отказало в утверждении решения, которое Стортинг после зрелого размышления считает полезным, то оно получает силу закона даже в том случае, если королевское утверждение не последует до конца сессии. (в ред. Закона от 13 июля 1990 г.) 80. Сессия Стортинга длится столько времени, сколько он считает необходимым. В соответствии с правилами принятого Стортингом Регламента обсуждение может возобновляться, но оно заканчивается не позднее последнего буднего дня сентября месяца. К этому времени Король сообщает свое решение относительно законодательных решений, по которым он еще не высказался, объявляя о своем их одобрении или отклонении. Все те из них, которые не одобрены, считаются им отклоненными. (в ред. Закона от 13 июля 1990 г.) 81. Все законы (кроме указанных в 79) публикуются от имени Короля с приложением печати Норвежского Королевства по следующей формуле: "Мы, имярек, извещаем, что нам было предоставлено решение Стортинга от такого-то числа (далее следует решение). Вследствие этого Мы его одобрили и утвердили и настоящим одобряем и утверждаем в качестве закона собственноручно и с приложением печати. (в ред. Закона от 27 июня 1908 г.) 82. Отменен Законом от 7 июля 1913 г. 83. Стортинг может требовать заключения Верховного суда по вопросам права. 84. Заседания Стортинга открытые, его прения публикуются в печати, кроме случаев, когда большинством голосов принято иное решение. 85. Тот, кто повинуется приказу, ведущему к нарушению свободы и безопасности Стортинга, признается виновным в государственной измене.
D. О судебной власти
86. Государственный суд судит в первой и последней инстанциях по делам, возбужденным Одельстингом против членов Государственного совета, Верховного суда или Стортинга за уголовные деяния, в которых они признаются виновными в этом качестве. Подробные правила о порядке выдвижения обвинения Одельстингом в соответствии с настоящим параграфом устанавливаются законом. Однако срок, в течение которого может быть начат процесс в Государственном суде, должен быть менее пятнадцати лет. Судьями Государственного суда являются действительные члены Лагтинга и назначенные постоянно члены Верховного суда. Предписания о составе Государственного суда по каждому конкретному делу содержатся в 87. Президентом Государственного суда является председатель Лагтинга. Лицо, заседающее в Государственном суде в качестве члена Лагтинга, не выходит из состава суда, если период, на который он избран в Стортинг, истечет до того, как Государственный суд закончит рассмотрение дела. Если оно по какой-либо иной причине перестает быть членом Стортинга, оно должно сложить с себя полномочия члена Государственного суда. То же самое применяется, если судья Верховного суда, являющийся членом Государственного суда, выходит из состава Верховного суда. (в ред. Закона от 29 января 1932 г.) 87. Обвиняемый и лицо, поддерживающее обвинение от имени Одельстинга, имеют право отвода стольких членов Лагтинга и Верховного суда, чтобы в качестве судей Государственного суда остались до четырнадцати членов Лагтинга и семи членов Верховного суда. Каждой стороной может быть отведено одинаковое число; однако обвиняемый имеет предпочтительное право дать отвод еще одному лицу, если число подлежащих отводу лиц не делится на два. То же самое относится к отводу членов Верховного суда. Если в деле имеется несколько обвиняемых, то им предоставляется право коллективного отвода согласно правилам, установленным в законе. Если отвод не осуществлен до допускаемых пределов, число членов Лагтинга и Верховного суда, превышающее четырнадцать и семь соответственно, должно быть отозвано на основе жеребьевки. При вынесении приговора должно быть отведено по жребию столько членов Государственного суда, чтобы их число составило пятнадцать, из них максимум десять членов Лагтинга и пять судей Верховного суда. Ни в коем случае по жребию не могут быть отозваны Президент Государственного суда и Председатель Верховного суда. Если Государственный суд не может быть образован, с тем чтобы составить то число членов Лагтинга и Верховного суда, которое предписано выше, то дело все-таки должно быть рассмотрено и приговор вынесен, если Суд состоит по меньшей мере из десяти членов. Более детальные предписания о форме образования Государственного суда устанавливаются законом. (в ред. Закона от 29 января 1932 г.) 88. Верховный суд судит в последней инстанции. Однако право вносить дело в Верховный суд может быть ограничено законом. Верховный суд должен состоять из председателя и не менее чем четырех других членов. (в ред. Закона от 24 июня 1938 г.) 89. Отменен Законом от 17 декабря 1920 г. 90. Приговоры Верховного суда ни в коем случае не могут быть обжалованы (в ред. Закона от 6 марта 1914 г.). 91. Никто не может быть назначен членом Верховного суда в возрасте до тридцати лет.
Е. Общие постановления
92. На государственные должности могут назначаться лишь норвежские граждане, мужчины и женщины, говорящие на языке страны, а также: а) родившиеся в государстве от родителей, которые являются подданными государства; b) или родившиеся за границей от родителей норвежцев, не являющихся в то время гражданами другого государства; с) или проживающие в последнее время в государстве десять лет; d) или получившие от Стортинга норвежское гражданство. Другие лица могут, однако, назначаться на должности преподавателей университетов, преподавателей школ, врачей и консулов за границей. (в ред. Закона от 10 июня 1952 г.) 93. В целях обеспечения международного мира и безопасности или содействия международному правопорядку и сотрудничеству решением большинства в три четверти Стортинг может передавать международному объединению, к которому Норвегия присоединилась или присоединится, предусмотренные данным Основным законом права в точно ограниченной области или принадлежащие государству полномочия, не затрагивающие, однако, полномочия по изменению Основного закона. Для рассмотрения внесенного конституционного законопроекта Стортингу необходимо согласие не менее двух третей его членов. Постановления данного параграфа не применяются при участии в международном сотрудничестве, если правомочия влекут за собой исключительные финансовые международно-правовые последствия для Норвегии. (в ред. Закона от 8 марта 1962 г.) 94. Новые общие Гражданский и Уголовный кодексы должны представляться на первой или, в случае невозможности, на второй очередной Стортинг. До тех пор остаются в силе действующие законы государства, поскольку они не противоречат настоящему Основному закону и временным указам, опубликованным в промежутке между Стортингами. Существующие ныне постоянные налоги также сохраняются до созыва ближайшего Стортинга. 95. Никакие изъятия из закона, охранные грамоты, моратории или реабилитация не могут предоставляться после вступления в силу нового общего закона. 96. Никто не может быть осужден иначе как по закону или наказан иначе как по суду. Допрос с применением пытки никогда не может иметь места. 97. Никакой закон не имеет обратной силы. 98. Со средств, уплачиваемых персоналу судов, не делается никаких вычетов в пользу казны. 99. Никто не может заключаться в тюрьму иначе как в случаях, установленных законом, и в предписанном законом порядке. За неосновательный арест или незаконное задержание виновное лицо несет ответственность перед пострадавшим. Правительство не вправе применять военную силу против населения государства, кроме как в определенной законом форме, если какое-либо собрание угрожает общественному спокойствию и не расходится немедленно после того, как гражданской властью будут трижды громко прочитаны статьи закона о мятеже. 100. Должна предоставляться свобода печати. Никто не может быть подвергнут наказанию за какое-либо произведение, которое он отдал в печать или опубликовал, вне зависимости от содержания, если только он сознательно или открыто не проявляет неповиновения законам, презрения к религии, к нравственности или к конституционным властям и сопротивления их приказаниям, не подстрекает к этому других, не возводит на кого-либо ложных и позорящих обвинений. Каждому дозволено свободно высказываться по поводу государственного управления и по всякому иному вопросу. 101. Впредь никто не имеет права устанавливать ограничения свободы торговли и промышленности. 102. Обыски на дому могут производиться только по уголовным делам. 103. Защита должникам не предоставляется после издания настоящего закона. 104. Право на недвижимое и движимое имущество ни в коем случае не может нарушаться. 105. Если по соображениям государственной необходимости чья-либо движимая или недвижимая собственность должна быть уступлена в общественное пользование, собственник получает полное возмещение из государственной казны. 106. Выручка от продажи имущества, предназначенного на церковные бенефиции, должна употребляться лишь на нужды духовенства и развитие просвещения. Собственность благотворительных заведений употребляется в их пользу. 107. Право наследования и выкупа родовых имений не отменяется. Более подробные условия, на которых они будут существовать с наибольшей пользой для государства и в интересах сельских жителей, будут определены первыми или последующим за ним Стортингом. 108. Впредь не будут устанавливаться графства, баронство, майораты и заповедные имущества. 109. Каждый гражданин государства обязан по общему правилу без различия происхождения и имущественного состояния нести военную службу в течение определенного времени. Применение этого положения и ограничения, которым оно подлежит, определяются законом. (в ред. Закона от 12 апреля 1907 г.) 110. В обязанность государственных органов вменяется создание условий для того, чтобы каждый способный к труду человек мог обеспечивать себе содержание своим трудом. Более детальные постановления о праве решающего голоса на рабочем месте для штатных работников устанавливаются законом. (в ред. Закона от 5 мая 1980 г.) 110а. В обязанности государственных органов вменяется создание возможностей для того, чтобы народность саами могла обеспечивать и развивать свой язык, свою культуру и свою общественную жизнь. (включен Законом от 27 мая 1988 г.) 110в. Каждый имеет право на ту окружающую среду, которая сохраняет здоровье, и на охрану природной продовольственной продукции и ее многообразие. Природные ресурсы должны находиться под длительным и постоянным наблюдением, чтобы заботиться об этом праве также и для потомков. Чтобы заботиться об этом праве для существующего поколения, граждане имеют право на получение сведений о состоянии природной среды и о влиянии на природу планируемых и осуществляемых мероприятий. Государственные органы принимают более детальные постановления для выполнения этих конституционных положений. (включен Законом от 19 июня 1992 г.) 110с. В обязанности государственных органов входит уважение и охрана прав человека. Более детальные постановления об осуществлении соглашения об этом устанавливаются законом. (включен Законом от 15 июля 1994 г.) 111. Форма и цвета норвежского флага определяются законом. (в ред. Закона от 21 ноября 1905 г.) 112. Если на основании опыта необходимо изменить какую-либо часть Основного закона Норвежского Королевства, то законопроект об этом должен вноситься на первую, вторую или третью сессию Стортинга после новых выборов и опубликовываться в печати. Он вновь передается на первую, вторую или третью сессии Стортинга после следующих выборов для принятия предложенных изменений в представленном виде или их отклонения. Однако такие изменения никогда не должны противоречить принципам данного Основного закона, а быть лишь модификациями определенных положений, которые не изменяют его конституционного духа; за такие изменения должно быть подано большинство в две трети голосов Стортинга. Принятые таким образом постановления Основного закона подписываются Президентом и секретарем Стортинга и передаются Королю для опубликования в печати в качестве действующих постановлений Основного закона Норвежского Королевства. (в ред. Закона от 13 июля 1990 г.) ------------------------------
*(1) Конфликтные ситуации между Стортингом и королевским правительством в этой области получали иногда очень своеобразное выражение. Так, в ответ на отказ короля подписать законопроект о создании норвежских консульств последовало решение Стортинга об уменьшении цивильного листа короля, в ответ на его отказ открыть норвежские посольства, отдельные от шведских, - отказ выделять ассигнования на некоторые посольства, считающиеся совместными, на том основании, что для Норвегии в них нет необходимости. *(2) В 1884 г. были образованы: Либеральная буржуазная партия - Венстре и правая буржуазная партия Хейре, а в 1887 г. - Норвежская рабочая партия (НРП). *(3) Следует отметить, что вопрос о вхождении Норвегии в Европейский Союз Стортинг не решился принимать самостоятельно и вынес его на референдум. И хотя референдумы Конституцией не предусмотрены и носят консультативный характер, из-за отрицательного отношения большинства избирателей к вступлению в ЕС Стортинг отказался от этого шага. *(4) Однако партия, собравшая менее 4% голосов в целом по стране, не может участвовать в распределении уравнивающих мандатов. *(5) Изменения, внесенные в Конституцию в 1905 г., осуществлены в форме резолюций Стортинга. - Прим. перев. *(6) Совершеннолетие Короля определено в 18 лет ( 2 Закона от 13 мая 1921 г.). - Прим. перев. *(7) Высшая административная единица, называемая в Норвегии фюльке. - Прим. перев.
Опубликовано: БНИЦ, Шпилькни С.В. Источник: Гарант-Сервис
текст Конституции приводится по сборнику "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г
|