Кинематограф Норвегии
История норвежского кинематографа – это рассказ о создателях фильмов, актерах и работниках кино, занимающихся этим видом искусства на протяжении долгого времени. Условия очень сильно менялись, что привело к большому количеству режиссеров, создавших только один фильм. Тем не менее, в этой истории имеются блестящие периоды, когда на передний план выходили выдающиеся режиссеры и киноактеры. Поэтому Норвегия гордится своим национальным кинематографическим наследием, которое во многом отражает развитие норвежского общества.
По сравнению со Швецией и Данией, рано завоевавших успех у международного зрителя созданием крупномасштабных художественных фильмов, Норвегия достаточно поздно начала создавать фильмы. Очень мало известно о первом норвежском художественном фильме. Сам фильм был потерян, а оставшиеся рабочие материалы сомнительны. Известно только, что фильм был снят режисасером Хуго Хермансеном между 1906 и 1908 гг. и назывался «Опасности рыбацкой жизни» (Fiskerlivets farer) или «Драма на море» (Et drama paa havet). Следующая попытка создать художественный фильм появилась в 1911 г., когда Хальфдан Нобель Роеде снял фильм «Проклятие нищеты»( Fattigdommens forbandelse). Этот фильм многие считают первым норвежским художественным фильмом. Создавая свои фильмы, Роеде черпал вдохновение в современной датской эротической мелодраме, и его фильмы нельзя считать истинно норвежскими. Только после 1920 г. в Норвегии появилось профессиональное киноискусство. В том же время качественно изменился и характер норвежского кинематографа, и картина Расмуса Брейстейна «Цыганка Анна» (Fante-Anne, 1920) сыграла в этом смысле решающую роль. Если действие прежних норвежских фильмов происходило в анонимном крупном городе, сейчас режиссеры начали обращать внимание на норвежскую природу и прелести сельской жизни. Период с 1930-39 гг. считается «золотым веком» норвежского киноискусства. Первым «звуковым кино» была картина «Великое крещение» (Den store barnedåpen, 1931) Танкреда Ибсена, внука норвежских литературных гениев Хенрика Ибсена и Бьёрнстьерне Бьёрнсона. В годы до второй мировой войны норвежское киноискусство развивалось и становилось все более популярным, поскольку фильмы представляли собой экранизацию известных литературных произведений, и в них играли профессиональные театральные актеры.
Во время второй мировой войны и нацистской оккупации Норвегии создание фильмов и репертуар кинотеатров подвергались немецкой цензуре. Тем не менее, зрители стремились в кино, чтобы посмотреть развлекательные скандинавские фильмы, которым удалось пройти сквозь немецкий контроль. Парадоксально, что именно в этот период был создан Государственный директорат кинематографии, который впервые стал проводить общенациональную кинематографическую политику. Во главе директората стоял режиссер Лейф Синдинг, и к концу войны директорат накопил фонд размером более 10 миллионов норвежских крон (примерно 1,28 млн. евро).
Послевоенный период стал естественной поворотной точкой для норвежского кинематографа, появилось новое поколение режиссеров. Эдит Карлмар - первая в Норвегии женщина–режиссер, сняла 10 художественных фильмов в период с 1949 по 1959 гг. Ее фильмы встречали положительные отзывы в прессе и часто вызывали общественные споры и имели большой спрос в билетных кассах. Сегодня эти картины считаются классикой в истории норвежского кино. В последнем фильме Карлмар – «Бегство девчонки» (Ung flukt, 1959) - в главной роли дебютировала Лив Ульманн. Лив Ульманн считается самой знаменитой норвежской актрисой и режиссером. Фильм «Неверный» (Trolos), созданный Ульманн в 2000 году, был показан на Каннском кинофестивале в том же году. Арне Скоуен, который совершил свой дебют в том же году, что и Карлмар, создал 17 художественных фильмов. Им создан ряд работ, вошедших в ряд наиболее известных норвежских фильмов, например, «Девять жизней» (Ni liv), выдвинутый на премию «Оскар» в 1957 г. Многие считают эту картину самой лучшей норвежской работой. Фильмы Скоуена и по сей день пользуются спросом во всем мире на кинофестивалях и других мероприятиях, связанных с кино.
Наконец, следует отметить еще два имени пост-военного периода. В 1948 году производитель мебели Иво Каприно стал экспериментировать с кино и куклами в своей гостиной. Он мгновенно становится королем норвежской анимации. Уникальная система Каприно использования кукол в создании фильмов принесла ему международную славу, и успех по наибольшему числу проданных билетов на его «Флоклюпа Гран-При» (Flaklypa Grand Prix, 1975) до сих пор остается непревзойденным среди его фильмов. Представителем совершенно другого жанра является Тур Хейердал. Фильм «Кон-Тики», который он снял во время своей экспедиции на плоту через Тихий океан в 1947 году, был награжден «Оскаром» за лучший документальный фильм в 1952, и остается единственным норвежским фильмом, получившим эту премию. Документальное кино пользовалось большой популярностью в первые годы после окончания войны, особенно, если тема имела отношение к военным событиям или исследовательским экспедициям. 1950-е гг. стали расцветом норвежского документального кино. Однако к 1960-м гг. телевидение вытеснило документальное кино, что касается текущих событий и передач о природе. Совсем недавно норвежские документальные кинофильмы вернули себе былую популярность. Работа Кнута Эрика Йенсена «Крутой и сумасшедший» (Heftig og begeistret, 2001 г.) и фильм Евена Бенестада «Все о моем отце» (Alt om min far, 2002 г.) получили ряд международных наград.
В 1960-е гг. норвежский кинематограф испытал влияние модернистских течений континентальной Европы, и появилось новое поколение молодых режиссеров. Под влиянием «французской новой волны» появляются такие фильмы, как «Охота» (Jakten, 1959) Эрика Лёкена и «Лив» (Liv, 1967) и «Выход» (Exit, 1970) Пола Локкеберга. Однако в норвежских кинотеатрах шли в онсовном норвежские комедии и широкомасштабные иностранные фильмы, а кроме того, многие предпочитали телевизор походу в кино.Затем последовал активистский молодежный бум 1970-х, который породил самый повстанческий, социально-реалистический период норвежского фильма. Фильм должен был быть не искусством, а политикой, что яствует из таких названий, как «Забастовка!» (Streik! 1974) Оддвара Булла Тухуса и «Молчаливое большинство» (Det tause flertall, 1977) Вама и Веннерёда, и некоторых других прогрессивных документальных фильмов. Женщины-режиссеры отошли от плиты, чтобы драматизировать феминистские темы. Они также создали фильмы-бестселлеры, рассчитанные на детей и подростков, но привлекавшие внимание и взрослого зрителя (см. «Дети и кино»). Незабываемая женщина-режиссер – Аня Брейен. Ее трилогия «Жены» (Hustruer, 1975, 1985, 1996 гг.) - хроника жизни трех женщин на протяжении более трех десятилетий, имела огромный успех.
К началу 1980-х норвежское кино снова переживает упадок. Зрители устали от скучного социального реализма, и в обществе разгорелись дебаты о том, кто в этом виноват. В следующий, так называемый «вертолетный» период истории норвежского кинематографа режиссеры обратились за вдохновением в Соединенные Штаты и стали создавать фильмы с более захватывающим сюжетом. Фильмы «Пояс Ориона» (Orions belte, 1985) Ола Солума и «Проводник» (Veiviseren, 1987) Нильса Гаупа нашли большую аудиторию и получили международную известность. В 1988 году фильм «Проводник» был видвинут на соискание премии «Оскар» в номинации лучший иностранный фильм. Конец 1980-х начало 1990-х стали для норвежских кинозрителей пиком отечественного кино с такими фильмами, как «Горсть времени» (En håndfull tid 1989) Мартина Аспхауга, «Скитальцы» (Landstrykere, 1989) Ола Солума, «Выше неба» (Høyere enn himmelen, 1993) Берит Несхейм, «Стэлла Поларис» (1993) Кнута Эрика Йенсена, «Телеграфист» (1993) Эрика Густавсона, «Игра мечты» (Dromspel, 1994) Унни Страуме , «Через пень-колоду» (Over stork og stein, 1994) Евы Исаксен, «Десять кинжалов в сердце» (Ti kniver i hjertet, 1994) Мариуса Холста и «Яйца» (Eggs, 1995) Бента Хамера. Новое поколение режиссеров было на подходе. Режиссер Ханс Петер Моланд написал в 1996 году новую главу в историю норвежского кино, когда в Нью-Йорке вышел на экран его новый фильм «Ноль градусов Кельвина» (Kjærlighetens kjøtere). В феврале 1997 года картина Берит Несхейм «Другая сторона воскресенья» (Søndagsengler, 1996) была выдвинута на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Во время Недели критики на Каннском кинофестивале состоялась премьера фильма «Посыльный» (Budbringeren, 1997) режиссера Пола Слетауна, получившего главный приз в этой секции. Фильм был показан во всем мире и завоевал несколько других наград. Фильм «Бессонница» Эрика Скьолдбьярга был показана в той же секции в Каннах и завоевала международную известность в тот же год. В 2001 фильм Питера Нэсса «Эллинг» был выдвинут на «Оскара» в уже знакомой номинации «Лучший иностранный фильм». А Харальд Зварт («Одна ночь в МакКуле», 2001; «Агент Коди Бэнкс», 2003) доказал, что быть норвежцем – это не препятствие для голливудского успеха. В более недавнее время Скьолдбьярг, Нэсс и Хамер снимали фильмы в США, и закрепили положение Норвегии на карте международного кинематографа такими фильмами, как «Нация прозака» (Prozac Nation, 2001), «Прекрасная страна» (Beautiful Country, 2004), «Моцарт и кит» (Mozart and the Whale, 2004) и «Мастер на все руки» (Factotum, 2005).
Норвежские короткометражные фильмы успешно участвовали на фестивалях по всему миру. Во время Недели критики в Каннах в 2003 году короткометражным фильмом – победителем стал фильм Эйвинда Толоса «Любовь это закон». Бент Хамер представил на том же фестивале в официальной программе «Двухнедельник режиссеров» художественный фильм «Кухонные байки» (Salmer fra kjøkkenet, 2003), который выиграл приз за успех в Европе и вызвал интерес во всем мире.
В последние годы был выпущен целый ряд интересных норвежских документальных фильмов, в том числе пользующийся успехом фильм «Крутой и сумасшедший» (Heftig og begeistret, 2001), «Все о моем отце» (Alt om min far, 2002), «Жестокая молодежь» (Ungdommens råskap, 2004) и «Все для Норвегии» (Alt for Norge, 2005). 2003 г. оказался рекордным за последние годы по числу вышедших на экран норвежских художественных фильмов. Эта успешная тенденция сохраняется до сих пор – она касается посещения кинотеатров в Норвегии и международного признания норвежских фильмов. Во многом это является результатом реструктуризации программ финансирования и создания в 2001 г. Норвежского Фонда кино. 2006 год тоже оказывается перспективным для норвежской киноиндустрии. Кроме того, новая волна режиссеров и актерских талантов уже достаточно громко заявила о себе.
Информация предоставлена Норвежским Институтом кино
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Норвегия - официальная страница в России
Кинематограф Норвегии - история кино, мультфильмы, документальное кино Норвегии и многое другое кино.
|