Музыка Норвегии Норвежская музыкальная культура начала свое активное развитие в 1840-е годы и за короткое время прошла значительный путь, достигнув на рубеже XIX–XX столетий общеевропейского уровня. Самым ярким представителем музыкальной Норвегии за рубежом был и остается Эдвард Григ, имя и сочинения которого являются олицетворением норвежского в музыке. Его Соната для виолончели и фортепиано ля минор (1883), посвященная брату композитора Йуну, занимает прочное место в репертуаре виолончелистов благодаря прекрасному ансамблю двух инструментов: насыщенного по звучанию фортепиано и элегантной, технически разнообразной виолончели.
Вместе с тем и во времена Грига и позже, в XX веке, картина музыкальной жизни Норвегии была намного богаче и разнообразнее, чем мы себе представляем. Норвежская история сохранила имена многих талантливых композиторов, творчество которых пользовалось признанием не только на родине, но и далеко за ее пределами. В числе таких «забытых» творцов – Кристиан Синдинг (1856–1941), младший современник Грига, ярчайший представитель норвежского музыкального романтизма, произведения которого на рубеже веков имели большой успех в концертных залах Европы, России и Америки. Одним из самых популярных опусов Синдинга был его Фортепианный квинтет ми минор (1883–1885). Его премьера в лейпцигском Гевандхаузе в 1889 году (в исполнении квартета Адольфа Бродского и Ферруччо Бузони) имела, по словам Э. Грига, «необычайный успех» и принесла автору европейскую славу. Сочинение никому не известного молодого норвежца получило широкую и стремительно растущую популярность. По сообщениям норвежского музыкального еженедельника, в 1892 году Квинтет Синдинга звучал в Лейпциге, Дрездене, Копенгагене, Петербурге, Женеве, Мюнхене, Лондоне, Париже, Детройте, Бостоне, Нью-Йорке и других городах.
В ХХ столетии норвежская музыка продолжала развиваться в русле различных стилей и направлений современного искусства. Творчество Эйстейна Соммерфельдта (1919–1994), отдававшего предпочтение сфере камерно-вокальной и фортепианной лирики, можно считать продолжением линии норвежского романтизма XIX столетия. В его «Монологе» для виолончели (1975) солирующий инструмент «разговаривает» со слушателем столь же искренно и страстно, как в Сонате Грига, написанной почти на 100 лет раньше. Иные, непривычные краски тембр виолончели обретает в союзе с солирующим женским голосом в миниатюре «О любви» (1976), написанной на текст норвежского поэта и писателя Стейна Мерена (род. 1935):
Я держу твою голову в своих руках, А ты держишь мое сердце своей нежностью. Так устроен мир: Все в нем держит [несет] что-то или несомо чем-то. Так море несет камни к своему берегу, Так дерево несет созревшие осенние фрукты, Так планета держится в космическом пространстве, Так нас обоих несет что-то, и мы поднимаемся Туда, где загадка держит загадку в своей руке.
Автор: Елена Кривцова. Источник: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Норвежская музыкальная культура
|