Новобронзовый век Скандинавии
Такого количества небольших бронзовых памятников и скульптур, а также уличных статуэток, как в Норвегии, нигде не встречал. Знакомство с этим обилием бронзовых изваяний ждет каждого прибывшего в страну через аэропорт Осло - Гардермюен.
ЗДАНИЕ его спроектировано павильоном почти километровой протяженности с разветвлениями посадочных терминалов. Некоторые служащие (поверите ли?) носятся здесь по своим служебным делам на… самокатах! В северном конце павильона – бронзовый, немного выше человеческого роста Ялмар Рисер-Ларсен – полярный летчик, которого не будет ошибкой назвать основателем норвежской авиации. Получается, он для приезжающих как визитная карточка «бронзовой Скандинавии».
Каменные (гранитные, мраморные) изваяния на улицах и в музеях Норвегии, конечно же, имеются, в том числе и весьма оригинальные, как, например, королю Хокону (скальный камень) или же полярнику Амундсену (белый мрамор), но в нашем случае мы говорим о бронзе - достаточно дорогом материале для воплощения художником образной мысли. Но ведь и Норвегия – богатейшая страна, уровень жизни здесь уже приближается к альпийскому – скажем так, памятуя, что издавна эталонами благополучия в Европе являются Швейцария и Австрия. Так почему бы не потратиться на бронзу?!
И Норвегия тратится. Не говорю о классике – высокочтимым особам королевских кровей, воякам-адмиралам, а также прочим личностям, прославившим Скандинавию, здесь, как и везде, ставятся монументы. Как и везде, это творения общепринятого порядка – мощная фигура, красноречивый жест или взгляд, такая же осанка, да в придачу трон, рукопись, пушка, а то и лошадь. Но я о другом.
Знаменитый норвежский ваятель Густав Вигеланд свое творческое кредо объяснял просто – отобразить в камне и бронзе обычную жизнь во всех ее проявлениях. С этим убеждением и работал. Сегодня его Вигеланд-парк – одно из творческих чудес света, а его именные традиции прочно унаследовали земляки-потомки.
Шуткой говоря, вспоминаю времена расцвета нашей скульптурной пропаганды. Пришелся он на конец пятидесятых. Я пошел в школу позже, но отдельные скульптуры того времени, конечно же, застал. Не бронза, а гипс и цемент были тогда основными материалами. О монументах и бюстах вождям и организаторам умолчу. Рабочие и механизаторы, комсомольцы и юные пионеры, колхозницы и девочки, кормящие белочек, туристы и спортсмены, взгроможденные на постаменты, украшали аллеи любого мало-мальски приличного парка. И конечно же, непревзойденная классика той поры – девушка с веслом, ставшая затем притчей во языцех! И хотя все это впоследствии назвали обидным иностранным словом «китч», те гипсово-цементные изваяния почему-то вспоминаю с доброй улыбкой…
Такую же улыбку вызвала и небольшая бронзовая композиция с клоуном и собачонкой на берегу бухты Брюгге в норвежском городе Тёнсберг. Никаких комментирующих табличек к ней не прилагалось. Обычная цирковая сценка. Однако позже выяснилось, что некие русские гости города нарекли эту композицию «Каштанкой». Название закрепилось и среди аборигенов. Так увековечился талант Антона Павловича Чехова на набережной одного из старейших городов Норвегии.
«Каштанка» оказалась не единственным скульптурным упоминанием о России. Например, в конце одной из улочек старого Ставангера, выходящей на набережную, взирает на фарватер бухты адмирал Крюйс – один из известных сподвижников императора Петра Великого. Это его, Корнелия Ивановича Крюйса, голландца от племени, родившегося в Норвегии, наш царь-реформатор зазвал себе в помощники по флотскому делу.
Литые бронзовые фигуры видел я во всех норвежских городах, где довелось побывать: рыцарей и моряков, военных и святых отцов, полярников и поэтов, женщин и детишек, а также многих представителей братьев наших меньших.
Центр Осло особенно разнообразен на литье в бронзе: парламентарии, литераторы, музыканты, придворные актеры и оперные дивы, кстати в нескольких шагах от классического монумента великому Ибсену, и, конечно, персонажи из фольклора, причем не всегда эпического свойства.
Увидеть и воплотить в скульптуре жизнь - эту заповедь Густава Вигеланда чтят норвежские художники. И стараются отражать эту жизнь без оглядки на некогда привнесенную в искусство элитарность. Не только венценосных или знаменитых особ можно увидеть в бронзе на улицах их столицы, но и рядовых людей труда, как назвали бы их у нас в России.
Морской порт Осло. Широченная площадь перед внушительным современным зданием из бурого кирпича. Справа, как олицетворение морской мощи, – классический памятник флотоводцу, в центре, как доброе, печальное и радостное напутствие моряку, – несколько композиций, участники которых женщины и дети. А парадная лестница упомянутого внушительного здания завершается рядом фигур вдоль главного фасада: рудокоп, столяр, каменщик, электрик...
Знают норвежцы, чьим трудом привносится достаток в их дом. Для таких трудяг и бронзы не жалко!
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Корабельная сторона Автор: Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Новобронзовый век Скандинавии
|