Алексей Сельницин Библиотека и Норвежский информационный центр
Имя Грига - одна из первых ассоциаций, возникающих у каждого из нас в связи с Норвегией. Величайший норвежский композитор сумел в своём творчестве как никто иной прочувствовать и донести до сердец слушателей красоту и своеобразие Норвегии, её изумительной природы: диких скал, высоких гор, загадочных фоьрдов… 15 июня исполняется 160 лет со дня его рождения.
О Григе сказано и написано немало, в том числе и в России. Попытаемся, однако, набросать несколько штрихов к портрету великого композитора, сказать о том, что, быть может, не у каждого на слуху. Всем, пожалуй, знакома чарующая мелодия "Утро" (Morgenstemning) из лирической пьесы "Пер Гюнт". Слушая её, мы воображаем себе картину солнечного утра: зелёная поляна, бегущий ручеёк, пастушок в нарядном костюме, выгоняющий стадо, в далеко позади - белоснежные шапки норвежских гор… "Стоп! - скажет нам придирчивый музыковед. - Постойте, батенька, ведь существует полный вариант "Пера Гюнта", где "Утро" идёт вовсе не в начале пьесы, а ближе к её концу! А Григ, когда писал этот фрагмент, представлял себе вовсе не родные норвежские горы, а… пустыню с караванами верблюдов!"
В самом деле, если вспомнить, что музыка к "Перу Гюнту" была написана на слова одноимённой пьесы Хенрика Ибсена и каждый фрагмент пьесы соотносится с текстом драмы, получается, что "Утро" как раз посвящено пребыванию героя в далёких краях. Впрочем, такие детали нисколько не умаляют гения Грига. Для всех нас он был и остаётся певцом своей родины, певцом Норвегии.
Интересно, что по происхождению Григ был потомков не суровых викингов, а их непримиримых врагов - кельтов. Прадед композитора, шотландский купец Александр Грейг, приплыл в Норвегию в XVIII веке. Его внук Александр Григ, был уже настоящим норвежцем. Вырос будущий композитор в старинном Бергене - ганзейском городе, городе купцов, который столетиями был своего рода "окном в Европу" для норвежцев. Музыке Эдвард учился с юных лет. Правда, школьные учителя без особенного восторга относились к его занятиям. Случай свёл пятнадцатилетнего мальчика с "норвежским Паганини" - знаменитым скрипачом Уле Буллем (Ole Bull, 1810-1880). Булль был первым из норвежцев, кто доказал европейской и мировой публике, что и в Норвегии есть музыка, а норвежские композиторы способны равняться с такими мастерами, как Моцарт и Бетховен. Талант Грига вырос не сам по себе, не на пустом месте. Булль, а также Хальфдан Кьерульф (Halfdan Kjerulf, 1815-1868) и Людвиг Линнеманн (Ludvig Linnemand, 1812-1887) были "первопроходцами" в музыкальном искусстве Норвегии, заложившими первые традиции в норвежской музыке.
Григ, как и многие его соотечественники, учился за границей, в консерватории в Лейпциге. Зимой 1862/63 года состоялся его первый концерт на родине, в Бергене. Публика с восторгом приняла произведения молодого Грига. Затем - жизнь в Копенгагене, где Григ встречается и общается с такими знаменитыми людьми, как композитор Нильс Гаде (Nils Gade), писатель Ханс Кристиан Андерсен. Мир искусства был тесен, и все видные деятели культуры так или иначе были знакомы друг с другом. В Копенгагене же Григ сводит знакомство с Рикардом Нурдроком (Rikard Nordraak, 1842-1866) - рано ушедшим талантливым композитором, известным в первую очередь как автор музыки к национальному гимну Норвегии "Да, мы любим эту землю" (Ja, vi elsker dette landet). Слова к гимну написал двоюродный брат Нурдрока, великий Бьёрнстьерне Бьёрнсон. Плодами сотрудничества Грига и Бьёрнсона явились ряд романсов, а также более крупные произведения - такие, как "Сигурд Юрсальфар" (Sigurd Jorsalfar), "Берглиот" (Bergliot) и "Улаф Трюгвасон" (Olaf Tryggvason). Творческое наследие Грига велико и многообразно. Нет смысла перечислять все его произведения, назовём лишь самые известные: "Норвежские танцы" (Norske Danse), "Шествие гномов" (Troldtog), "Осенью" (I Host), "Симфонические танцы" (Symfoniske Danse) …
Григ много ездил по свету с гастролями. До последних лет жизни география его концертов была весьма обширной. Но где бы он ни был, композитора всегда тянуло на родину, в Норвегию. Долгие годы его домом была усадьба Тролльхауген (Troldhaugen, что буквально означает "гора троллей") неподалёку от Бергена, где Григ жил со своей женой Ниной. Ныне в Тролльхаугене открыт музей. Обстановка в доме такая же, как при жизни композитора. Многие знаменитые коллеги приезжают поклониться певцу Норвегии. Из раскрытых окон звучит музыка. Пожалуй, это наивысшая дань уважения, отданная великому Григу - сыну Норвегии.
|