Петер Николай Арбо
Петер Николай Арбо (норв. Peter Nicolai Arbo; 18 июня 1831, Скугер — 14 октября 1892) — норвежский художник, в основном известный своими работами на темы скандинавской мифологии. Будущий художник вырос в усадьбе Гюльскуген около реки Драмменсэльва (ныне это – район г. Драммена). Его отец, Кристиан Фредерик Арбо, был директором народной школы. Предки Арбо по отцовской линии происходили из Дании, а фамилия предположительно пошла от названия местечка Arøbo. Художественное образование Арбо сперва получил в Копенгагене, где учился в Helsteds Tegneskole в 1851-52 гг. В 1852 году он отправился в Дюссельдорф, где поступил в Академию искусств. Его учителями были Кард Фердинад Зон, специализировавшийся на изображении человеческих фигур, и Эмиль Хюнтен, известный батальный живописец и анималист. Также в Дюссельдорфе Арбо брал частные уроки у К. Менгельберга, работавшего в жанре исторического полотна. Художник поддерживал контакт с известными земляками и коллегами Хансом Гюде и Адольфом Тидеманном, также преподававшим в дюссельдорфской Академии. В 1861 году Арбо возвращается в Норвегию. Год спустя вместе с Гюде и Фредериком Коллеттом он отправился в учебную поездку по родной стране. В 1863 году Арбо создаёт первую версию «Табуна лошадей на горе» (Hesteflokk på høyfjellet) – мотив, который он впоследствии неоднократно использовал и перерабатывал. С 1863 по 1871 год он жил в основном в Париже. В 1882 году он женился на Элизе Томас (1854-1921). Ещё в конце 1850-х гг. Арбо начал работать как иллюстратор. В результате сотрудничества с издателем Кристианом Тёнсбергом рождается «Альбом из Аксваллы» (Axvalla-album: en Cyklus Mindeblade tegnede af P. N. Arbo; og ledsagede med en oplysende Text; udgivet og forlagt af Chr. Tønsberg). Исторической основой для создания альбома послужили крупные военные учения шведско-норвежской войск в 1858 году. В книгу вошли 10 литографий с сопровождающим текстом. В 1860 году выходит книга «Картины норвежской истории» (Billeder af Norges Historie tegnede af P.N. Arbo og ledsagede af en kort oplysende Text efter P.A. Munch), созданная на основе монументального труда Петера Андреаса Мунка «История норвежского народа» (Det norske folks historie). В силу материальных затруднений, издание получилось более сокращённым, чем первоначально планировал Тёнсберг. В результате оно вышло в виде брошюры, в которую вошли три иллюстрации Арбо, посвящённые средневековой истории. В 1879 году вышло новое издание «Норвежских народных и волшебных сказок» (Norske Folke og Huldre-Eventyr) П.К. Асбьёрнсена и Й. Му, в которое вошли иллюстрации Ханса Гюде, Адольфа Тидеманна, Отто Синдинга, Эрика Вереншёлля и две иллюстрации Арбо, одна из которых посвящена Перу Гюнту. В последующее издание (1939 года) были включены ещё несколько рисунков Арбо. Также он иллюстрировал научно-популярную историю Норвегии (Billeder til Norgeshistorien for Skolen og Hjemmet), куда вошли ряд иллюстраций, не включённые в издание Тёнсберга. Среди наиболее известных картин Арбо - «Дикая охота» (норв. Åsgårdsreien, первый вариант – 1868, второй - 1872, по мотивам скандинавского мифа; находится в Национальной галерее, Осло) и «Валькирия» (норв. Valkyrien), существующая в двух версиях. Первая картина «Валькирия» была написана в 1864 (либо в 1865) году в Париже. Впервые выставлена в 1866 году в Стокгольме и была куплена шведским королём Карлом XV. Сейчас находится в Национальном музее (Стокгольм). Другая картина создана в 1869 году и находится в Национальной галерее (Осло). Несмотря на то, что Арбо на протяжении всей жизни интересовался «национальными» темами, связанными со сказками, мифами и историей, исследователи отмечают некую «чужеродность» его творчества в контексте современной ему норвежской живописи. Манера изображения его жанровых работ во многом отмечена влиянием французского реализма. Вершиной творчества художника традиционно считается «Дикая охота», где национально-романтический мотив выполнен в рамках реалистического канона. В этой картине Арбо добивается чёткого и наглядного представления как отдельных фигур, так и общего драматизма ситуации. Картина явно навеяна одноимённым стихотворением Ю.С. Вельхавена, и в ней чувствуется уверенная рука мастера, овладевшего техникой создания композиционно сложных полотен.
Интересно, что в новейшее время творчество Арбо (как и творчество Теодора Киттельсена) оказалось востребованным в контексте "контр-культуры" - начиная с конца 1980-х, ряд скандинавских (и не только) рок-групп, играющих в стиле "блэк-метал" и "викинг-метал", использовали его картины в качестве иллюстраций для своих альбомов (в частности, это касается Bathory, Doomsword и Windir).
(c) А.А. Сельницин (БНИЦ)
"Валькирия" (1864)
"Олаф Харальдссон и конунг Рёрек"
"Дикая охота" (1872)
Петер Николай Арбо
|