О Ю.С. Вельхавене
Имя этого норвежского поэта, пока мало известное широкому русскому читателю, в нынешнем году в связи с юбилеем звучало неоднократно, и не только в Норвегии. Хотя, на фоне великого Ибсена, юбилей Вельхавена был отмечен более чем скромно.
В то же время, этот поэт, стоявший у истоков формирования норвежской национальной литературы и ставший ключевым персонажем в культурной жизни Норвегии середины 19 столетия, и его творчество заслуживают, на наш взгляд, более пристального внимания – и не только со стороны его земляков.
Так уж вышло, что в начальный период творчества Вельхавен оказался вовлечённым в дискуссии о путях становления и развития как национальной литературы, так и культуры в целом – и его главным оппонентом стал Хенрик Вергеланн, впоследствии возведённый норвежцами в ранг национального поэта номер один. Это обусловило несколько предвзятое отношение к личности и наследию Вельхавена, которые, увы, отчасти сохраняется и по сей день.
«Консерватор», «ретроград», «даноман» - это нелестные ярлыки, которыми был «награждён» поэт в своё время, в каком-то смысле отражают его позиции и его принципы. Да, Вельхавен был приверженцем классической формы, с её строгими размерами и созвучиями. Да, он во многом оглядывался на прошлое, полагая, что его современникам следует учиться у великих предшественников. Да, он ратовал за сохранение культурных связей с Данией, которые складывались веками и которые невозможно было разорвать механически и в одночасье. Молодая норвежская литература должна перенимать опыт у более зрелых литератур Европы, в том числе и датской, в силу сложившихся культурных и общественных связей. Будучи родом из Бергена, который можно с полным правом назвать «норвежским окном в Европу», поэт с детства впитал те импульсы, которые шли извне и призваны были «расшевелить» сознание его соотечественников, упивавшихся новообретённой свободой.
Споря с Вергеланном – порой яростно и ожесточённо, Вельхавен писал о том, что главная цель искусства – это красота, основополагающими понятиями для поэта должны быть гармония и равновесие – в том числе гармония внутреннего мира. Без неё, по мнению Вельхавена, невозможно создать шедевр. Настоящая поэзия должна очиститься от всего случайного, мимолётного и сиюминутного. Искра вдохновения «вызревает» в душе поэта, прежде чем разгореться в пламя, которое вырвется наружу в форме стиха. Многим казалось (и кажется до сих пор), что это «пламя» - всего лишь бледный и холодный отблеск, охлаждённый пытливым разумом и стремлением к внешнему совершенству. С этим можно согласиться, но с другой стороны, Вельхавен стремился к красоте формы и ясности восприятия. Кнут Гамсун, не особенно жаловавший его поэзию, как-то раз даже сказал, что он был «точен, как ювелир». Это «ювелирное» совершенство, красота созвучий и чёткость образной системы, когда все детали стиха подчинены единой логике и выражают целостное настроение, и есть то, что с первого взгляда привлекает вдумчивого читателя.
Вельхавен много говорил о том, что понятие «поэтической свободы» не следует трактовать превратно, она не тождественна вседозволенности. Поэт должен быть свободен в рамках правил и принципов, коим он должен научиться, и эта свобода в самоограничении и есть свобода подлинная.
Читать далее в разделе "Юхан Себастиан Вельхавен - человек месяца (декабрь 2007)"
Читать также: Ю.С. Вельхавен - краткая биография.
О Ю.С. Вельхавене
|