К 150-летию Кнута Гамсуна лекции архангельским студентам прочитали норвежские профессора
В Поморском государственном университете им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск) накануне состоялось выступление двух профессоров литературы университета г. Тромсе (Норвегия) - Нильса Магне Кнутсена и Эрика Эгеберга. Лекции были посвящены творчеству Кнута Гамсуна - одного из известнейших норвежских писателей, 150-летие со дня рождения которого отмечается в этом году...
Это событие, широко отмечающееся в Норвегии и других странах, не обошло стороной и Архангельск, и стало возможным благодаря сотрудничеству между ПГУ и университетом г. Тромсе, сообщили ИА «Двина-Информ» в пресс-службе Поморского университета.
Организатором мероприятия выступил Эрик Булстад, преподаватель норвежского языка факультета иностранных языков, работающий в Поморском университете уже более 10 лет.
Прослушать лекции пришли студенты факультета иностранных языков, исторического факультета, а также факультета филологии и журналистики.
Кнут Гамсун (Hamsun) (псевдоним; настоящая фамилия Педерсен, Pedersen) - норвежский писатель. Сын деревенского портного, Г. с 14 лет вёл скитальческую жизнь, менял профессии. Литературную деятельность начал в 1877 году.
Впечатления от поездок в Америку отражены в публицистике ("Духовная жизнь современной Америки", 1889, и др.). Успех Гамсуну принесла психологическая повесть "Голод" (1890, рус. пер. 1892) о страданиях нищего литератора в Кристиании.
В романах "Мистерии" (1892, рус. пер. 1910), "Пан" (1894, рус. пер. 1901), "Виктория" (1898, рус. пер. 1904) звучат неоромантические мотивы. Герои этих романов противостоят обществу, следуют непосредственным порывам своей противоречивой натуры. Гамсун мастерски изображает их сложную душевную жизнь. Характерный для него индивидуализм обусловил его резко антидемократическую позицию (драматическая трилогия "У врат царства", 1895, "Игра жизни", 1896, "Вечерняя заря", 1898).
Марксистская критика (Г. В. Плеханов и др.) уже в начале 20 в. указывала на декадентские и реакционные тенденции в творчестве Гамсуна, в то же время отмечая его талант. Максим Горький не раз писал о художественной силе и оригинальности лучших книг норвежца.
В 1906 роман "Под осенними звёздами" открывает ряд произведений Г. из жизни норвежского Севера: "Бенони" (1908), "Странник играет под сурдинку" (1909) и др. Всё большую роль в творчестве Гамсуна играет противопоставление капиталистическому городу уклада крестьянской жизни, близкого к естественному круговороту природы (роман "Соки земли", 1917, рус. пер. 1922).
В 1920 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.
В романах "Женщины у колодца" (1920, рус. пер. 1923), "Последняя глава" (1923, рус. пер. 1924), "Бродяги" (1927, рус. пер. 1929), "Август" (1930, рус. пер. 1933), "А жизнь идёт" (1933, рус. пер. 1934), "Кольцо замыкается" (1936) преобладают настроения одиночества и беспомощности человека в современном мире.
В годы второй мировой войны Гамсун сотрудничал с немецкими оккупантами. После разгрома гитлеровской Германии он был отдан под суд за измену родине и подвергся бойкоту со стороны норвежской общественности. Годы ожидания суда описаны в кн. "По заросшим тропам" (1949). Прогрессивные норвежские круги проводят грань между предательской позицией Гамсуна в годы оккупации и его литературно-художественным наследием.
Источник: «Двина-Информ»
Опубликовано: Н.С. Дяченко (БНИЦ)
празднование 150 летия Гамсуна в России
|