Беседа с семейным врачом
Задумывая это интервью с русскоговорящим врачом, работающим в Норвегии, я преследовала две цели: помочь нашим читателям, которые по каким-то причинам еще незнакомы со структурой оказания медпомощи в Норвегии, и познакомить читателей других стран с тем, как работают врачи здесь. В странах Скандинавии система организации первичной медицинской помощи во многом схожа, а вот читателям России, для кого Норвегия во многом пока остается «terra inсognita», и о ней мало что печатают российские СМИ, будет любопытно узнать некоторые факты. Я беседую с Раисой Цынкаловской, семейным врачом, работающим во врачебном центре Legehuset Varden в Бергене.
— Как известно из организации системы здраво охранения в России, оказание первичной медицинской помощи населению на муниципальном уровне осуществляется на базе поликлиник. Знакомая всем нашим соотечественникам «поликлиника» с различными специалистами, лабораториями, кабинетами физиотерапии и т.д., расположенными, как правило, в одном здании, явно отличается от норвежской. Хотелось бы узнать, как организовано оказание медицинской помощи населению в Норвегии?
— В Норвегии первичная медицинская помощь оказывается семейным врачом (fastlege). Со всеми медицинскими вопросами, с которыми в России пациент обращается в поликлинику, в Норвегии он приходит к семейному врачу. Семейным врач принимает своих пациентов, взрослых и детей, в рабочие часы по будням. Каждый житель Норвегии (не обязательно гражданин страны) при регистрации приписывается к семейному врачу по месту жительства. Пациент однако может поменять врача и переписаться к любому другому в стране, позвонив по телефону: 80041004 (с 8 до 15 в рабочие дни), или самостоятельно на сайте www.helfo.no. Правда, такой возможностью пациент может воспользоваться не чаще двух раз в году.
В отличие от поликлиники, для посещения семейного врача нужно заранее записаться на прием: позвонить, отправить SMS или email. Возможно попросить о приеме в тот же день, если ситуация неотложная. Обычно приемный день семейного врача расписан достаточно жестко, но персонал всегда старается помочь в подобных ситуациях. Пациенту в таком случае лучше позвонить рано утром, до начала приема, чтобы регистратор смогла найти свободное время.
Кстати, советую не опаздывать к врачу. Ритм приемов достаточно интенсивный, и опоздание задерживает не только самого врача, но и всех назначенных за вами пациентов.
— А если медицинская помощь нужна в нерабочее время, или состояние больного серьезное?
— В нерабочее время, в выходные, в праздники пациент должен обращаться в отделение скорой помощи (Legevakt). Следует заметить, что в отличие от привычной российской практики, больной должен сам приехать в такое отделение, в большинстве случаев «скорая помощь» не выезжает к больному на дом. Это происходит только в действительно неотложных случаях. Если такое случилось, нужно позвонить по номеру «113» и объяснить ситуацию. Дежурный оценит серьезность состояния больного и определит, в какой форме в данном случае ему нужно оказать медицинскую помощь, например, доставить в отделение скорой помощи или немедленно госпитализировать. Если ситуация действительно серьезная, больного привезут в больницу достаточно быстро. При необходимости его даже могут из центра города доставить в госпиталь вертолетом.
— Первое время я не могла понять, почему даже к специалисту я могу попасть только через семейного врача. Оправдано ли это?
— Думаю, что да. В большинстве случаев семейный врач может сам на месте оказать необходимую помощь. Приемная врача оборудована всем необходимым для осмотра, взятия анализов, проведения минимальных хирургических операций. Нередко проблема пациента решается за один прием. Если же врач посчитает, что больному с данным заболеванием необходима консультация специалиста или госпитализация, он обязательно это больному порекомендует и оформит направление. Нужно отметить, что время ожидания консультации специалиста или госпитализации обычно зависит от серьезности состояния больного и порой может достигать нескольких месяцев.
— А если больной не хочет ждать?
— Можно обратиться в частную клинику. Для этого даже не нужно направления врача. Консультацию можно получить очень быстро, но такой вид медицинской помощи не покрывается государством, а стоит он очень дорого. По моему опыту, подобная необходимость возникает крайне редко.
Кстати, время ожидания консультации у специалиста или госпитализации в клинику может быть достаточно долгим, но оно четко ограничено законодательными нормами, и нарушить его врачи не имеют права. Причем пациент может сам выбирать специалиста, госпиталь, место проведения обследования или операции. Может, например, обратиться в любой центр, поехать в другой город. Подробную информацию об этом, в том числе и на английском языке, можно найти на сайте www.sykehusvalg.no или получить по телефону 81570030.
— Еще один вопрос о приеме у семейного врача. Некоторые пациенты в Норвегии недовольны тем, что во время приема врач больше смотрит на экран компьютера, чем на пациента. Ваше мнениe?
— Такой характер приема, безусловно, встречается, и вряд ли он может понравиться пациенту. Однако, по-моему, такие случаи больше зависят не от системы здравоохранения в стране, а от конкретного врача, от человека. Также ведь и в России в поликлинике можно было попасть к врачу, который, мало обращая внимание на пациента, задавая стандартные вопросы, просто заполняет учетную карту больного. Однако с технической стороны сегодня трудно представить работу врача без компьютера. Вся информация о пациенте, данные анализов, результаты предыдущих обследований, направления и пр. содержатся в электронном журнале пациента, и врачу необходимо к этому журналу обращаться. Более того, сейчас в Норвегии вводится электронная система оформления направлений к специалистам и выписки рецептов, то есть необходимость в компьютере возрастает.
— Вопрос об оплате медицинской помощи в Норвегии: все-таки это бесплатная или платная система?
— Пациент за прием у семейного врача или специалиста платит строго определенную сумму, и это лишь небольшая часть реальной стоимости медицинских услуг. Он также оплачивает некоторые анализы, например, рентгенографию. Тариф при этом фиксированный, не зависит от конкретного специалиста, центра или места обращения. В целом система здравоохранения в Норвегии, как и система социальной защиты, руководствуется заботой о человеке. Если больному приходится многократно обращаться к врачу в течение года, например, при хроническом заболевании, государство берет оплату услуг на себя. Так, по правилам регулирования системы здравоохранения на 2012 год, если пациент потратил на медицинские услуги (на посещение врача, психолога, оплату услуг в поликлинике при госпитале, за рентгенографию, на покупку лекарств) более 1980 крон за год, все расходы выше этой суммы оплачивает государство. Регистрация затрат пациента происходит автоматически. При достижении указанного порога на домашний адрес пациента в течение трех недель высылается карта для бесплатного медицинского обслуживания. Добавлю, что дети до 16-ти лет получают медицинскую помощь бесплатно. Контроль беременности – бесплатно. Госпитализация, операции – бесплатно. То есть, резюмирую ответ на Ваш вопрос: по-моему, система медицинского обслуживания в Норвегии все-таки почти бесплатная.
***
Конечно, рассказать о системе здравоохранения Норвегии невозможно в небольшом интервью. Но ясно одно: всегда полезно взглянуть на профессию специалиста его глазами. Журнал приглашает в рубрику «Наше интервью» всех, кто хотел бы рассказать о своей профессиональной работе, хотел бы поделиться с читателями рассказом или мнением о ней на страницах нашего журнала.
Татьяна Дале
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Соотечественник
Беседа с семейным врачом
|