Саами без границ
В Северной Норвегии к концу июля зацветает сирень. И это пик лета: теплей не будет. Лесная зелень свежа, как в мае. Фьорды врезаются в горы, ручьи и водопады грохочут вниз с ледников, гремят с черных скал. И кажется: по конной тропе, проложенной над водопадом в горах, сейчас проедет Парцифаль в поисках Грааля. Или беглый Пер Гюнт в поисках себя встретит Пуговичника.
Чуть выше в горы — плоское плато, тундровый ягель, мелкое озерцо. Крепкие дощатые дома со спутниковыми антеннами. У дверей — автомобили, снегоходы, навороченная мототехника. В торфяной озерной воде по тысячелетней дубильной технологии отмокает свежеснятая шкура. Пастушья собака дочиста гложет челюсть оленя.
Двойной образ земли, принадлежащей двум народам — норвежцам и саами.
Впрочем, у многих жителей маленького Манндалена смешанные корни. Норвежские, финские, саамские линии слились в историях семей. В 1991 году здесь возник фестиваль саамской культуры «Ридду-Ридду» (в переводе — «крепнущий ветер с моря»).
Два изогнутых серыми крыльями фьорда — Лингенфьорд и Кофьорд. Три десятка по-северному ярких и по-северному прочных домов на перешейке между ними. Полярная ночь здесь длится четыре месяца: с конца ноября до марта фасады домов, деревья в садах пылают рождественскими гирляндами цветных лампочек. Так жители Манндалена помогают друг другу перейти полярную зиму.
Нарядной деревне два века. Но старых домов тут нет: в 1945-м немцы, отступая, сожгли почти все жилье на побережье. Пока строились заново — жили зимой в землянках, ночевали летом под перевернутыми лодками. Мужчины работали на медных рудниках: шли два часа пешком в горы на работу и радовались, что в Кофьорде нашли медь. И помогали друг другу. Начиная с послевоенной зимы, все всегда помогали соседям.
К следующим поколениям пришла эпоха щадящих госкредитов на постройку домов, автомобилей в каждой семье, многокилометровых тоннелей, пробитых в горах, чтоб провести сюда автомагистрали.
…Бензозаправка, мини-маркет, чистое и удобное общежитие Норвежского Красного Креста для беженцев. Три часа пути до города: Тромсе — самый северный порт Норвегии, последняя цивилизованная стоянка Нансена и Амундсена перед уходом к Северному полюсу.
…И этнофестиваль, возникший из ничего: из костров и песен молодежи в разгар лета.
У «Ридду-Ридду» два человека в штате. Полсотни добровольцев безвозмездно работают над его организацией. Но в 2007-м фестиваль в Манндалене признан национально значимым культурным событием — и получает с тех пор существенную государственную поддержку.
За дощатой сценой — живой музей традиционных жилищ. Есть, конечно, саамский чум, устланный шкурами (чумов тут много: половина гостей «Ридду-Ридду» в них и живет). Есть бурятская юрта. Есть прочный сосновый корпус, расписанный черным и красным орнаментом индейцев майя, — дар коренных народов Гватемалы коренным народам Норвегии. Есть жилище времен викингов, вырытое в круглом насыпном кургане с буйным разнотравьем и ромашками поверху. Там, в дыму открытого очага, медитируют.
Рядом передвижной библиотечный автобус с коллекцией книг по культуре саами. Большой двухэтажный Центр северных народов с библиотекой, интерактивным музеем края, кинозалом, мастер-классами ремесел.
И конечно, на всей территории лагеря есть Wi-Fi. Просто летает от чума к чуму.
…На половине граждан — синие саамские кафтаны с ярким алым и желтым солярным орнаментом. Клетчатые шали и алые чепцы на женщинах, «рогатые» шапки с бубенцами, похожие на колпаки средневековых шутов, на мужчинах. Огромные серебряные гривны с солярными знаками на груди. Штаны из оленьей кожи. Вышитые остроносые башмаки. Под чепцами и колпаками — твердые интеллигентные лица. Золотые очки. Гарнитуры мобильников в ушах с гроздьями серег.
…В 1880–1890-х на Всемирных выставках в Париже и Чикаго показывали отдельным аттракционом «Деревню лопарей». Для этого содержатели зоологических садов нанимали на севере Швеции и Норвегии семьи разорившихся фермеров-саами с чумами, санями, меховой одеждой — и «со своими оленями», что особо оговаривалось в контракте. Сегодня у северного народа, расселенного по четырем странам (Норвегия, Швеция, Финляндия, Россия), есть свой Саамский парламент, признанный как политическая сила норвежским королем (но не мурманским губернатором!). Есть колледж, где обучение ведется на языке саами. Есть театр, радио, книги, киностудия. В Норвегии принят закон о статусе языка саами — и многим северным местностям возвращены их изначальные имена. Впрочем, в Университетском музее Тромсе и в музее Манндалена есть и такие экспонаты: новые дорожные знаки с саамскими названиями, расстрелянные из дробовика.
И все же: в последние тридцать лет необходимости доказывать право на язык и менталитет у североевропейского малого народа нет. И этнофестиваль «Ридду-Ридду», и яркие рубахи с орнаментом на плечах горожан рождены не этим.
…Хедлайнер «Ридду-Ридду»-2012 — замечательная шведская певица София Яннок. Светловолосая, по-студенчески легкая — она выходит на сцену в черных джинсах и топике. Но на груди висит на ярких расшитых лентах серебряный солярный знак. Поет София на саами (что не мешает ее популярности в Швеции). Песни современны. Но глубокий джазовый голос тронут тембром саамской эпической импровизации йойк (joik) — как чай, заваренный в котелке над костром, тронут дымом.
Тридцатилетняя София выпустила два диска, гастролировала в США и в Азии. Этнографические наряды она не жалует. Но охотно рассказывает: у семьи Яннок есть стадо оленей. Есть свои «именные» олени и у нее. Каждый год на две недели София уезжает в горы, на пастбище. Сохранить навык обращения с оленями считает делом чести.
Фестиваль «Ридду-Ридду» собирает малые народы со всех концов света. На этномаркете продают африканские корзины (один из жителей Манндалена — уроженец Ганы). Перед перуанским лотком стоит игрушечная белая лама в бубенцах. Лена, ненецкая художница с острова Таймыр, ведет детский мастер-класс бисероплетения. Поют индейцы майя. Дает концерт Сарымай Урчимаев — известный алтайский мастер горлового пения и игры на варгане.
Под легкий рокот бубна из сушеного пузыря рыбы танцуют гренландские инуиты. Лица раскрашены сажей и алым ягодным соком, растянуты и страшно искажены: за щеками танцоров — кости животных. Их предводитель в умопомрачительных штанах из белого медведя мехом наружу, отбивается от прессы: «Я не шаман, а всего лишь внук шамана».
Под северным дождем пляшут раскрашенные белым, увешанные раковинами каури, чуть прикрытые повязками из пальмового волокна люди с Соломоновых островов. В землянке викингов, в дыму отсыревших дров, медитируют. В Центре северных народов идет семинар «Как предотвратить таянье льдов?». В бурятской юрте, еще пахнущей бозами-мантами после кулинарного мастер-класса, магистрант университета Тромсе Дмитрий Бережков на отличном английском читает лекцию «Положение коренных народов Севера в России».
…Этника, конечно, в тренде. Равно как и мультикультурализм. Какой кайф ловят на безалкогольном (не считая пива) «Ридду-Ридду» зрители — можно не объяснять. Но за этим карнавалом на перешейке меж фьордами стоит многое.
И путь целого народа от зоологического сада на Всемирной выставке 1888 года до джазовой шведской принцессы Софии Яннок, поющей по-саамски. И огромный опыт северных народов, без которого было бы невозможно освоение Арктики (Фритьоф Нансен щедро его использовал — и настойчиво подчеркивал это в речах и книгах). И не восславленная еще ни одним фестивалем культурная практика жителей Манндалена-2012: зажигать цветные огни, чтоб помочь ближнему пережить долгую тьму и полярную зиму.
В принципе, это универсальнейшая из культурных практик — зажигать цветные огни! Способов много. Один из них — этнофестиваль «Ридду-Ридду».
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Новая газета Автор: Елена Дьякова
Норвежская культура
Изобразительное искусство Норвегии
В 1814 г. в Норвегии была принята конституция — одна из наиболее демократических буржуазных конституций, существовавших тогда в Европе. Однако бедственное положение норвежской экономики - состояние, в котором она находилась после отделения от Дании, препятствовало развитию изобразительного искусства. В Университете Осло не было факультета истории искусств.
|
Праздник выпускников
В Норвегии слова «russ» («выпускник») и «russefeiring» («праздник выпускников») связаны с праздником в честь прощания со старшей школой. Этот праздник частично основывается на традиции выпускников старшей школы называющих себя «russ» и отмечающих прощание со школой
|
Кинематограф Норвегии
История норвежского кинематографа – это рассказ о создателях фильмов, актерах и работниках кино, занимающихся этим видом искусства на протяжении долгого времени. Условия очень сильно менялись, что привело к большому количеству режиссеров, создавших только один фильм. Тем не менее, в этой истории имеются блестящие периоды, когда на передний план выходили выдающиеся режиссеры и киноактеры. Поэтому Норвегия гордится своим национальным кинематографическим наследием, которое во многом отражает развитие норвежского общества.
|
|
Елена Дьякова - Саами без границ. На этнофестивале «Ридду-Ридду»
|