SCHARNHORST. Последние месяцы жизни
История линкора Шарнхорст
Шарнхорст прибыл во фьорды Норвегии в марте, в это время англичане, после долгих и жарких споров, приостановили отправку конвоев в арктические порты СССР до наступления осенне-зимнего периода. Уж больно оно рискованно, слать караваны транспортов в белые ночи и в общем, постоянно хорошие погодные условия. Адмиралы, в частности Паунд, были против конвоев, Черчилль горячо за. Однако у них там не тут, не товарищ Сталин с трубкой и марксистской логикой, а господин Черчилль с сигарой, поэтому адмиралы победили. Линкору, то есть, делать оказалось решительно нечего. Во всяких разных материалах и книгах, которыми я пользовался, этот период жизни линкора, от марта до декабря, либо никак не освещается, либо расписывается слишком подробно и несущественно, да и то – масса деталей и запутанных историй относится к действиям участников норвежского Сопротивления. Как они выслеживали немцев, как и кому и что сообщали, как их за то преследовали, кого в чем подозревают – в общем, это ближе к истории Норвегии, нежели линкора Шарнхорст. Были, впрочем, истории, которые можно отметить. 8 апреля прогремел сильный взрыв внутри корабля, вблизи башни С. Взрыв сопровождался серией сильных толчков. Поначалу подумали, что это диверсия, но потом разобрались, что диверсанты отдыхают – произошло самовозгорание материалов в помещении, где хранились баллоны с сжатым газом и химические вещества. В результате погибли 17 человек. Вскоре после этого ЧП случилось другое – разбился на взлете один из гидросамолетов Арадо линкора, летчик погиб. Командир линкора, Хюффмайер, делал все возможное, чтобы держать дух и боеготовность экипажа на должном уровне. Однако мятежность этого духа росла. Рядовые недовольно ворчали по тому или иному поводу, особенно их раздражали краткосрочные отпуска комсостава на родину. В целом экипаж рвался в бой, а это требовало какого-то выхода. Удивительно, а может и нет, но большинство экипажа Шарнхорста считало свой корабль счастливчиком и не допускало и мысли о том, что он может погибнуть. Основания для такой убежденности у них были, так как линкору действительно, долго и упорно везло. Но безделье, пусть и весьма относительное – учения и тревоги, повседневные работы и вахты, различные спортивные состязания и самодеятельность – начинало действовать на нервы, и Хюффмайер это прекрасно понимал и видел. И буквально требовал от руководства – ближайшим был Кюмметц – какого-нибудь боевого задания. Кюмметцу также надо было доказывать наверх, что они тут не даром хлеб едят, и в начале сентября немцы – вернее, руководство, изобрели таки операцию. Тирпиц и Шарнхорст окружились эсминцами и отправились побеждать Шпицберген. Для разгрома тамошних норвежцев хватило бы портового буксира с минометом, однако требовалось шоу. Поэтому линкоры несколько часов кряду садили тяжелыми орудиями по поселкам Лонгйир и Баренцбург, пока не превратили их в руины. После чего на берег высадился десант и захватил в плен 38 норвежцев. 6 человек погибли при обстреле, 150 ушли в горы. В Германии появился повод поднять дух населению рассказом о большой победе на Севере, на кораблях дух должен был подняться автоматически, однако по этому поводу есть противоречивые мнения – многие считают, что вряд ли бессмысленные поход и разгром жалких поселений могли всерьез поднять боевой дух, скорее наоборот. 23 сентября произошло куда более серьезное событие – Тирпиц успешно атаковали две сверхмалые подводные лодки англичан. Линкор получил очень серьезные повреждения от взрывов двух 8-тонных зарядов амматола под днищем. Настолько серьезные, что не мог уйти в Германию для ремонта. Из отечества затребовали необходимые средства и ремонтников, чтобы ремонтировать линкор на месте. Минимум на полгода Тирпиц был выведен из строя.
А конвоев, между тем, все не было. При этом Черчилль нашел возможность извлечь выгоду из вынужденного перерыва – он начал давить на Сталина, требуя, чтобы в Мурманске и Архангельске произошли перемены, желательно к лучшему, потому что хуже было уже некуда. Дело в том, что как постоянный военный контингент англичан на русском Севере, так и моряки транспортов и кораблей, равно гневно жаловались на причуды и извращения большевистской бюрократии. Все отмечали ужасные бытовые условия, некомпетентность и подозрительность властей, бесконечные, изматывающие людей мелочные придирки и требования. В мемуарах англичан и американцев описываются случаи драк, иногда массовых, моряков транспортов и кораблей с местным населением. Дело доходило до того, что моряков арестовывали и давали им сроки. Их передвижение ограничивали, как могли, на все требовались бумажки и визы, пытались даже ввести цензуру на личную почту. Англичане потребовали от Советов как-то все это отрегулировать, освободить осужденных за драку и вообще навести минимум порядка, в цивилизованном смысле этого слова. Мол, после того и конвои запустим, а пока – куда их отправлять, если им советские порты немногим лучше немецких торпед. Так, во всяком случае, говорят и пишут как ветераны (с той естественно стороны, со стороны союзников – хотя они у нас все чаще напоминают противников, сговорившихся с немцами и прикидывавшихся, что с воюют с Германией, хотя на самом деле их главная задача была – гадить нам), так и современные историки. Современные историки и вообще интересно пишут и интересные факты приводят. Как вам такой факт от норвежца-историка: 12 апреля 1943 года. Рыбаки с острова Сенья мирно себе рыбачили в 20 милях западнее мыса Маанесодден, район отмели Свенсгруннен, где скопилось около 30 рыболовных судов норвежцев. Около полудня рыбаки заметили подводную лодку в надводном положении, сближающуюся с ними. У орудия стоял расчет, однако никакого страха рыбаки не испытывали, ведь и без биноклей было видно, чем они занимаются. Никто их не атаковывал и никто не нападал, ни немцы, ни англичане. И вдруг с лодки открыли огонь. Три судна было потоплено, одно захвачено и уведено. В результате обстрела и потопления судов 9 рыбаков погибли, 7 были ранены. Семеро, находившиеся на борту уведенного судна, пропали. Позже судно обнаружили дрейфующим в Анд-фьорде, людей на нем не было. Как выяснилось, это была К-21 под командованием Лунина. Рыбаков доставили на базу, допросили, и что делали с ними потом, мне неизвестно. Однако известно, что один после войны описал это похищение, из чего можно сделать вывод, что их хотя бы не пристрелили. Во время этого пиратского налета с лодки упал за борт матрос (вестовой кают-компании), Александр Лабутин. Через несколько часов после ухода лодки его обнаружил и подобрал норвежский транспорт Барен. 19-летнего парня доставили на берег, в поселок, откуда были погибшие рыбаки. Разгневанное местное население чуть было не устроило ему суд Линча, но вмешался священник, и матроса отправили в лагерь военнопленных под Тромсё. В 2000 году в Тромсё была устроена встреча ветеранов, энтузиастам-норвежцам удалось выяснить, что Лабутин жив и здоров. Его пригласили на эту встречу, он приехал. Как пишут норвежцы, встреча Лабутина со своими спасителями была очень трогательной. Опять со слов норвежцев – Лабутин извинялся за варварство Лунина. Наши, естественно, описывают этот эпизод иначе – см. К.М.Сергеева «Лунин атакует Тирпиц», Яуза, Эксмо, 2005. Но есть и другие сведения, подтверждающие норвежскую версию. Косвенные, правда. Наши же историки (само собой, не из Генштаба и не Пикуль) нашли данные и документы, подтверждающие нападения наших ПЛ на норвежские рыболовные суда и их потопление, с дальнейшим зачислением этих скорлупок в список боевых побед. Ну, а норвежцев схватили вовсе не из-за врожденного варварства Лунина, а видимо, согласно приказу. Это были рыбаки из тех мест, где, предположительно, находились немецкие линкоры, вот наше начальство и решило взять языков. Так как немецких языков схватить не представлялось возможным, разрешили обойтись норвежцами. А вот зачем надо было топить попутно еще три судна, это уже загадка сродни атаке Тирпица. Черт его знает, если норвежцы не врут. Может, приписали наши подводники это потопленные суда к счету своих побед, рассудив, что ведь наверняка не только себе норвежцы рыбу ловили, но и немцам перепадало? А чего норвегам врать, давайте подумаем. С какой стати? Нападение и гибель рыбаков до сих пор помнит вся эта деревенька. Норвежцы у нас вроде как в друзьях ходили. Вроде как плечом к плечу освобождали мы Норвегию и добивали фашистского зверя в его северном логове. Вроде как даже самые отпетые патриоты-писатели, и те выводили стереотипный образ норвежца – угрюмые бородатые рыбаки-викинги, помогавшие нам, чем могли, и люто ненавидевшие немцев. С другой стороны, последние уточненные разведданные наших историков, высочайше утвержденных в качестве таковых, говорят нам, что союзников и друзей у нас нет и не было. За некоторыми экзотическими исключениями, все – либо явные, либо тайные наши враги и завистники. Вторая Мировая, то есть, была нашей титанической борьбой в гордом одиночестве с явными врагами, Германией и ее сателлитами, и тайными врагами, США и Англией, маскировавшимися под соратников и союзников. Тогда все понятно. Норвеги врут, и мы этот эпизод отметаем, как не имевший место быть, как очередную провокационную и враждебную вылазку всемирного заговора. А напротив Норвегии ставим галочку для памяти, чтобы при случае припомнить. Вот тебе и бородатые, вот тебе и потомки викингов.
Вернемся к нашему герою, к Шарнхорсту. К тому времени немцы увели с Арктики почти все свои тяжелые корабли, и осенью, после вывода из строя Тирпица, там остался один Шарнхорст. Арктические конвои возобновились с 1 ноября. К середине декабря успешно прошли RA 54A, JW 54A, RA 54B, JW 54B и JW 55A. С одной стороны, руководство кригсмарине понимало, что сил слишком мало, чтобы уверенно выйти на перехват. С другой стороны, были военная необходимость в уничтожиении какой угодно части военных грузов, следующих в Россию, давление со стороны Ставки или как там ее, в общем, военного руководства Германии, и определенный боевой настрой экипажей кораблей. Поэтому 19 декабря Дениц доложил Гитлеру, что следующий конвой будет перехвачен Шарнхорстом, в сопровождении 4-й флотилии эсминцев. 20 декабря из Лох-Ю, Шотландия, вышел конвой JW 55B -19 транспортов, имевших на борту около 200 тысяч тонн различных военных грузов. Его маршрут пролегал всего в 400 милях от норвежского побережья – слишком много для воздушных атак, но достаточно для воздушной разведки. В непосредственное охранение входили два эсминца, три тральщика и четыре корвета. Адмирал Фрейзер, глава флота метрополии, выделил в группу дальнего прикрытия Соединение 2 – линкор Дюк оф Йорк, легкий крейсер Ямайка и 4 эсминца, один из них норвежский. Встречный конвой, следовавший из России, RA 55A, сопровождало Соединение 1 – тяжелый крейсер Норфолк, легкие крейсеры Белфаст и Шеффилд. Адмирал Фрейзер, полагаясь на норвежское Сопротивление и заброшенных в Норвегию агентов, полагал, что он сумеет вовремя получить информацию о выходе Шарнхорста, а значит, у него, у Фрейзера, есть неплохой шанс поймать немецкого волка в ловушку и наконец-то с ним покончить. Фрейзер лично вышел в этот поход, подняв флаг на линкоре. Между прочим, по-своему интересный факт. Фрейзер командует всеми силами метрополии. Однако он счел цель операции настолько важной, что отправился в боевой поход, сопряженный с немалым риском. О серьезности подготовки к операции говорит и тот факт, что англичане успели провести учения по грядущему бою с Шарнхорстом, в роли немцев выступил крейсер Ямайка. У немцев вместо Кумметца, уехавшего в Германию в отпуск, командующим силами стал контр-адмирал Бей, о котором всякие люди пишут всякое. В целом, в его мужестве никто не сомневался, но вот в его талантах флотоводца уверенности не было. А 14 октября Хюффмайера на посту командира Шарнхорста сменил капитан первого ранга Юлиус Хинтце. Хюффмайеру присвоили звание контр-адмирала и отозвали в Берлин, для работы в штабе. Чему он был не рад, между прочим. Ему хотелось боя и успеха. У Хинтце был большой морской и боевой путь, это был закаленный и просоленный моряк, принимавший участие не одном походе и бое. В качестве штурамана Хиппера он принимал участие в атлантических рейдах, в потоплении английских эсминца Глоууорм и крейсера Бервик. Хинтце был очень рад этому назначению, а экипаж Шарнхорста, в свою очередь, радовался столь боевому командиру. Как писать дальше, я не знаю. Дело в том, что далее во всех трудах, мемуарах и документах идет сплошная мешанина донесений, сообщений, местоположений и предположений. Риск со стороны англичан был огромен. Если бы Шарнхорст все-таки прорвался к конвою, то, считают специалисты, нескольких часов ему хватило бы на то, чтобы нанести больший урон союзникам, чем все подлодки Третьего Рейха во втором полугодии 43-го, вместе взятые. Повторяю – это был 43-й, роковой год для немецких подводников. Англичане дважды пытались выманить Шарнхорст и Тирпиц, когда тот был еще цел. Для чего дважды конвои отправлялись в достаточной для разведывательной авиации немцев близости от норвежского побережья. И наконц, немцы обнаружили очередной конвой.
Строительство, испытания, учеба Нападение на Северный патруль Операция Nordmark Операция Weserübung Операция Juno Возвращение Операция Берлин Март 1941 – февраль 1942 - стоянка в Бресте Прорыв Ежики в тумане Последние месяцы жизни Последняя операция линкора - Остфронт
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Автор: Войтенко М.Д
Scharnhorst. Последние месяцы жизни
|