Norway | Норвегия
Вся Норвегия на русском/История Норвегии/Норвегия в годы Второй мировой войны/Шарнхорст/Нападение на Северный патруль/
Сегодня:
Сделать стартовойСделать стартовой Поставить закладкуПоставить закладку  Поиск по сайтуПоиск по сайту  Карта сайтаКарта сайта Наши баннерыНаши баннеры Обратная связьОбратная связь
Новости из Норвегии
О Норвегии
История Норвегии
Культура Норвегии
Mузыка Норвегии
Спорт Норвегии
Литература Норвегии
Кинематограф Норвегии
События и юбилеи
Человек месяца
Календарь
СМИ Норвегии
Города Норвегии
Губерния Акерсхус
Норвегия для туристов
Карта Норвегии
Бюро переводов
Обучение и образование
Работа в Норвегии
Поиск по сайту
Каталог ссылок
Авторы и публикации
Обратная связь
Норвежский форум

рекомендуем посетить:


Как часто Вы посещаете сайт norge.ru

Несколько раз в день
Ежедневно посещаю
Один раз в неделю
Пару раз в месяц
Не больше дного раза в месяц
Редко, меньше раза в месяц
Затрудняюсь ответить


на правах рекламы:




Конституция НорвегииОсло - столица НорвегииКраткая информация
Разрешение на работу в НорвегииАэропорт ГардермуэнНорвежские исполнители
Архитектурные памятники НорвегииПраздники в НорвегииПартнерские ссылки
Ёрн Фоссхейм - пианистСтатьи, интервьюВиза в Норвегию
Норвежские авторыКаталог отелей Норвегии2009 - Год Гамсуна
Год БьёрнсонаЯнварьНансен
Подготовка документов для их использования на территории НорвегииВиды спортаТележкина Диана
Государственная символикаМузеи и достопримечательностиМузыкальные группы Норвегии
ВикингиИскусство НорвегииСтатьи о литературе
Обменные ссылкиАрве ТелефсонСтатьи о Норвегии
Работа на нефтяных платформахАрхив новостейИнформация для тех, кто собрался учиться в Норвегии
Газета "Афтенпостен"ФевральГод Нансена–Амундсена
АмундсенСпортивные клубы НорвегииСергей Шпилькин
Top блок о компании на главнойГосударственные структурыГостиницы, отели, кемпинги
Статьи о музыке НорвегииНобелевские лауреатыСтатьи о культуре
Размещение платной рекламыЙенс СтолтенбергСезонная работа
Практическая информацияЛитературные событияСистема образования в Норвегии
Из истории "NRK"МартНовостные материалы
Год 2012История норвежского спортаШепелев Кирилл
Карта сайтаСоциальная политикаАрхив музыкальных событий
Знаменитые именаАрхив культурных мероприятийФритьоф Нансен
Достопримечательности АкерсхусаВид на жительствоЗимняя Норвегия для туристов
Норвежская классикаУчебные заведения НорвегииХанс-Вильхельм Стайнфельд
АпрельМероприятияПравовая информация
Фестивали в НорвегииДаты истории НорвегииФотоальбом Норвегии
Видар БюскНорвежские компании в РоссииО писателях Норвегии
Летний отдых в НорвегииУ истоков норвежской прессыРоссийско-Норвежская Старшая Школа
МайСтатьиЮбилейный 2013
ДискографияНаши баннерыАрне Гарборг
Предложение на работуИмена в норвежском кинематографеСлово переводчика
РОССИЙСКО-НОРВЕЖСКИЕ ОТНОШЕНИЯФотографии НорвегииНорвежская пресса накануне 1814 года
ИюньМатериалы норге.ру прошлых летЮбилейный 2014
Реклама на сайтеПоэзия НорвегииОбменные ссылки
Томас Хюлланд ЭриксенСтатьи о работе в НорвегииКомпозиторы Норвегии
Круизы по Норвежским фьордамИюльОсне Сейерстад
Информация о сайтеЛитература Норвегии: краткая историяКороль Харальд
Добавить ссылку в каталогАрхитектураДостопримечательности Норвегии
АвгустСтейнар ДюрнесОбщество П.И. Чайковского в Осло
lnicСтатьи2007 год – юбилеи
Авторы и публикацииТеатр НорвегииКниги и переводная литература
СентябрьЭто интересно знатьТрун Эгрим
ФорумЭдвард ГригНорвежские сказки
Наука НорвегииЭпоха викинговОктябрь
Интересные статьиПремия «Эмми» норвежской телепрограммеХенрик Вергеланн
Гамсун-2009Великие путешественникиНоябрь
СМИ Норвегии - общая информацияНациональные особенностиЮхан Себастиан Вельхавен
Живопись НорвегииИстория Норвегии - обзорДекабрь
Verdens GangБергенНаши опросы и голосования
Национальная кухня Норвегии Норвегия в годы Второй мировой войны Прессу душит не только власть
Пер СивлеРазмещене рекламы на сайтеПиа Харальдсен
Судебная системаТёнсбергТеодор Северин Киттельсен
Норвежская литератураФольклор НорвегииDagens Naeringsliv
Правовая системаСтавангерМартин Наг
Библиотека и Норвежский Информационный ЦентрКультура и искусство в норвежской школеГазета Dagsposten (Тронхейм)
Экономика НорвегииТронхеймГлавная
Ойвинд НордслеттенСиверт Орфлот – журналист и общественный деятельНациональный костюм
ЛиллехаммерЮбилей Эдварда ХоэмаКонкурс кукол
Мортен Йентофт: «Это не была журналистика в нынешнем понимании»СтатистикаОлесунн
Пер ПеттерсонИнтересные ссылкиПервая народная газета в Норвегии
ЭкологияИз истории норвежского телевиденияГод Гамсуна: мероприятия
Консул Йонас ЛидНарвикСтатьи о Норвегии
Статьи о ГамсунеХьяртан ФлёгстадКристиансанн
Томас Хеллум - Медленное телевидение НорвегииЛонгйирРелигия и церковь Норвегии
Книги и рецензииЕё Величество королева СоняВнешняя политика
Малая проза ГамсунаВалерий Павлович БерковХамар
Лицом к лицуИнтересное о ГамсунеТур Хейердал
ХалденГамсун в стихах и прозеФ. Нансен
РьюканГамсун и театрБьёрнстьерне Бьёрнсон
ДрамменСобытияМеждународная конференция в ЦДЛ
Сигрид Стрём РейбоШиенВладения Норвегии
Исак РогдеХаммерфестПолитические партии Норвегии и политики
Эссеистика ГамсунаЮлий КвицинскийВадсё
Норвежский бизнесКонкурс кукол - Сказочная страна ГамсунаМари Бойне Персен
Ню-ОлесуннКоролевский ДомДни Гамсуна в Санкт-Петербурге
Александр РыбакБюгёйнесНорвежский язык
Сигрид УнсетСортланнРоссия - Норвегия
Хенрик Юхан ИбсенCаамыНильс Хенрик Абель
Христиан Магнус ФальсенПрофсоюзное движениеЮн Фоссе
Бент ХамерМария ПаррПетер Кристен Асбьёрнсен
Ханс Вильхельм СтайнфельдУльрик Фредерик ГюлленлёвеДетские и семейные фильмы
Марит Ингвилл СандеМультфильмыМагнус Карлсен
МероприятияФритьоф НансенСтатьи о кино
Руаль АмундсенФильмы 1900-1990х гг.Пер Воллестад и Сигмунд Йельсет
Фильмы 2000х гг.Соня ХениАрвид Фладмое и семья Баррат Дюе
Фильмы 2011-2014 гг.KatzenjammerКарл Густав Багговут
Лев Львович ЖдановPUSTТурбьёрн Эгнер
Кирстен ФлагстадЛюбовь Григорьевна ГорлинаКамилла Коллетт
Кнут ХаугландЙорген Энгебретсен МуХанс Хенрик Йегер
Эрна СульбергМагнус КарлсенЭдвард Мунк
Уле Эйнар БьёрндаленОдд НердрумКристиан Крон
Тур Хейердал 

Нападение на Северный патруль

История линкора Шарнхорст

21 ноября в 14.00 Шарнхорст и Гнейзенау вышли из устья реки Яде, Вильгельмсхафн, и направились в Северную Атлантику. Перед линкорами поставили боевую задачу – уничтожение патрульных кораблей англичан в водах между Исландией и Фарерами. Далее им надлежало уйти западнее в Атлантику, с задачей искать и уничтожать, что подвернется, и если получится, встретить карманный линкор Дейчланд. Он находился в Северной Атлантике, однако неполадки с двигателями требовали возвращения на базу для ремонта. Дополнительной задачей было сопровождение германских торговых судов, если таковые будут встречены и обстановка позволит.
По выходу в Атлантику линкоры встретились с сильным штормом, скорость пришлось снизить до 20 узлов. На следующий день погода улучшилась, и в случае необходимости, можно было вести огонь из главного калибра прицельно, а не куда Нептун пошлет.
Около пополудни 23 ноября, с линкоров заметили судно, однако сблизившись, обнаружили, что это рыболовное судно исландцев. В 15.30 заметили на горизонте еще один дым, и направились к нему. А вот это уже было именно то, за чем их и отправляли. Вспомогательный крейсер ВМС Великобритании Равалпинди. Следует пояснить, что все эти суда, всех флотов, в одночасье ставшие крейсерами, имели впереди гордого крейсер такую, сводившую гордость и грозность на нет, приставочку – вспомогательный. То есть это были обыкновенные коммерческие суда, желательно быстроходные, часто – лайнеры, на которые ставили в нескольких местах пушки, вписывали в экипаж команду моряков ВМФ, и отправляли в море для всяких вспомогательных целей. Или в самостоятельные рейды с целью задерживать подозрительные коммерческие нейтральные суда, и при обнаружении грузов в адрес противника, уничтожать их. Чем Равалпинди и занимался.
Если в дело вступали серьезные личности, даже эсминцы, уж не говоря про линкоры и крейсеры без приставки вспомогательный, все эти крейсеры поневоле тут-же почтительно разбегались в разные стороны. Брони нет, сверх калибров нет, настоящей выучки тоже нет – вы там между собой разбирайтесь, а мы уж как-нибудь в стороне будем вспомогать. Но время от времени им приходилось нарываться на настоящие боевые корабли противника, не имея рядом настоящих своих. Наш Сибиряков, между прочим, таким-же крейсером по сути и был, и попал в ту-же ситуацию, что и британский Равалпинди. Можно сказать, что у Сибирякова ситуация была получше, против него был всего лишь тяжелый крейсер Шеер, а против британца – два линкора сразу. Но с мостика Сибирякова или Равалпинди было один черт, два линкора или один крейсер. Шансов никаких. Абсолютно. Разве что на борту линкора весь экипаж напился бы в стельку и пошел курить в пороховой погреб. Отмечать грядущую победу.
Итак, про Равалпинди. Это был пароход немалых для тех времен размеров, 16 тысяч тонн водоизмещением. Построен был в 1925 году – по тем временам, не возраст. Его построила известная Harland&Wolff в серии из 4-х однотипных судов (Rajputana, Ranchi и Ranpura), для не менее известной Peninsular&Orient Line. Судно спокойно себе работало на линии Англия – Индия, не мечтая о военных лаврах, но разразилась война, и его призвали. Поставили пушки, набили как селедкой экипажем военного времени – аж 276 человек, и погнали к Исландии искать транспорты противника или нейтралов, везущих груз для противника. Кораблем (а это уже был корабль, а не судно) командовал Эдвард Коверли Кеннеди, отец известного впоследствии британского журналиста и радиокомментатора Людовика Кеннеди.
За день перед встречей с самым сильным соединением Кригсмарине крейсер остановил для досмотра шведский пароход, обнаружил вредные для Великобритании грузы – то есть, грузы, предназначавшиеся Германии, и поэтому обьявил судно трофеем. Или как там этот акт юридически назывался. В общем, на судно высадилась призовая партия и повела его в ближайший британский порт. Вот для чего на Равалпинди сидело столько народу. А вспомогательный крейсер, поздравив себя с успехом, отправился искать дальше.
В 15.30 того рокового для Равалпинди дня впередсмотрящий с вороньего гнезда на фок-мачте усмотрел на горизонте дым, о чем сразу-же было доложено командиру, Кеннеди. РЛС тогда еще не ставили на всякую мелочь, и даже не на мелочь не ставили. Нечего было ставить. Вместо РЛС на самых высоких местах судов и кораблей стояли глазастые морячки с биноклями, и до рези часами осматривали горизонт в поисках дыма на горизонте. Когда был горизонт и было, куда смотреть. А то ведь чаще всего, и смотреть было некуда. Северная все-таки Атлантика – темные ночи, штормы, тучи, морось или снег, туманы.
На пол-пути между Исландией и Фарерами, Равалпинди некуда было скрыться и не у кого просить помощи.
Кеннеди поначалу, смотря в бинокль, определил силуэт первого из линкоров, как карманный Дейчланд. В случае его обнаружения, он должен был немедленно сообщить об этом в штаб флота метрополии, и затем убегать. Сыграли боевую тревогу, экипаж занял места по боевому расписанию. Кеннеди приказал резко подвернуть влево, надеясю укрыться в полосе тумана. В штаб ушла радиограмма. В воду сбросили специальные устройства-заряды для создания дымовой завесы, однако они не сработали. Завидя в приблизительно четырех милях по правому борту айсберг, Кеннеди приказал править на него, все-таки лучшее укрытие, чем полоса тумана. Однако германский корабль раскусил маневр Равалпинди, и пошел на сближение, отрезая путь к айсбергу. Немцы дали предупредительный выстрел впереди по носу Равалпинди, и семафором потребовали застопорить машины и лечить в дрейф. Кеннеди не подчинился, и опять определил уже сблизившийся с ним линкор как Дейчланд, о чем немедленно радировал. И вновь с германского линкора семафором потребовали застопорить машины. И вновь Кеннеди не подчинился. Возможно, потому, что с правого борта обнаружили еще один крупный корабль, и Кеннеди посчитал, что это какой-то британский корабль из состава северного патруля.
Сигнальный офицер Равалпинди узнает во втором корабле линейный крейсер Гнейзенау – именно так, потому что англичане приписали и Шарнхорст, и Гнейзенау, к линейным крейсерам, не удостоив их чести считаться линкорами. Внезапно выясняется, что ситуация безнадежна.
И тут 60-ти летний Кеннеди показал настоящий британский характер. Он уже понял, во что попался – два самых мощных на то время корабля Кригсмарине против его жестянки. Никаких шансов, если только не сдаться. Кеннеди заявил всем присутствующим на мостике – будем драться с ними с обоими, нас конечно потопят, ну да так тому, значит, и быть!
С Шарнхорста опять засверкал семафор – покинуть корабль! Да-с, тогда еще воевали рыцарски. Линкоры все видели и все понимали, но давали людям шанс уйти по-хорошему, собираясь потопить лишь корабль, который и не был кораблем то, в военном смысле. Команда Шарнхорста была поражена тем, что британский корабль полностью проигнорировал их предложение и явно готовился к бою. Командир Шарнхорста приказал просемафорить еще два раза, и он все-таки получил ответ. Но какой! Ну, кто мог, в здравом то уме, подумать, что восемь пушчонок калибром шесть дюймов, извлеченных с каких-то арсеналов, где они хранились еще с Первой мировой, вздумают противопоставить себя восемнадцати современнейшим 11-ти дюймовых орудиям самых мощных линкоров Кригсмарине. Однако в ответ на последнее предложение покинуть корабль, англичане ахнули по Шарнхорсту из всех своих пушек. Из винтовки по танку. Снаряды ляпнулись вблизи Гнейзенау, и осыпали его осколками, но влитому в броню гиганту это было как щекотка. Второй залп англичане отправили в сторону Шарнхорста.
А в 15.45 Шарнхорст дал первый залп, тут-же и накрывший несчастный Равалпинди – мол, жаль вас, ребята, но и нас можно понять. Снаряды разорвались на шлюпочной палубе, прямо под мостиком, с естественным результатом – на мостике поубивало почти всех, разрушило и соседнюю радиорубку. Каким-то чудом Кеннеди остался в живых. Чтобы увидеть, как второй залп разнес пункт управления артогнем и уничтожил одно из орудий правого борта. Третий залп угодил в район машинного отделения, и вывел из строя динамо, тем самым обесточив корабль. Подача снарядов к орудиям, следовательно, прекратилась. Кеннеди приказал оставшимся орудиям стрелять по возможности, коли не стало ни центра управления стрельбой, ни механической подачи снарядов. Англичане продолжали огрызаться, вошедшие в раж безнадежной схватки моряки вручную таскали снаряды к орудиям. Однако долго это продолжаться не могло, орудия умолкали одно за другим, на верхних палубах царили хаос, смерть и огонь, и катались взад-вперед нерасстрелянные снаряды. Кеннеди взял с собой двух моряков и отправился на корму, пытаясь поставить дымовую завесу. Через несколько минут старпому Хампфрису сообщили, что командир мертв. К этому времени машины окончательно встали, корабль практически остановился, а если-бы машины и работали, то далеко уйти все равно бы не смог – заклинило руль. Оставалось только одно, покинуть тонущий Равалпинди. На первую шлюпку погрузили 40 раненых и стали ее спускать, лопнул один из концов, и шлюпка рухнула в воду, температура которой была близка к нулю.
Около 16.00 начали спускать все уцелевшие к тому времени шлюпки, но тут не прекращавшие стрельбу немцы поразили пороховой погреб. Взрыв расколол Равалпинди надвое, половинки очень быстро затонули. Те шлюпки, которые успели спустить, немного отошли в сторону, и тут на них надвинулась громада Шарнхорста, не разглядевшая их в дыму. Линкору удалось отвернуть от шлюпок, однако их перевернуло или захлестнуло поднятой волной.
Линкор развернулся так быстро, как смог, и подошел к месту гибели Равалпинди, пытаясь спасти кого можно. Удалось вытащить 38 человек, остальные 238 погибли. На все про все ушло 15 минут. Черт, меня все время убивает и вводит в ступор вот эта быстротечность – немалый по размерам корабль, многие часы тренировок, недели и месяцы в море, да не просто в море, а в Северной Атлантике, где частенько хуже войны бывает. Почти 300 душ, и утром многие проснулись, как обычно. Приборка, построение, завтрак, то, се. Потом дымы на горизонте, страх, азарт, грохот и огонь, и через 15 минут все кончено.
Тем временем, англичане выслали на помощь Равалпинди свои корабли, HMS Delhi и HMS Newcastle подошли на предел видимости еще в то время, когда Шарнхорст грохотал своими зверскими орудиями. И благоразумно ближе подоходить не стали, правильно рассудив, что от Равалпинди вряд-ли уже что осталось, ни к чему им своими трупами увеличивать счет боевых побед красы Кригсмарине. Британские крейсеры приступили к не менее ответственной задаче – слежению за линкорами, так как на сцену торопились выйти уже серьезные парни – линкоры Уорспайт и Рипалс, линейный крейсер Худ. Но тут вмешалась погода, шторм и плохая видимость сбили англичан со следа, а РЛС тогда еще ни у кого не было. Повезло немцам. Какие они не были сильные, а против тройки HMS Warspite, HMS Hood и HMS Repulse им было не устоять.
27 ноября Шарнхорст и Гнейзенау вернулись в Вильгельмсхафн, оба сильно пострадали, но не от огня Равалпинди, а от штормовой Атлантики. Особенно сильно досталось носовой башне главного калибра. Линкоры поставили в ремонт. Шарнхорсту, кроме этого, требовался еще и ремонт котлов. Что можно сказать о этом бое? Прежде всего, сказать можно о некоторых качествах британцев. Никуда не деться, но говорить приходится исключительно в пику нашим историкам и нашей истории. Ведь наш Сибиряков, потопленный Шеером в аналогичной ситуации, преподносится, как нечто исключительное, единственное и неповторимое, свойственное только нам. Оказывается, не только нам. Англичане тоже могут. Искать чьи-то просчеты и ошибки, из-за которых погиб Равалпинди, на мой взгляд, бессмысленно. Англичане делали свое дело, патрулируя воды Атлантики в ходе общих действий по морской блокаде Германии, а немцы делали свое, пытаясь это патрулирование сбить. Дело случая. Но об этом подробнее ниже, в главе «Ежики в тумане».


Строительство, испытания, учеба
 Нападение на Северный патруль
Операция Nordmark
 Операция Weserübung
 Операция Juno
 Возвращение
 Операция Берлин
 Март 1941 – февраль 1942 - стоянка в Бресте
 Прорыв
 Ежики в тумане
 Последние месяцы жизни
 Последняя операция линкора - Остфронт

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Автор: Войтенко М.Д



Важно знать о Норвегии Scharnhorst. Нападение на Северный патруль


 
Новости из Норвегии
  • Норвегия стала первой страной в мире, полностью отказавшейся от FM-радио
  • 8 декабря родился писатель Бьёрнстьерне Мартиниус Бьёрнсон
  • Флот норвежской круизной компании "Хуртирутен" скоро пополнится 2 современнейшими судами
  • Вышла новая книга о Шпицбергене
  • Вчера в стенах Российского государственного гуманитарного университета прошла Международная научная конференция
  • Норвежцев становится больше
  • Международная научная конференция «Сближение: российско-норвежское сотрудничество в области изучения истории».
  • rss новости на norge.ru все новости »


    Библиотека и Норвежский Информационный Центр
    Норвежский журнал Соотечественник
    Общество Эдварда Грига


    Нападение на Северный патруль Назад Вверх 
    Проект: разработан InWind Ltd.
    Написать письмо
    Разместить ссылку на сайт Norge.ru