Современный человек
«Статья в «Таймс» вышла под заголовком «Вина и тревога» и стала своего рода диагнозом времени для человека, пережившего две мировых войны, появление ядерной угрозы и холодную войну. Бога нет, начинается бунт сыновей, отцы живут городской жизнью и так далее. Иллюстрацией диагноза времени стала картина «Крик», изначально будучи чем-то чужеродным и впоследствии став известной буквально всем», - сказал Риис Гундерсен.
Было куплено 3,5 миллиона копий этого номера журнала, а картина превратилась в мировую икону, что, однако, нельзя считать одной лишь заслугой «Таймс».
«Для того чтобы картина стала иконой, она должна обладать силой влияния на человека – хорошей ли, плохой – всё равно. В «Крике» она проявляется посредством визуального языка, крайне гиперболизированного и гротескного. Во многих отношениях это реалистическая картина, но её герои – сюрреалистичны», - считает Пол-Эрик Тёйнер.
Универсальное содержание
Директор датского музея современного искусства «Луизиана» и бывший редактор культурного раздела и критик издания «Викендависен» (Weekendavise) полагает, что картину можно считать иконой живописи ещё и потому, что её содержание универсально.
«В картинах, изображающих такие чувства, как страх и радость, а также рождение и смерть, мужчин или женщин, занимающихся элементарными и основополагающими вещами, мы узнаём себя».
Он считает, что «Крик» также достоин звания иконы, поскольку с ним связано немало скандалов.
«Во времена Мунка эта картина явила собой новый способ изображения страдания, а у многих живопись Мунка вызывала отвращение».
Но одна из главных причин возведения картины в статус иконы живописи кроется в её популяризации.
««Крик» - это целая серия. Мунк рисовал эту картину снова и снова и сам сделал много вариантов репродукций».
Тёйнер также полагает, что многое для популяризации «Крика» сделал Энди Уорхол, создавший несколько репродукций шедевра.
«Самое забавное в истории с «Криком» то, что существует несколько вариантов этой картины, она не уникальна и не исключительна. В США и Европе люди думают, что хорошее должно быть единственным и неповторимым, в то время как в других частях света, например, в Индии придерживаются совершенно противоположного мнения. Если какое-то произведение искусства велико, то следует создать несколько его вариантов. Мы видим, что Мунк рассуждал в том же ключе. Ему так понравился мотив картины, что он несколько раз возвращался к нему в своём творчестве.
Известный своей известностью
По словам Риисе Гундерсена, «Крик» стал также известным благодаря своей известности.
«В этом случае делу популяризации картины послужили охотники за искусством. Пол Энгер (похитивший картину в 1994 году) прекрасно знал, что полиция занята обеспечением безопасности на открытии Олимпийских игр в Лиллехаммере, где собралось большое число журналистов со всего мира. И, как и в случае кражи «Моны Лизы», похищение «Крика» способствовало росту его популярности полотна далеко за пределами родины.
«Лестница так и стояла прислонённой к стене, чуть ниже огромной дыры в окне. Единственное, что осталось на месте, где совсем недавно висел шедевр норвежца, была небольшая открытка с рисунком норвежской художницы Марит Валле (Marit Walle). На открытке были изображены три толстяка, задыхающихся от истерического смеха над хорошей шуткой и бьющих кулаками по столу. На обратной стороне похитители оставили надпись: «Спасибо за плохую охрану!»», - пишет Риисер Гундерсен.
Пол Энгер сам говорил, что своей популярностью «Крик» отчасти обязан ему, и в его словах есть доля истины. Его судьба также оказалась сильно связана с картиной», - продолжил рассказ Риисер Гундерсен.
По его словам, благодаря его преступлению, уровни продаж воздушных шаров, созданныз по мотивам картины, были просто заоблачными в последующие после ограбления недели. Тот же эффект чёрного пиара произвело и второе похищение другой версии «Крика», произошедшее в Музее Мунка в 2004 году. Первый международный аукцион с рекордными ценами на Мунка прошёл на той же неделе, когда начался судебный процесс против грабителей. Во время реставрации выяснилось, что похищение, организованное преступным сообществом во главе с Дэвидом Тоска (David Toska), дало неожиданно положительный эффект.
«Важно отметить, что в результате похищения «Крика» в 2004 году, которое, к слову сказать, было вооружённым ограблением, картина получила повреждения. Но это стало своего рода пиаром, и один из кураторов музея рассказывал в документальном фильме, что не будь столь пристального внимания общественности к картине вследствие ограбления, у музея никогда бы не появились средства для приобретения долгожданного ультрасовременного электронного микроскопа. Коммуна Осло пыталась препятствовать трансляции фильма по телевидению», - рассказал он.
Второй автор книги Пол Эрик Тёйнер подтвердил, что истории с похищениями невольно способствовали популяризации «Крика».
Эффект «Моны Лизы»
«Таким образом, это сыграло «Крику» на руку. Подобное случилось и с картиной «Мона Лиза», украденной в 1911 году».
Риисер Гундерсен не верит, что дебаты вокруг строительства нового музея Мунка сделают творчество великого норвежца ещё популярнее. Его больше беспокоит опасность того, что иконизация «Крика» может привести к тому, что картина потеряет своё смысловое содержание.
«В этом смысле «Крик» не менее уязвим, чем другие иконы массовой культуры. Своей книгой мы восстановим историческую справедливость», - заключил он.
Автор: Шепелев К.В.
Источник: Aftenposten
Опубликовано: БНИЦ, 07.10.2013