Церковь св. Олава в Новгороде
Олав Харальдссон – норвежский конунг, праправнук по мужской линии основателя династии норвежских конунгов Харальда Прекрасноволосого; троюродный племянник своего предшественника Олава Трюггвасона; четвероюродный брат своего преемника Харальда Сурового Правителя. Олав родился в 995 г., конунгом Норвегии был с 1014 по 1028 г. Он по праву считается объединителем и крестителем Норвегии. Проводимые им более решительно и последовательно, чем его предшественниками, борьба против языческих верований, усиление королевской власти, изменения в системе вейцл привели к разрыву между ним и значительной частью старой знати, а также присоединившимися к знати бондами. Противники Олава внутри страны встали на сторону претендовавшего на власть в Норвегии короля Англии и Дании Кнута Великого. Поражение в войне против Дании вынудило Олава покинуть Норвегию, бежать в Швецию и в 1029 г. на Русь. Попытка вернуть себе власть в Норвегии окончилась для Олава гибелью в битве при Стикластадире 29 июля 1030 г. Факт пребывания Олава на Руси, неизвестный русским источникам, но сообщаемый большим числом источников древнескандинавских, признается исследователями вполне достоверным на том основании, что он нашел отражение в скальдической поэзии, а именно – в строфах Сигвата Тордарсона и Бьярни Скальда Золотых Ресниц. Олав – первый норвежский святой. Среди чудес св. Олава, зафиксированных в его житиях (латиноязычном и норвежском) и в сагах о нем, четыре связаны с Гардарики (Русью), а два из них с Хольмгардом (Новгородом), а точнее – с находящейся в городе церковью св. Олава. Церковь св. Олава в Новгороде упоминается в целом ряде древнескандинавских источников: в рунической надписи из Шюсты, Швеция (втор. пол. XI в.); в латин-ской и норвежской версиях жития св. Олава (конец XII в.); в двух редакциях древнеисландской «Саги об Олаве Святом» (нач. XIII в.). В источниках расска-зывается о чуде спасения горящего Хольмгарда при помощи иконы патрона находящейся в городе варяжской церкви. Жители Хольмгарда, напуганные пожаром, бросаются за помощью к латинскому священнику Стефану, который незамедлительно противопоставляет огню икону св. Олава. Русские летописи содержат указание на существование варяжской церкви (или церквей) в Новгороде, но не называют имени ее патрона. Исследователи склонны считать, что церковь св. Олава находилась на Готском дворе, который был основан в Новгороде не позднее начала XII в.
Автор: Татьяна Джаксон
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В
Татьяна Джаксон: Церковь св. Олава в Новгороде
|