Как STATOIL может победить Европу
Норвежской компании не стоит ожидать роста спроса на западноевропейском газовом рынке. Ей необходимо искать новых потребителей, в первую очередь – в Азии
Statoil – второй по значимости после «Газпрома» поставщик природного газа на европейский рынок. Поэтому анализ текущих трудностей, с которыми сталкиваются норвежские газовики, представляет интерес и для российской компании. А Европа переживает последствия американской «сланцевой революции»: местная электроэнергетика перешла с угля на газ, а резко подешевевший уголь устремился в Европу. Энергетики заменяют более дорогой газ углем, хотя при использовании последнего увеличиваются выбросы парниковых газов. Европейский рынок становится местом, где правила диктует продавец, и норвежцам остается лишь признать правила игры.
Statoil также становится заложником политической борьбы в собственном правительстве. Лоббисты, к которым в первую очередь относится министр нефти и энергетики Ула Бортен Му, желают открыть для геологоразведки и добычи как можно больше новых ареалов, в том числе на арктическом шельфе. Тем самым нефтяники получат возможность поиска и разработки новых месторождений взамен тех, которые эксплуатируются в Северном море и постепенно истощаются. Однако этим усилиям успешно противодействуют не только экологические организации, но и Министерство охраны окружающей среды Норвегии. Трудности впереди
В прошлом году Statoil сумел увеличить добычу углеводородного сырья на 8%, обеспечив тем самым плановые показатели. «2012-й стал годом сильного промышленного и стратегического роста для Statoil. Мы достигли солидных финансовых результатов и устойчивого денежного потока», – писал в годовом отчете руководитель компании Хельге Лунд. Он особенно выделил результаты геологоразведочной деятельности: компании удалось поставить на баланс 1,5 млрд баррелей новых ресурсов. Это лучший результат за более чем десять последних лет. Кроме того, отметил руководитель Statoil, получен доступ к новым ареалам, что очень важно для долговременного устойчивого развития: «Надежность, безопасность и эффективность остаются нашими важнейшими приоритетами. В последние годы мы достигли значительного прогресса, и 2012-й не стал исключением».
Лунд, однако, ничего не сказал о том, что высокие финансовые результаты получены главным образом благодаря высоким ценам на нефть, тогда как ситуация на газовом рынке никак не способствует устойчивому развитию самой крупной компании Скандинавии. В 2011-м потребление газа в Западной Европе сократилось на 9%, в прошлом году спад продолжился и составил еще 2%. Специалисты Statoil считают, что в текущем году рынок стабилизируется и снижение остановится, однако у этой точки зрения есть много оппонентов. «Ничто не свидетельствует о том, что цена на газ в Европе вырастет. Более вероятно, что в будущем она уменьшится. Во всяком случае, стоимость американского сланцевого газа будет низкой вплоть до 2035-го или 2040 года», – уверен газовый аналитик Терье Мартин Халмё.
Халмё указывает, что уменьшение стоимости газа всего на 1 доллар за 1 терм (1 млн британских тепловых единиц – 1 MMBtu) приводит к падению годовой выручки Statoil на целых 20 млрд крон (3,5 млрд долларов), и это вполне вероятный сценарий. Дело в том, что в Европе цена на газ выше стоимости угля, а «сланцевая революция» в США привела к снижению цены на местном рынке до 3,25 доллара за 1 MMBtu (примерно 115 долларов за 1 тыс. кубометров), в результате чего избыток американского угля теперь дешево продается в Европе. Современные ТЭЦ могут работать на нескольких видах топлива – мазуте, угле и газе, а переход с одного вида на другой не является проблемой. Электростанции, которые не могут перейти с одного топлива на другое, просто останавливаются. Так, норвежская компания Statkraft закрыла в середине марта газовую станцию в городе Ландесбергене в Германии. По той же причине еще две немецкие ТЭЦ вынуждены значительно уменьшить выработку. В тисках экологии
Норвежцы надеялись, что принятая в ЕС программа «20-20-20» (уменьшение выбросов СО2 на 20% и обеспечение 20-процентной выработки электроэнергии от возобновляемых источников к 2020 году) увеличит долю газа в энергетическом балансе. Ведь не секрет, что из всего органического топлива именно природный газ обеспечивает наименьшие выбросы двуокиси углерода. Однако брюссельские чиновники куда больше внимания уделяют дотациям на развитие «зеленых» технологий, чем более действенным мерам по сохранению климата. «Нет подтверждения тому, что Европа освободится из собственных экологических тисков. ЕС принял на себя серьезные обязательства в отношении использования возобновляемых источников энергии. Поэтому газовый рынок находится в неопределенном состоянии, и особенно трудно прогнозировать цены», – подчеркивает Терье Мартин Халмё.
Более того, Польше удалось добиться существенного снижения «климатических» платежей в ЕС – налог за выбросы СО2 снизился с 33 до 8 евро. Польша – крупнейший экспортер угля, а в ее энергобалансе этот вид топлива занимает значительное место. Старший аналитик Statoil Оттар Скаген убежден, что проблема сокращения выбросов в ЕС слишком политизирована. «Евросоюз не в состоянии выполнять собственные установки, определенные в Стратегии сохранения климата. Если бы организация следовала собственным директивным решениям, то логичным шагом стала бы замена угля на газ, что обеспечивает значительное сокращение выбросов парниковых газов. Кроме того, эта мера позволила бы значительно стабилизировать европейский газовый рынок», – считает он.
Скаген отмечает и другой фактор, который определяет высокую волатильность текущих европейских газовых цен, – увеличение доли спотовых контрактов. Цена все в большей степени зависит от результатов биржевых торгов в Великобритании (National Balancing Point) и Нидерландах (Title Transfers Facility) и все в меньшей степени определяется долговременными контрактами. Отказ от традиционных контрактов, в которых формула стоимости газа зависела от нефтяных цен, значительно увеличивает долговременные инвестиционные риски, полагает эксперт. «Statoil и другие продавцы газа стали более зависимыми от текущего спроса на газ в ЕС. В силу невнятной долговременной энергетической политики, которая приводит к снижению спроса на газ, у инвесторов нет желания развивать инфраструктуру и наращивать добычу», – подчеркивает Оттар Скаген. Уплыть из Европы
Терье Мартин Халмё упрекает Statoil и других поставщиков, включая «Газпром», в том, что они уделяли слишком много внимания Европе и прочно связали себя с европейскими клиентами, основная цель которых состоит в том, чтобы сбить цены. На его взгляд, ожидание новых «хороших газовых времен» стало бы серьезной ошибкой. «Норвегия должна смириться с теми ценами на газ, которые Европа готова платить. В настоящее время здесь сформировался рынок покупателя. И в данной ситуации Statoil должен винить в первую очередь себя. Необходимо что-то менять, а не ждать, когда кризис в Европе закончится. Ничто пока не свидетельствует об изменении текущего тренда. В Азии аналитики прогнозируют цены в пределах 420-515 долларов за 1 тыс. кубометров, тогда как в Европе – всего 270-360 долларов. А в США газ и вовсе продается по дешевке и стоит менее 115 долларов», – указывает Халмё.
Он считает, что для компенсации потерь на европейском рынке необходимо наращивать поставки сжиженного природного газа (СПГ) в Азию. В какой-то степени это окажет влияние и на европейских потребителей. «Целых 95% оборудования газотранспортной системы Норвегии привязаны к Европе. Чтобы обеспечить прогнозируемые доходы в будущем, Норвегия и Statoil должны присмотреться к Азиатскому континенту. Поставки туда возможны российским Северным морским путем, а наращивание мощностей по производству СПГ сделает нас менее зависимыми от колебаний европейского рынка», – поясняет Терье Мартин Халмё. Проблема, однако, в том, что в скором будущем значительно увеличит поставки на азиатский рынок Австралия. На шельфе этой страны разрабатываются огромные месторождения газа, который будет перерабатываться в СПГ. Так что ни Statoil, ни «Газпрому» не стоит ожидать, что в Азии окажется работать столь же легко, как еще пять-шесть лет назад в Европе.
К глобальным трудностям норвежской компании прибавились и «внутрисемейные». Statoil рассчитывал на открытие новых лицензионных участков, где могли бы найтись большие месторождения, подобные тем, что разрабатываются в Северном море. Усилия нефтяников поддерживал Ула Бортен Му, прозванный местными журналистами Нефтяным Улой. Он надеялся открыть для разведки и добычи акваторию Лофотенских островов и архипелага Вестеролен в Норвежском море, а также шельф вокруг далекого Ян-Майена (арктический остров примерно в 1 тыс. км от норвежского побережья и в 600 км от Исландии). Но его ждало двойное поражение: сначала собственная Партия Центра высказалась на съезде против разработки вблизи Лофотен, а затем под давлением оппонентов в правительстве пришлось отложить поиски нефти и газа у Ян-Майена. До лучших времен
«Мы должны проделать определенный объем работ, перед тем как начать распределять лицензионные участки. Ян-Майен – изолированный микроконтинент, где не проводились пробные бурения, а имели место лишь отдельные сейсмические съемки. Мы выделили ассигнования на то, чтобы провести необходимый объем работ в течение года», – заявил в пресс-релизе Ула Бортен Му. Согласно предварительным оценкам Директората нефти, объем запасов на шельфе Ян-Майена может достигать 2,9 млрд баррелей в нефтяном эквиваленте. Это больше, чем было обнаружено в юго-восточной части Баренцева моря (часть бывшей спорной российско-норвежской акватории), где прогноз неразведанных запасов составляет 1,9 млрд баррелей. Однако 85% новых резервов – это газ, а Statoil нужны прежде всего нефтяные месторождения.
Победу при Ян-Майене празднуют союзники Партии Центра по правительству – представители Социалистической левой партии. Они сделали природоохранную деятельность коньком своей политики и где только возможно вставляют палки в колеса нефтяникам и их лоббистам. Министр охраны окружающей среды Борд Вегар Сульхьелль не скрывал радости: «Это важнейшая частная победа для окружающей среды и климата. Сейчас очень важно не открывать акваторию Ян-Майена для нефтедобычи». Он объяснил, что на далеком острове гнездятся птицы, устраивают лежбища тюлени, а в прилегающих водах водятся ценные морские обитатели.
Кроме того, в целях сохранения климата следует вообще приостановить разработку новых месторождений органического топлива, и начинать необходимо с наиболее чувствительного места на Земле, а именно – с Арктики. Сульхьелль надеется, что северо-восточная часть Баренцева моря тоже станет недоступной для нефтедобычи. Для этого его ведомство подготовило план придания большей части архипелага Шпицберген статуса объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Русский Портал Автор: Павел Прохоров
Павел Прохоров - Как Statoil может победить Европу
|