Теодор Северин Киттельсен
27 апреля исполняется 150 лет со дня рождения художника, ставшего для норвежцев – и для любителей норвежской культуры за рубежом – поистине народным и неотъемлемо связанным с суровой и таинственной природой этой северной страны – Теодора Киттельсена.
Его картины и рисунки открыли для норвежцев не только внешнюю красоту природы, но и её внутреннюю, потаённую жизнь, скрытую от глаз постороннего наблюдателя.
Художник обладал удивительным даром вглядываться в, казалось бы, самые обычные предметы и явления – и находить в них нечто завораживающее, потусторонне, но тем не менее, незримо им присущее. Вот, например, перед нами самое обыкновенное дерево – старая, замшелая ель, тихо покачивающаяся на ветру… и вдруг её сине-зелёные ветви превращаются в скрюченные лапы, а из-под иголок сверкает бледно-жёлтый глаз… Кто это? Наверное, лесной тролль, спрятавшийся от людей… а может, он и не прячется, а просто люди его не видят?
Именно благодаря Киттельсену и его рисункам норвежцы узнали, как могут выглядеть настоящие тролли. Даже самых, казалось бы, внешне малопривлекательных персонажей художник изобразил с такой силой и убедительностью, что нам не приходится сомневаться: он видел их своими глазами. А однажды он прямо сказал об одном из своих коллег-художников: «И он рисует троллей? Он? Который ни разу в жизни не видел ни одного тролля?»
…Киттельсен родился в многодетной купеческой семье в небольшом городке Крагерё на юге Норвегии. С детства мальчик обнаружил страсть к рисованию, несмотря на то что ему рано пришлось начать зарабатывать на жизнь. И тут судьба улыбнулась мальчику: Дидрих Мария Ол, известный меценат и любитель искусства, которому очень понравились его рисунки, оказал ему материальную поддержку для того, чтобы Киттельсен получил надлежащее образование – сперва в художественной школе в столице Кристиании, потом – в Академии художеств в Мюнхене.
Киттельсен большую часть жизни работал не как художник – автор больших полотен (таковых в его наследии немного), но как график и иллюстратор. Его первым большим заказом были иллюстрации к норвежским народным сказкам. Новое издание сказок вышло в трёх томах в 1883 году, с рисунками Киттельсена, Эрика Вереншёлля и Отто Синдинга. Хотя эти рисунки ещё далеки от зрелых работ художника и во многом навеяны творчеством того же Вереншёлля, в них уже чувствуется интерес к природе и населяющим её таинственным персонажам.
Жизнь Киттельсена за границей была тяжёлой – Ол не смог больше его поддерживать, и художник работал не покладая рук, но гонораров и средств от продажи картин не хватало на жизнь. В 1887 году, после второго «мюнхенского» периода, он возвращается в Норвегию – теперь уже навсегда.
Пару лет Киттельсен живёт на Лофотенах – на севере страны. Этот период был для него очень плодотворным: вдохновлённый красотой и величием природы тех мест, он создаёт свои первые книги, к которым, помимо рисунков, пишет тексты, обнаруживая незаурядный талант писателя! Книга «С Лофотенских островов» (Fra Lofoten, 1890-1891) – вдохновенное повествование в рассказах и рисунках о жизни обитателей и природы этих мест. Другая книга, вышедшая год спустя, - «Колдовство» (Troldskab, 1892) – представляет своего рода мини-энциклопедию норвежских сказочных и фольклорных персонажей.
Кроме издания собственных книг, Киттельсен продолжает иллюстрировать сочинения других авторов, в том числе известных классиков. Так, 1893 году выходят стихотворения выдающегося норвежского поэта-сатирика и баснописца Юхана Херманна Весселя (1742-1785).
В 1889 году Киттельсен встречает девушку по имени Инга Кристине Дал, которая становится его верной спутницей жизни. Художник любил не только природу и троллей, но и детей – в его семье их родилось целых девять! Правда, прокормить столь многочисленное семейство художнику было крайне нелегко. Несмотря на успех и признание, Киттельсен испытывал материальные трудности до конца жизни.
...В усадьбе Лаувлиа, где художник со своим семейством прожил, пожалуй, самые счастливые годы жизни, теперь открыт музей. В доме, который чета Киттельсенов обустраивала и украшала долгие годы, до сих пор живёт дух Искусства и Творчества. Стараниями Теодора и Инги усадьба превратилась в некое подобие сказочного замка, Сория-Мория. Сохранилась мебель, украшенная художником, - изображения троллей и древних королей выглядят не менее внушительно, чем на рисунках. Значительная часть наследства Киттельсена в виде рисунков и предметов интерьера также собрана в музее Blaafarveværket. Сам Киттельсен не был там, но окружающая природа и шум водопада живо напоминают о его рисунках и впечатлениях.
…Самой личной, самой «страшной» и потрясающей книгой Киттельсена стала «Чёрная Смерть» (Svartedauen), над которой он работал в 1894-1895 гг. Это – иллюстрированная поэма, включающая 15 стихотворений и 45 рисунков и повествующая об одном из самых жутких и трагических событий в норвежской истории, - эпидемии чумы, разразившейся в Средние века и унесшей жизни больше половины норвежцев. Образ жуткой старухи, которая ходит по стране и сметает «в кучу мёртвых» всё живое, что попадается на пути, навеян как норвежским фольклором, так и жизненными впечатлениями. Старуха, которую звали «Чумой» и которая отличалась пугающей внешностью и не самым приятным характером, когда-то потревожила жизнь молодой четы Киттельсенов.
Но впрочем, художник рисовал не только «страшных» персонажей. В его цикле «Есть ли душа у животных?» (Har Dyrene Sjæl?) собраны рисунки, представляющие животных: жаб, лягушек, птиц, насекомых – в ситуациях, весьма характерных для человеческой жизни: праздники, пирушки, сватовства, детские игры. Сами зверушки подчас выглядят довольно забавно и служат гротескными иллюстрациями свойств и типов человеческого характера.
В 1908 году за свою деятельность Киттельсен был награждён рыцарским орденом Святого Олава – высшей государственной наградой Норвегии.
Из последних книг Киттельсена значительный интерес представляют «Люди и тролли, воспоминания и грёзы. Автобиография» (Folk og Trold, minder og drømme. Selvbiografi, 1911). Книга повествует о жизни Киттельсена, рассказанной им самим – начиная с детских лет и заканчивая годами зрелости. Помимо увлекательного повествования, книга включает множество рисунков, в том числе детских и юношеских.
Последние годы художник и его семья жили сначала в пригороде Осло, а затем в местечке Йелойа (Мосс). Несмотря на одолевавшую его болезнь и тяжкое сознание того, что он не в силах прокормить свою семью, Киттельсен работал до последних дней.
Старый друг Киттельсена художник Кристиан Скредсвиг посвятил ему следующие слова: «Киттельсен оставил после себя пустоту. Он был уникален - и не будет никого, кто за ним последует. Даже тролли исчезли навсегда вместе с ним. Во всяком случае, я никогда не видел их с тех пор».
Краткая библиография:
Fra Livet i de smaa Forholde. 2 bd 1889 og 1890.
Fra aarets maaneder. 1890
Fra Lofoten. 2 bd 1890 og 1891.
Glemmebogen. 1892
Troldskab. 1892
Har Dyrene Sjæl? 1893.
Tysk utgave: Im Thierstaaate. Berlin, 1896
Kludesamleren. 1894
Ordsprog. 1898
Svartedauen. 1900.
Billeder og Ord. 1901
Folk og Trold, minder og drømme. Selvbiografi, 1911.
Soria Moria slot. 1911.
Løgn og forbandet Digt. 1912.
Heimskringla. 1914
Jomfruland. Oslo, 1986.
(с) А.А. Сельницин (БНИЦ)
|