Цыпнаволок
«Первый в мире и пока что единственный рыболовецкий колхоз». Статья под таким названием появилась в норвежской коммунистической газете «Nordlands Arbeiderblad» 6 августа 1935 г. В статье рассказывалось о группе норвежцев, которые создали рыболовецкий колхоз «Полярная звезда» в маленьком местечке Цыпнаволок на полуострове Рыбачий, на севере Советского Союза. Им удалось добиться того, чего не смогли сделать рыбаки в Норвегии, а именно – разрушить цепочку продажи рыбы через капиталистов. Статья была написана Алланом Валлениусом, коммунистом финско-шведского происхождения из международных кругов Комин- терна в Москве, и была задумана как пример, который коммунисты в Норвегии и других северных странах могли использовать в аргументации и пропаганде другой общественной системы. Однако этот пример остался единственным; маленькая норвежская колония на побережье Кольского полуострова никогда больше не становилась предметом обсуждения в Норвегии, и это объясняется целым рядом причин. История норвежской колонии в России коротка, но полна драматизма. Первые норвежцы отправились из Финнмарка на восток около 1860 г., привлеченные возможностями торговли и рыболовства, а также последовав приглашению русского царя поселиться на почти необитаемом тогда побережье. Не больше сотни человек отважилось пересечь невидимую границу на краю Варангер-фьорда. Часть из них довольно быстро вернулась обратно в Норвегию, потому что трава не была зеленее по другую сторону границы. Однако кое-кто остался, и большинство обосновалось в Цыпнаволоке, поселке в северо-восточной части полуострова Рыбачий, который представлял собой благоприятное место для рыболовства и торговли. Во время революции и в годы Гражданской войны, вплоть до 1920 г., в Норвегию вернулось еще несколько семей, однако большинство осталось. Несмотря на то, что они сохра- нили норвежский язык и свои традиции, они за корот- кое время глубоко укоренились в России. Однако если раньше их отделяла от Вардё и Восточного Финнмарка короткая поездка по морю, то теперь все стало гораздо сложнее из-за закрытия границы. Контакты с Норвегией прекратились, хотя отдельные письма доходили до адресатов вплоть до 1940 г. В 1929 г. 114 человек признавали себя норвежцами в Цыпнаволоке. Всего в Мурманском округе – районе, соответствующем в основном теперешней Мурманской области, – проживало тогда 167 норвежцев. Цып- наволок был единственным местом, где норвежцы составляли большинство населения, и это сохранялось вплоть до 1940 г. В 1930 г. началась коллективизация побережья Кольского полуострова. И хотя норвежские и финские рыбаки скептически относились к этой идее, у них не было выбора. Рыболовецкий колхоз «Полярная звезда» обзавелся постепенно несколькими небольшими моторными рыбацкими судами, часть которых даже носила норвежские имена, например, «Снеланн» и «Норвест». Главным источником доходов был промысел трески, пикши и лосося в море, а также сельди во фьордах. Охота на тюленя и гренландскую акулу давала дополнительный доход. Большинство семей имело небольшое домашнее хозяйство, несколько коров, свиней и овец. Кроме того, северные олени использовались в качестве транспортного средства, а их мясо шло в пищу. Норвежцы в Цыпнаволоке жили довольно хорошо в экономическом отношении, прежде всего потому, что были искусными рыбаками и хорошо умели использовать возможности, предоставляемые северной природой. Норвежцы, в отличие от саамского и финского населения Кольского полуострова, не были выделены как национальное меньшинство. Поэтому обучение в школе в Цыпнаволоке проходило на русском языке, и не предпринималось никаких специальных мер для сохранения норвежского языка и культуры. Тем не менее большинство родителей говорили со своими детьми на норвежском языке. Первые заседания сельсовета в Цыпнаволоке проходили с переводом с русского на норвежский, но с 1935 г. все заседания проходили исключительно на русском языке. Тогда уже русских в поселке стало больше, а норвежцы гораздо лучше владели русским языком. Большинство норвежцев сохранили библию и псалтырь на норвежском языке, и похоронные обряды были лютеранскими. Обычно одна из женщин заботилась о том, чтобы были зачитаны отрывки из Библии и чтобы умерший был предан земле с соблюдением норвежских обычаев. В 1930-е гг. норвежцы на Кольском полуострове сильно пострадали от политических преследований в Советском Союзе. Первые аресты произошли уже в 1930 г., но с полной силой эта трагедия обрушилась как на Цыпнаволок, так и на всю страну в целом, лишь в 1937 г. Шестеро взрослых мужчин были арестованы и отправлены в Ленинград, где они после коллектив- ного процесса были расстреляны, а их тела были брошены в общую могилу недалеко от Левашово, к северу от города. С 1930 по 1938 г. было расстреляно 17 человек из норвежской общины на Кольском полуострове. Около 25 мужчин и женщин попали в лагеря, и 10 из них не вернулись. Это означает, что каждый четвертый норвежец подвергся полити- ческим репрессиям. Летом 1940 г. все норвежское население Цыпнаволока было принудительно переселено по постановлению НКВД, принятому в соответствии с приказом Сталина очистить погра- ничные районы от чужеродных элементов. Норвежцев сначала поселили на берегу Онежского озера в Карелии, однако после перехода Финляндии в наступление на Советский Союз в июне 1941 г. они были отправ- лены далее на восток, и большинство оказалось в Архангельской области. Здесь им пришлось жить в очень тяжелых условиях. Многие умерли во время голода, поразившего этот район весной 1942 г. На норвежцев порой смотрели, как на возможных агентов норвежской и западной разведки, однако во время войны они оказались полезными для своего нового отечества. Многие норвежцы, в том числе братья Коре и Хокон Эйен, выполняли опасные задания в немецком тылу в Финнмарке. Оба брата позднее погибли в боях против немцев и были посмертно отмечены высокими наградами за подвиги. Кольские норвежцы часто были переводчиками и служили связующим звеном между советскими властями и беженцами из Финнмарка, которых зачисляли в советские войска (см. статью Ханса Кр. Эриксена). Участие норвежцев в войне способствовало тому, что после войны оставшимся в живых было разрешено вернуться на побережье Кольского полуострова, однако полуостров Рыбачий и Цыпнаволок стали закрытой военной зоной. Часть норвежцев обосновалась поэтому в Порт-Владимире, к западу от Мурманского фьорда. Они пытались поддерживать кое-какие норвежские традиции, но норвежский язык забывался, а дети получали русское воспитание. Воспоминания о жестокостях сталинского времени были еще свежи, и родители полагали, что у детей могут возникнуть проблемы, если они будут сохранять свой родной норвежский язык. Лишь после 1990 г. потомки норвежских колонистов на Кольском полуострове смогли возобновить контакты со своими родственниками в Норвегии. Сегодня вновь существуют тесные связи между семьями по обе стороны границы, и многие из кольских норвежцев приняли решение вернуться на родину своих предков. В Цыпнаволоке был установлен камень в память о норвежской колонии в Северо-Западной России, а на кладбище Левашово под Санкт-Петербургом появилась памятная плита жертвам террора 1930-х гг. Таковы немногие конкретные доказательства того, что когда-то существовала небольшая группа отважных норвежцев, рискнувших поселиться в великой России.
Автор: Мортен Йентофт
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник: Каталог выставки "Россия-Норвегия"
Цыпнаволок - норвежская колония в сталинском Советском Союзе
|