Ладьи Викингов
Ладьи Викингов Развитие Конструкции Новшества Конструкции Наталия Будур - КОРАБЛИ ВИКИНГОВ
Значительная роль в развитии и совершенствовании корабля принадлежит норманнам, или викингам, - северо-германским племенам, обитавшим на полуострове Ютландия и берегах Скандинавии. Норманны, хотя и заслужившие в истории человечества позорную славу морских грабителей и разорителей чужих городов, по праву являются выдающимися корабелами своего времени. Их суда воплотили в себе первые грамотные решения конструкции корпуса и послужили прототипом кораблей других морских народов Западной Европы.
Превосходные мореходные качества, верно выбранные пропорции и формы корпуса норманнских судов позволили викингам задолго до Колумба пересечь Атлантику и основать свои поселения в Гренландии и на полу - острове Лабрадор. Эпоха опустошительных набегов и завоевательных походов викингов с VIII по XI век - является также временем расцвета их судостроительного искусства. Длинные, узкие корабли, заполненные воинами, помогли викингам стать доминирующей силой в Европе на три столетия, начиная где-то с 800-го года от Р.Х.
&Древняя скандинавская поговорка гласит: "корабль - дом скандинава". С самых ранних лет корабль для воина-викинга был тем же, чем конь для сына степей - кочевника. Корабль служил крепостью в бою, местом хранения добычи при возвращении к родным берегам, его крепкие дубовые борта являлись надежным убежищем в шторм. И в свой последний путь бесстрашные вожди викингов - конунги отправлялись вместе с кораблем, очевидно, не представляя без него своей загробной жизни. Обычай хоронить знатных викингов вместе с кораблем способствовал тому, что сегодня мы знаем об уровне их судостроения не только из древних саг и наскальных рисунков.
Найденные на территории Норвегии в местностях Озеберг и Гокштад два корабля викингов относятся соответственно к IX и Х векам и сейчас хранятся в специальном музее Осло. Это боевые корабли, норманны называли их "длинными" (лонгшипы), а также в зависимости от размеров драккар ("дракон") или шнеккар ("змея"). Найденные корабли имеют длину около 23 м, один 15, другой 16 пар весел, клинкерную (кромка на кромку) обшивку и замечательно стройные обводы корпуса, плавно перетекающие в грациозно изогнутые штевни. Ученые утверждают, что строились нередко драккары длиной 30 м и более, а транспортные суда норманнов - кнорры, на которых викинги перевозили захваченный скот и лошадей, достигали 50- метровой длины. Гокштадский корабль не несет никаких украшений, зато озебергский имеет штевни, заканчивающиеся спиралевидными завитками в виде головы и хвоста змеи. По обеим сторонам штевней пущен резной узор из переплетенных змеиных голов, являющийся замечательным произведением декоративно-прикладного искусства древних скандинавов. Старые норвежские саги повествуют о том, что стилизованные изображения мифических драконов и змей были излюбленным украшением штевней кораблей викингов. Головы драконов иногда покрывали позолотой, а резные накладные доски на бортах часто изображали их лапы, крылья и чешую.
Вид вырастающих в морской дали чудовищ должен был приводить в ужас врагов и, несомненно, наводил панику на мирные прибрежные селения других стран. Известно, что при возвращении к родным берегам норманны зачехляли или даже снимали носовые фигуры, чтобы не испугать своих жен и стариков. Кроме устрашающих драконов и змей, корабли викингов иногда несли менее воинственные фигуры - резные изображения быка, льва, оленя или дельфина, а транспортные и рыбацкие суда часто не имели никаких украшений. Драккар короля норманнов Вильгельма Завоевателя, совершившего в 1066 г. захватнический поход в Англию, нес на форштевне позолоченную фигуру льва, а на ахтерштевне - деревянное изваяние вождя, дующего в боевой рог, со знаменем в другой руке.
Ладьи Викингов - Статьи о Викингах - Викинги - История Норвегии
|